Современные представления об оптико-пространственных
функциях у детей старшего дошкольного возраста
с задержкой психического развития
Хухарева Анастасия Игоревна
В последние годы в психологической и педагогической науке, а также в нейропсихологии наблюдается рост интереса к изучению пространственных представлений человека. Этот интерес вызван тем, что всё больше исследователей приходит к выводу о необходимости анализа познавательных процессов, привычных для человека.В философии пространство обозначают как объективную реальность, независимую от нашего сознания и отражаемую им. Главная функция пространственного мышления состоит в том, чтобы воспроизвести и преобразовать пространственные свойства и отношения объектов: их форму, величину, взаимное положение частей. Пространственное соотношение – это соотношение между объектами пространства или их пространственные признаки. Они выражаются понятиями о направлении: ( вперёд-назад, вверх –вниз…),расстояниях ( близко- далеко),отношениях( ближе- дальше), местоположении( в середине), протяжённости объектов пространства ( высокий – низкий, длинный-короткий).
Исследованиям пространственных представлений посвящены работы А.Р.Лурия , М.С.Лебединкого , Г. Экаена , Б.Г. Ананьева , опубликованные в середине XX века.
Французский исследователь Ж.Пиаже выделил 3 стадии развития пространственного познания, которые соответствуют преимущественному использованию ребёнком одного из трёх видов информации: топологической, проективной и метрической. Следовательно, общим направлением развития Пиаже считал движение от типологии к метрике, которое сопровождается преодолением эгоцентризма в оценке расстояния и взаимоположения объектов.
В 30-х годах ХХ века Ф.Н.Шемякин изучал пространственные представления о естественной городской среде у детей различных возрастных групп. Он установил, что в дошкольном и младшем школьном возрасте эти представления тесно связаны с повседневным сенсомоторным опытом: дети сравнительно легко выделяют ориентиры на пути обычных прогулок, отмечают повороты, которые необходимо сделать. В то же самое время им трудно представить и соотнести подобную « карту-путь» с более обширной площадью, не включённой в маршруты типичных перемещений. Ф.Н.Шемякин доказал, что подобное обозрение « с опорой на зрительные образы» доступно в более старшем возрасте. Таким образом, в онтогенезе « карта-путь» и « карта-обозрение» представляют собой последовательные, хотя и частично пересекающиеся этапы развития пространственных представлений.
Исследователи В.Л.Деглин , Л.И.Московичюте , Н.Н.Николаенко, А.В.Семенович относят пространственные представления к базису, над которым надстраивается вся совокупность высших психических процессов. Полноценное развитие пространственных представлений обеспечивает в дальнейшем правильное формирование речевых функций, счётных операций, чтения, письма, конструктивного мышления. Исследователи отмечают, что нарушения пространственных представлений затрудняют формирование ВПФ и препятствуют ходу нормального развития личности в целом.
Нейропсихологические исследования показывают, что пространственные представления, как и другие психические процессы, активизируются благодаря тесному межполушарному взаимодействию. Каждая из мозговых гемисфер вносит свой функциональный вклад в такое взаимодействие. За выполнение движений в пространстве ответственны теменные и теменно-затылочные зоны коры , а также совместная деятельность пространственного, слухового и вестибулярного анализаторов. Таким образом, пространственные действия обеспечивает височно-теменная – затылочная зона.
Исследования Б.Г.Ананьева показали, что ориентирование человека в пространстве формируется на основе восприятия им собственного тела, которое складывается из сочетания пространственно-тактильной чувствительности, мышечно-суставных и органических ощущений. Исследователь назвал это комплексное восприятие собственного тела « схемой тела». Процесс формирования схемы тела у ребёнка связан с развитием дифференцирующей работой КГМ. Сенсомоторная деятельность направлена на установление отношений между движением и соответствующими изменениями в различных сенсорных полях. Е.М.
О.И.Галкина исследовала связь между уровнем развития у детей пространственных представлений и степенью дальнейшего усвоения ими знаний и умений по различным предметам.
А.Н.Корнев , рассматривая проблему нарушения чтения и письма у детей, установил взаимосвязь между уровнем сформированности зрительно-моторной координации и степенью овладения навыками письма. Исследователь отмечает, что в возрасте 6-8 лет происходит наибольшее развитие межанализаторной интеграции. Развитие двигательного анализатора до 4-5 лет детерминирует овладение произвольной регуляцией движений руки. Рисуя, дети в этом возрасте опираются на « память руки». Зрительный контроль за движениями отсутствует. Постепенно происходит межсенсорная интеграция кинестетических ощущений во время рисования и зрительных образов, воспринимаемых при этом. Рука как бы « учит глаз». При этом « глаз», обогатившийся опытом руки, принимает участие в управлении движениями. С этого момента зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее положение в регуляции графо-моторных движений и развитии навыков письма и чтения. Й.Йрасек называет сформированность этих способностей одним из показателей « школьной зрелости».
Таким образом, исследования показывают, что восприятие пространства является сложным полифункциональным процессом. Пространственные представления относятся к базису, над которым надстраивается вся совокупность высших психических процессов. Определение уровня и особенностей восприятия пространства есть одно из объективных показателей в научной диагностике умственного развития ребёнка.
Литература.
1.Ананьев Б.Г.,Рыбако Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей .-М.,Просвещение, 1964.
2.Выготский Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное (собрание трудов)//комм. И.В. Пешкова. – М.: Лабиринт, 2001.
3. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте – М., 2003.
4. Лебединский В.В., Марковская И.Ф., Лебединская К.С, Фишман М.М, Труш В.Д. Клинико–нейропсихологический и нейрофизиологический анализ аномалий психического развития детей с явлениями минимальной мозговой дисфункции // А.Р.Лурия и современная психология.— М.,1982.
5. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО.№ 9, 2005.
6. Лубовский В.И. Высшая нервная деятельность и психические особенности детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1972. – № 4.