Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Современные представления об оптико-пространственных
функциях
у детей старшего дошкольного возраста
с задержкой психического развития

Хухарева Анастасия Игоревна
       В последние годы в психологической и педагогической науке, а также в нейропсихологии наблюдается  рост интереса к изучению пространственных представлений человека.  Этот интерес вызван тем, что всё больше исследователей приходит к выводу о  необходимости анализа познавательных процессов, привычных для человека.
      В философии пространство обозначают как объективную реальность, независимую от нашего сознания и отражаемую им. Главная функция пространственного мышления состоит в том, чтобы  воспроизвести и преобразовать пространственные свойства и отношения объектов: их форму, величину, взаимное положение частей. Пространственное соотношение – это соотношение между объектами пространства  или их пространственные признаки. Они выражаются понятиями о направлении: ( вперёд-назад, вверх –вниз…),расстояниях ( близко- далеко),отношениях( ближе- дальше), местоположении( в середине), протяжённости объектов пространства ( высокий – низкий, длинный-короткий).
     Исследованиям  пространственных представлений посвящены работы А.Р.Лурия , М.С.Лебединкого , Г. Экаена , Б.Г. Ананьева , опубликованные в середине XX века. 
    Французский исследователь Ж.Пиаже  выделил 3 стадии развития пространственного познания, которые соответствуют  преимущественному использованию ребёнком одного из трёх видов информации: топологической, проективной и метрической. Следовательно, общим направлением развития Пиаже считал движение от типологии к метрике, которое сопровождается преодолением эгоцентризма в оценке расстояния и взаимоположения объектов.
    В 30-х годах ХХ века Ф.Н.Шемякин  изучал пространственные представления о естественной городской среде у детей различных возрастных групп. Он установил, что в дошкольном и младшем школьном возрасте эти представления тесно связаны с повседневным сенсомоторным опытом: дети сравнительно легко выделяют ориентиры на пути обычных прогулок, отмечают повороты, которые необходимо сделать. В то же самое время им трудно представить и соотнести подобную « карту-путь» с более обширной площадью, не включённой в маршруты типичных перемещений.  Ф.Н.Шемякин доказал, что  подобное обозрение « с опорой на зрительные образы» доступно в более старшем возрасте. Таким образом, в онтогенезе « карта-путь» и « карта-обозрение» представляют собой последовательные, хотя и частично  пересекающиеся этапы развития пространственных представлений.
    Исследователи В.Л.Деглин , Л.И.Московичюте , Н.Н.Николаенко, А.В.Семенович  относят пространственные представления к базису, над которым надстраивается вся совокупность высших психических процессов. Полноценное развитие пространственных представлений  обеспечивает в дальнейшем правильное формирование речевых функций, счётных операций, чтения, письма, конструктивного мышления. Исследователи отмечают, что нарушения пространственных представлений  затрудняют формирование ВПФ и препятствуют ходу нормального развития личности в целом.
  Нейропсихологические исследования  показывают, что пространственные представления, как и другие психические процессы, активизируются благодаря тесному межполушарному взаимодействию. Каждая из мозговых гемисфер вносит свой функциональный вклад в такое взаимодействие. За выполнение движений в пространстве ответственны теменные и теменно-затылочные зоны коры , а также совместная деятельность пространственного, слухового и вестибулярного анализаторов. Таким образом, пространственные действия обеспечивает височно-теменная – затылочная зона.
   Исследования  Б.Г.Ананьева   показали, что ориентирование человека в пространстве формируется на основе восприятия им собственного тела, которое складывается из сочетания пространственно-тактильной чувствительности, мышечно-суставных и органических  ощущений. Исследователь назвал это комплексное восприятие собственного тела « схемой тела». Процесс формирования схемы тела у ребёнка связан с развитием дифференцирующей работой КГМ. Сенсомоторная деятельность направлена на установление отношений между движением и соответствующими изменениями в различных  сенсорных полях. Е.М.   
     О.И.Галкина   исследовала  связь между уровнем развития у детей пространственных представлений  и степенью дальнейшего усвоения ими знаний и умений по различным предметам.
   А.Н.Корнев , рассматривая проблему нарушения чтения и письма у детей, установил взаимосвязь между  уровнем сформированности зрительно-моторной координации и степенью овладения навыками письма.  Исследователь отмечает, что в возрасте 6-8 лет происходит наибольшее развитие межанализаторной интеграции.  Развитие двигательного анализатора до 4-5 лет детерминирует  овладение произвольной регуляцией движений руки.   Рисуя, дети в этом возрасте опираются на « память руки». Зрительный контроль за  движениями отсутствует.  Постепенно происходит межсенсорная интеграция кинестетических ощущений  во время рисования  и зрительных образов, воспринимаемых при этом. Рука как бы « учит глаз». При этом « глаз», обогатившийся опытом руки, принимает участие в управлении движениями. С этого момента зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее положение в регуляции графо-моторных движений и развитии навыков письма и чтения. Й.Йрасек   называет сформированность этих способностей одним из показателей « школьной зрелости».
  Таким образом,  исследования показывают, что восприятие пространства является сложным полифункциональным процессом. Пространственные представления относятся к базису, над которым надстраивается вся совокупность высших психических процессов. Определение уровня и особенностей восприятия пространства есть одно из объективных показателей в научной диагностике умственного развития ребёнка.
 
Литература.
1.Ананьев Б.Г.,Рыбако Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей .-М.,Просвещение, 1964.
2.Выготский Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное (собрание трудов)//комм. И.В. Пешкова. – М.: Лабиринт, 2001.
3. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте – М., 2003.
4. Лебединский В.В., Марковская И.Ф., Лебединская К.С, Фишман М.М, Труш В.Д. Клинико–нейропсихологический и нейрофизиологический анализ аномалий психического развития детей с явлениями минимальной мозговой дисфункции // А.Р.Лурия и современная психология.— М.,1982.
5. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО.№ 9, 2005.
6. Лубовский В.И. Высшая нервная деятельность и психические особенности детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1972. – № 4.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»