Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Совместная работа педагогов и родителей
по развитию связной речи у детей 6-7 лет

Лупашку Ирина Викторовна
Все родители и педагоги ДОУ стремятся к тому, чтобы речь дошкольника к 6-7 годам стала не только понятной окружающим, но была грамотной, богатой, точной, разнообразной, выразительной, оригинальной и т. д.  Для этого нужно знать, как ее развивать и формировать. Педагоги и родители объединяют свои знания, умения и усилия в этом вопросе.
В основе, как и в младшем возрасте, лежит словарная работа: уточнение, активизация и обогащение словаря детей. В этом возрасте детей знакомят с многозначностью слов. Без помощи взрослого детям сложно понять это явление. Зато потом, какой восторг вызывает знание и «открытие», что ручка бывает дверной, шариковой, рукой младенца и куклы и т. д. Детям становится легче образовывать и понимать родственные слова,  это очень пригодится в школе.
На занятиях в этом возрасте дети встречаются с синонимами, подбираются слова, разные по звучанию, но имеющие одинаковое или близкое значение. Поскольку синонимы позволяют с разных сторон охарактеризовать один предмет, важно приучать детей замечать разнообразие слов, подбирать наиболее подходящие в каждом конкретном случае.
Средством выразительности речи являются также антонимы — слова, имеющие противоположное значение. Антонимы привлекают старших дошкольников, и они часто придумывают игры со словами. Например, в которых нужно закончить фразу, сравнив два признака: «Этот шарф длинный, а этот..., Кирпич твёрдый, а подушка..., Одна картина висит высоко, а другая..., Холодно зимой, а жарко …». Работа с антонимами способствует развитию мышления, пространственных, временных представлений, умению сравнивать.
Овладение словарем — это не только усвоение слова и его понимание, но и обязательно его активное употребление в обиходной речи. Только в этом случае можно говорить о богатстве словаря ребенка.
Образными выражениями дети пользуются при пересказе, в играх-драматизациях и т. д. Прилагательных и наречий в речи дошкольников мало. Умение детей употреблять эти части речи во многом зависит от того, насколько часто ими пользуется окружение ребенка. Одним из основных путей обогащения и активизации словаря является знакомство с художественной литературой. Дети старшего дошкольного возраста обожают такие произведения, для которых характерны динамичность развертывания сюжета, завершенность действий и поступков героев. После прочтения произведения требуется беседа с разбором художественных деталей, уточняющих и закрепляющих те или иные слова. И тут же начинается игра в героев книги!
Специальные игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи позволяют формировать такие умения, как правильное употребление несклоняемых существительных, употребление существительных во множественном числе родительного падежа, согласование слов в предложении в роде и числе, образование существительных при помощи суффиксов и глаголов при помощи приставок и др.
В ходе игровой деятельности у детей нет желания использовать сложные формы предложений. Дошкольникам трудно заимствовать их из художественных произведений. Поэтому педагоги и родители проводят работу, направленную на формирование у детей умения строить не только простые, но и сложные предложения. Вопросы: «Почему? Когда? Что сделать, если...?» и т.д. побуждают детей давать развернутые ответы и помогают достичь цели.
Логически последовательно и грамматически правильно излагать мысли, точно и образно передавать содержание — задача не из легких. Детей подготовительной группы обучают составлять рассказы по серии сюжетных картинок, составлять описательные рассказы. Рассказы детей не всегда соответствуют сюжету, логичны и образны. В рассказах встречается много повторов, личных местоимений («он делал», «они пошли»), неточное употребление предлогов. И с этой проблемой дошкольникам помогают справляться педагоги и родители.
У детей седьмого года жизни совершенствуется слуховое внимание и фонематическое восприятие. В ДОУ формируют новое умение — выделять звук на фоне слова, определять место звука в слове, определять звук, изменивший значение слова (кит - кот, сом - сон), обучают слоговому и звуковому анализу слов. А родители, закрепляют эти навыки дома. Внимание дошкольников совершенствуется при выполнении упражнений на подбор рифмы к стихотворным строчкам, чистоговоркам.
Приобщая будущих школьников к художественной литературе, взрослые помнят о том, что в подготовительной группе многие дети пытаются читать самостоятельно, стремятся получить информацию сами. Это требует от ребенка усилий, а от педагогов и родителей своевременной помощи. Дошколят знакомят с былинами, обрядами (коляда, Масленица), небылицами, пословицами, считалками и загадками. В программный список поэтических произведений входят стихотворения А. Пушкина, А. Блока, М. Волошина, А. Ремизова, П. Соловьевой и других поэтов. Рекомендованы литературные сказки отечественных (П. Ершов, А. Ремизов, К. Ушинский, К. Паустовский и др.) и зарубежных (А. Линдгрен, Б. Поттер, С. Тонелиус и др.) авторов. В список рекомендованных произведений включены повести и рассказы, которые, пришлись по душе именно детям 6–7 лет (А. Куприн, «Слон»; Н. Телешов, «Уха» (в сокращении); К. Коровин, «Белка»; рассказы Ю. Коваля и т. д.). Чтение вслух дарит первое впечатление ребенку о книге. Эмоциональные переживания детей напрямую связаны с так называемой тональностью произведения, которую надо дать им почувствовать. Перед тем как начать читать книгу, педагог говорит добрые слова о ней и ее авторе. Если произведения этого автора уже знакомы детям, следует непременно напомнить им об этом. Прежде чем предложить детям книгу для самостоятельного рассматривания, педагог обращает внимание на некоторые моменты в иллюстрациях (например, передача настроения цветом). Точно так же детей продолжают знакомить с книгой и родители. Перечень произведений для чтения детям 6–7 лет внушителен. Взрослым следует избегать таких вопросов, как: «Какие сказки ты знаешь?», «Какие помнишь стихи?» Целесообразно взять несколько произведений разных жанров и напомнить детям начало или отрывок из него. Если ребенок знает произведение, то вспомнит название или содержание. Воспитание читателя, способного воспринимать все богатство художественного слова и поделиться своими впечатлениями о прочитанном произведении - это процесс долгий и трудный. Если первоначальное введения ребенка в книжную культуру будет успешным, то совместная работа педагогов и родителей себя оправдала.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»