Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Альтернативная и дополнительная коммуникация
как способ успешной работы с детьми с легкими
интеллектуальными нарушениями в условиях ФГОС

Голубева Екатерина Алексеевна
               В настоящее время  является важным и  актуальным вопрос социализации и интеграции детей интеллектуальными нарушениями. И становится понятно, что решение проблемы включения детей с ОВЗ в активную жизнь социума невозможно без налаживания с ними социального взаимодействия и коммуникации.
            Коммуникация – это процесс установления и развития контактов
между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией и характеризующийся взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.
            Традиционным для осуществления коммуникативного воздействия в обществе является использование речевых средств общения. Особенности вербальной речи детей с ОВЗ, такие как минимальный словарь, ограничивающий способность к восприятию и пониманию речи окружающих, недостаточная мотивация к использованию речи в общении или отсутствие речи совсем, затрудняют процесс общения с другими людьми, в дальнейшем делают практически невозможным полную социализацию детей с ОВЗ.  
             В школе  обучаются дети с ОВЗ, с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости. Речь учащихся, если она есть, формируется крайне медленно и ограниченно, её понимание часто затруднено. Речевые нарушения носят системный характер и распространяются на все её функции – коммуникативную, познавательную, регулирующую.
            Одним            из        инструментов            способствующих             уменьшению
нежелательных для социума проявлений, а также приемов способствующих успешности учащегося в коммуникативной сфере, является АДК.
            Альтернативная коммуникация – это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны удовлетворительно объясниться. Альтернативная коммуникация используется для построения системы коммуникации; развития навыка самостоятельного доносить информацию; развития способности ребенка выражать свои мысли и желания с помощью символов, жестов и т.д. У детей с ЛИН есть свои особенности, в том числе и речевые. Чаще всего наблюдается системное недоразвитие речи. Степень нарушения речи находится во взаимосвязанности с уровнем общего психического недоразвития. Учащийся с умственной отсталостью, с ЛИН, не владеющий вербальной речью, становится непонятным окружающим, что затрудняет полноценное общение с ним. Выходом из этой ситуации является обучение ребенка использованию альтернативных средств коммуникации. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или замены речи (в случае ее отсутствия).  Эти особенности и вызывают потребность использования АДК в образовательном процессе и в досуговой деятельности детей.
            Дополнительная коммуникация  используется специалистами (логопед, дефектолог) и учителями в работе с детьми с нарушениями двигательных функций, если у ребенка есть проблемы интеллектуального характера, при нарушении эмоциональной сферы, а так же в работе с детьми со специфическими органическими проблемами артикуляционного аппарата. Все эти нарушения приводят к тому, что у ребенка ограниченно использование и понимание звуковой речи при общении. 
           Рассматривая то, что обучающиеся с тяжелыми нарушениями развития не имеют возможности в полной мере использовать речь, которая играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, является фундаментальной основой социального взаимодействия, регулятором поведения и т.д., тогда возникает надобность введения в их распоряжение более понятную им систему общения, т.е. систему невербальных средств общения, способствующую развитию коммуникативных навыков, дающих возможность к общению и обучению, а также всестороннему развитию, и социализации в общество.
            При использовании средств альтернативной и дополнительной коммуникации специалисты школьной службы сопровождения решают следующие задачи в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с тяжелыми множественными нарушениями развития:
Развитие социально-бытовой ориентировки обучающихся с ЛИН
Формирование правильных представлений о себе, социальном мире
Развитие абстрактного мышления и символической деятельности
Запоминание и усвоение новых слов
Создание «мостика» к устной речи
Формирование экспрессивной речи
Приобретение навыков невербального общения;
Повышение мотивации к общению;
Возможности легче выражать свои желания и мысли; 
 Развитие внимания, воображения, памяти. 
          Актуальность использования альтернативных средств коммуникации обусловлена тем, что в настоящее время растет количество детей, имеющих такие нарушения развития, при которых речь либо отсутствует, либо представлена отдельными вокализациями. В таких случаях работа с данной категорией детей затруднена, так как возникают сложности взаимопонимания ребенка и взрослого. Мы говорим о таких нарушениях развития, как расстройства аутистического спектра, органические поражения речевых зон коры головного мозга, нарушения опорно-двигательного аппарата, особенности развития эмоционально–волевой сферы, нарушения слуха и/или зрения, комплексные нарушения. В таких случаях педагог, работающий с перечисленными категориями детей, должен обладать знаниями по установке контакта с ними, должен знать, как вступить в диалог с безречевым ребенком. Основной целью на начальном этапе обучения таких детей является поиск альтернативных средств общения, с помощью которых ребенок смог бы вступать во взаимодействие с педагогами; понимая, что от него требуют; что необходимо сделать.     Активное введение в коррекционную работу средств альтернативной коммуникации, позволяет повысить результативность коррекционного воздействия в образовательном процессе. Ниже приведены альтернативные средства общения, которые используются в коррекционной работе с неговорящими детьми, имеющими особые образовательные потребности:
Язык жестов;
Графическая коммуникация (картинки, пиктограммы, фотография, цветная картинка, черно-белая, напечатанное слово);
Вспомогательные технические средства;
         Жест (лат.gestus-движение тела)-некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определенное значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом. Одним из способов развития «коммуникативной» функции у учащихся с ТМНР являются невербальные средства коммуникации. В связи с этим становиться нужно обучать учащихся правильному использованию имеющихся дословесных средств, появлению новых знаков, развитию их функционального содержания. Кроме того жесты используются как дополнение к речи. Но в большинстве случаев учащиеся с ТМНР не овладеют словесными средствами коммуникации, и в таком случае использование невербальных средств общения становится одним из путей в организации и успешной социализации детей.
