Инклюзивная компетентность учителя:
содержание, диагностика, направления развития
Тюфякова Виктория Альбертовна
Одним из основных условий инклюзивного образования является профессиональная компетентность педагогов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения, обеспечивающего интегрированное образование. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса таких детей. Реализация инклюзивного образования связана с психологической готовность педагогических работников, их мотивацией и опытом. Поскольку в современном отечественном образовании реализуется компетентностный подход, в качестве целевого результата современного педагогического образования можно рассматривать «инклюзивную компетентность».
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности.
Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.
Инклюзивная компетентность педагогов относится к уровню специальных профессиональных компетентностей. Это интегративное личностное образование, обуславливающее способность учителей осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного образования, учитывая разные образовательные потребности учащихся и обеспечивая включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду образовательной организации и создание условий для его развития и саморазвития.
В структуру инклюзивной компетентности учителя входят ключевые содержательные (мотивационная, когнитивная, рефлексивная) и ключевые операционные компетенции, которые рассматриваются как компоненты инклюзивной компетентности учителя.
Мотивационная компетенция характеризуется глубокой личностной заинтересованностью, положительной направленностью на осуществление педагогической деятельности в условиях включения детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников, совокупность мотивов (социальных, познавательных, профессиональных, личностного развития и самоутверждения, собственного благополучия и пр.). Мотивационная компетенция определяется как способность на основе совокупности ценностей, потребностей, мотивов, адекватных целям и задачам инклюзивного обучения, мотивировать себя на выполнение определенных профессиональных действий.
Когнитивная компетенция определяется как способность педагогически мыслить на основе системы знаний и опыта познавательной деятельности, необходимых для осуществления инклюзивного образования, способность воспринимать, перерабатывать в сознании, сохранять в памяти и воспроизводить в нужный момент информацию, важную для решения теоретических и практических задач инклюзивного образования.
Рефлексивный компонент инклюзивной компетентности учителя включает рефлексивную компетенцию, проявляющуюся в способности к рефлексии деятельности в условиях подготовки и осуществления инклюзивного образования.
Операционный компонент инклюзивной компетентности учителя включает операционные компетенции, которые определяются как способность выполнения конкретных профессиональных задач в педагогическом процессе и представляют собой освоенные способы и опыт педагогической деятельности, необходимые для успешного осуществления инклюзивного образования, разрешения возникающих педагогических ситуаций, приёмов самостоятельного и мобильного решения педагогических задач, осуществления поисково-исследовательской деятельности.
Функциональная сфера инклюзивной компетентности представлена системой операционных ключевых компетенций, причем каждая операционная компетенция содержит в своем составе полный цикл ключевых содержательных компетенций:
- диагностическая - способность постановки верного диагноза уровня развития ученического коллектива, развития личности, обученности и воспитанности отдельных учащихся, состояния педагогического процесса в целом и на отдельных его этапах в условиях инклюзивного образования;
- прогностическая - способность предвидеть результаты тех или иных педагогических действий в условиях инклюзивного образования;
- конструктивная - способность конструирования педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования путем постановки адекватных данным диагностики целей (как общих, так и индивидуальных) и грамотного планирования своей педагогической деятельности, с учетом разных образовательных потребностей учащихся, варьирования формами, методами и средствами обучения;
- организационная - способность организации педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования, творческое применение в профессиональной деятельности индивидуального подхода (например, обучение по индивидуальному образовательному маршруту);
- коммуникативная - способность устанавливать конструктивные отношения с субъектами педагогического процесса, способствующие эффективному осуществлению инклюзивного образования;
- технологическая - способность осуществления методик и технологий инклюзивного образования для детей с разными образовательными потребностями и различными видами нарушений в развитии;
- коррекционная - способность корректировать ход педагогического процесса на любом его этапе, учитывая результаты промежуточной и итоговой диагностики;
- исследовательская - способность изучать, анализировать педагогические явления, проводить опытно-экспериментальную работу.
Существуют методика диагностики инклюзивной готовности педагога, автор Хитрюк В.В. Анкета в которой 196 суждений и педагог оценивает их по шкале от 1 до 10. Сумма баллов, находящаяся в диапазоне 99 – 110 баллов, свидетельствует о готовности респондента представить себя как полностью соответствующего социальным нормам (Хитрюк В.В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего образования. Методика диагностики инклюзивной готовности педагогов: Дис. ….д-ра пед. наук [13.00.08 – теория и методика профессионального образования] / В.В. Хитрюк. – Калининград, 2015. – С. 164– 169. М).
Рассмотрим деятельность по формированию основ инклюзивной компетентности в соответствии с теорией И.А. Зимней. Она выделяет следующие средства формирования и оценки компонентов инклюзивной компетентности
Средства формирования и оценки компонентов инклюзивной компетентности
Аспект компетентности |
Используемые формы | Оценочные средства |
Мотивационный | Средства искусства (просмотр кинофильмов, чтение художественной литературы, про театр в видеозаписи), взаимодействие с детьми во внеучебной деятельности |
Эссе (размещается в электронно-образовательной среде) |
Когнитивный | Традиционные и интерактивные формы занятий, работа с литературой и источниками | Тесты. Разработка оценочных средств контроля достижения обучающимися предметных, личностных и метапредметных результатов образования (размещается в электронно-образовательной среде). Диагностическое портфолио. Проект. |
Поведенческий | Моделирование педагогических ситуаций. Взаимодействие с детьми в учебной деятельности |
Рефлексивный анализ размещается в электронно-образовательной среде) |
Ценностно-смысловой | Тренинги | Заполнение репертуарных решеток (Дж.Келли) с анализом их содержания |
Эмоционально-волевая регуляция | Супервидение. Анализ видеоматериалов |
Экспертная оценка |
В первую очередь для развития и понимания инклюзивного образования, необходимо ознакомиться с нормативными документами, касающимися детей с ограниченными возможностями здоровья. Такими, как Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и др.
Также следует ознакомиться с научно-методической литературой, касающейся особенностей детей всех нозологий, таких как нарушения опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития, расстройства аутистического спектра и т.д. Для закрепления и более качественной обработки полученной информации следует пройти обучающие курсы, прослушать обучающие вебинары, а также пробовать применять полученные навыки на практике. Немаловажную роль в работе молодого педагога над темой самообразования играет наставник, который на протяжении всего времени поддерживает, помогает советами, направляет, не дает сбиться с намеченного пути. Также наставник подталкивает к тому, чтобы молодой педагог учился у других учителей и делился с ними своими открытиями. Наставник подсказывает, как поступить в самых сложных ситуациях, как облегчить или упростить рабочий процесс и всегда рядом, когда это нужно. Также есть различные курсы повышения квалификации, где каждый учитель может повысить уровень профессиональной инклюзивной компетенции.
Готовность к реализации инклюзивного образования (предпосылка становления инклюзивной компетентности) должна формироваться с повышения квалификации, профессиональной переподготовкой. Обсуждаемую проблему инклюзивной компетентности педагогов можно сравнить с айсбергом, однако представляется, что чем больше она будет обсуждаться не в дискуссионно-критическом, а конструктивном ключе, тем легче будет продвинуться в ее решении.