Человеческое общение осуществляется либо через произнесенное слово, а в случаях с детьми с ЛИН, дополняется еще и мимика, жесты или с использованием картинок символов. Жесты и мимика могут показать и выразить какое-то эмоциональное состояние человека. Одной из задач обучения и воспитания детей с ЛИН это научить их пользоваться системой жестов и мимикой в повседневной жизни. Начиная от самой доступной формы выражать свои потребности, например, знак согласия и отрицания. Естественная жестикуляция может помочь данной категории детей в трудной ситуации или для выражения своих потребностей, желаний или просьбы. Ведь жест является уникальным инструментом, позволяющим визуализировать образ того или иного слова действия.
Пиктограмма – знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. 
           Использование пиктограмм дает помогает учащимся обозначить свои
потребности и желания (питье, туалет, потребность побыть одному, слушание музыки и т.п.) Дети могут составить рассказ о своей жизни вне школы, о семье, о каком-то эмоционально важном для них событии с помощью пиктограммы. Применение пиктограмм дает возможность закрепить полученные навыки, которые повторяются каждый день (еда, питье, туалет, мытье рук, игры, отдых и т. д.).  В коррекционной работе  учитель –логопед использует средства альтернативной коммуникации различным  темам (осень, одежда, овощи, магазин и т.д.),и  при изучении различных лексических тем: «Я и моя семья», «Мой дом», «Школа», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Игры и забавы детей», «Времена года: лето, осень, зима, весна».
         Так же   имеет большое значение в коррекционной работе  визуальное расписание разных видов, куда входят и режимные моменты, и занятия со специалистами школы (логопеды, дефектологи, психологи). В школе  разработаны визуальные расписания в каждом классе свое, учитывая контингент класса и индивидуальные особенности каждого ребенка. У учащихся с ТМНР младших классов существует наиболее простой вариант  расписания-это картонный планшет «сейчас-потом»: простая последовательность действий, событий из двух карточек или картинок. Например: сейчас урок, потом играть. Когда это простая цепочка отработана, и ребенок начинает ориентироваться в ней, то вводится усложненное расписание, т.е. оно расширяется и наполняется различными мероприятиями и последовательностью действий в течении дня. В расписание включаются занятия со специалистами службы сопровождения школы, которые действительно проходят именно в такой последовательности. В расписании всегда размещаются наглядные материалы, например: фотографии учителя, воспитателя, логопеда, дефектолога, учителя АФК, психолога. Расписание всегда располагается на постоянном месте (в классе, у специалиста в кабинете). В старших классах тоже существуют визуальные расписания, они имеют более упрощенный вариант, и развернуты по видам деятельности и по урокам, если в младшие школьники выставляют одну карточку, то старшие имеют возможность выстроить всю цепочку на данный учебный день.
      У каждого обучающегося школы существует коммуникативная книга или коммуникативный альбом, с учетом его индивидуальных особенностей, т.е. для детей с нарушениями зрения мы взяли черно-белые пиктограммы, для младших школьников цветные картинки и т.д., с которым ребенок выстраивает свою коммуникацию не только в досуговой деятельности, но и на занятиях. В этих книгах отражены и подобраны темы наиболее значимые для каждого ребенка (семья, дом, школа, дорога в школу, магазин и т.д.) В коммуникативных книгах отражаются изображения наиболее значимых для ребенка предметов и видов деятельности, так, например, чаще используются пиктограммы обозначающие инструкции, а также карточки эмоционального состояния ребенка. Учитель-логопед активно использует коммуникативную книгу с детьми не владеющими вербальными средствами общения, созданы карточки на каждую лексическую тему, что позволяет расширять и обогащать словарь школьника.
           Также можно использовать  на занятиях книжки-раскладушки, где выделены определенным цветом предметы, действия, признаки, явления, качества. Обучающиеся работают с данным пособием как на занятиях логопеда, так и на уроках. Детям предлагается такие задания: «составь предложение», «доскажи словечко…», «ответь на вопрос», «назови признаки», «назови одним словом», «что это?», «опиши предмет» и т.д. Это пособие используется на многих уроках, таких как СБО, здоровье и ОБЖ, альтернативное чтение, окружающий мир и на занятиях учителя-логопеда. Например, логопед обозначает с каким обучающимся необходимо закрепить дифференцировку предлогов «на» и «под», передаёт учителю материал, учитель работает по книжке-раскладушке по заданному материалу, закрепляя тем самым знания и умения ребенка. Далее работа может усложнятся. На основе сюжета несложной картины составляется предложение. Ребёнку предоставляется возможность самостоятельно построить предложение. Далее возможна работа по составлению 2 – 4 –х предложений, объединённых одной темой, с опорой сначала на серию картин, затем на одну сюжетную картину.         Таким образом, использование «раскладушек» и пиктограмм на коррекционных занятиях побуждают обучающихся   к самостоятельному высказыванию, активизируя их речевую и познавательную деятельность.          Помимо печатных коммуникативных альбомов и книг, в нашей школе применяются технические устройства коммуникации. С их помощью ученики получают возможность активно использовать устную и письменную речь, иметь экспрессивное звуковое оформление речевого высказывания. Технические средства позволяют записывать, сохранять в памяти устройства и использовать голосовые выражения или синтезированный голос.
     Подводя черту под вышесказанным, хочется отметить, что правильно выбранный способ коммуникации для нуждающихся учащихся с ЛИН, позволяет им выражать свои чувства, эмоции, переживания, делиться впечатлениями и вести светскую беседу и иметь таким образом возможность быть активным членом общества, не оставаясь за чертой молчания и непонимания.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»