Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование пальчиковых игр в работе с детьми с ОВЗ

Хромченко Эльвира Кашафовна
Пальчиковые игры это  набор упражнений, направленных на развитие мелкой моторики руки, т. е. совместных действий систем организма человека (мышечной, зрительной, нервной, костной), формирующих способность выполнять точные, мелкие движения пальцами и кистями.
Применение пальчиковых игр в работе с умственно отсталыми детьми способствует обучению  эмоционально-тактильным, невербальным и вербальным способам взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- развивает подражание движениям и действиям взрослого, интерес к совместной деятельности с педагогом;
- развивает координацию движений пальцев и рук, осязательные ощущения;
-помогает развивать речь;
- развивает эмоциональную выразительность;
- развивает внимание, память, воображение;
- способствует развитию пространственного мышления;
снимает тревожность.
Пальчиковые игры   можно проводить в подгруппах и коллективно, постепенно расширяя способы позитивного взаимодействия со сверстниками и индивидуально с каждым ребенком.
Пальчиковые игры требуют от детей четкого выполнения движений, а в сочетании  с кинезиологическим упражнением у них  развиваются навыки самоконтроля. Обучающиеся  с умственной отсталостью  испытывают затруднения в смене позиций кистей рук. Поддержанию интереса и внимания способствует ритмичный веселый текст. 
В своей работе при проведении коррекционно-развивающих занятий  я использую следующие игры: 
Сом.
Солнце село в камыши, (опускают кисти рук вниз)
Возле речки ни души, (загибают пальцы на обеих руках)
Шевеля едва хвостом (складывают ладони вместе и плавно поворачивают ими влево, то вправо)
Спит в реке усатый сом(складывают ладони лодочкой  и подносят под ухо). 
Тесто.
Я расту, (поднимают руки вверх)
Я разбухаю, (разводят руки в стороны)
Подрумянюсь, (сжимают пальцы обеих рук в кулак)
А потом стану вкусным пирогом (разводят руками в стороны, описывая ими круг) 
Тетрадь.
Я в линейку, («чертят»  указательным пальцем  вертикальные линии)
Я и в клетку, («чертят» указательным пальцем  квадрат)
Жду хорошую отметку (растопыривают пять пальцев правой руки)
На уроках я молчу, (подносят указательный палец к губам)
Быть отличницей хочу (поднимают руки вверх и показывают пальцы на обеих руках). 
Зайчик.
Раз, два, три, четыре, пять (загибают на счет каждый палец правой (левой) руки)
Зайчики пошли гулять (руки ладонями вниз, сгибают и разгибают пальцы)
Вдруг лисичка выбегает (пальцы «бегут» по воздуху)
Говорит: «Я всех вас съем» (соединяют большой и остальные пальцы на обеих руках, имитируя движение губами)
Глядь: (разводят руками)
А зайчиков уж нет (сжимают пальцы в кулаки) 
Апельсин.
Мы делили апельсин (левая рука  в кулаке, правая ее обхватывает)
Много нас (показывают все пальцы)
А он один (показывают один палец, затем все пальцы на руке сжимают)
Эта долька-для ежа (правой рукой, поочередно, разжимают пальцы на левой руке, как бы раздавая каждому персонажу по дольке)
Эта долька-для чижа,
Эта долька-для котят,
Эта долька-для утят,
Эта долька-для бобра,
 А для волка-кожура (встряхивают кисти обеих рук) 
Гимнаст.
Он артист, он гимнаст (сжимают и разжимают пальцы)
Кувыркаться он горазд, (выполняют вращательные движения  кулаками)
И ходить вниз головой по арене цирковой (указательным и средним пальцем «ходят»  по столу по кругу). 
Белка.
Я скачу туда-сюда
По деревьям ловко («скачут» пальцами по столу)
Не пустует никогда у меня кладовка  ( пальцами одной руки тычут в открытую ладонь другой руки) 
Волк.
День и ночь по лесу рыщет (выполняют движения руками вперед, попеременно сгибают и разгибают пальцы)
День и ночь добычу ищет  («бегают» пальцами по столу)
Ходит-бродит он молчком (указательный палец правой руки прижимают к губам, а средний и указательный палец левой руки «ходят» по воздуху)
Уши серые торчком (прикладывают указательные пальцы к голове, имитируя уши волка) 
Веер.
Он удобный, он складной, (складывают  ладони вместе)
Он прохладу дарит в зной.  (сжимают кисти рук)
Стоит только им взмахнуть –начинает ветер дуть (машут ладонями). 
Гриб.
Он растет под хвойной лапой, (ставят указательный палец правой руки под раскрытую ладонь левой руки)
Он растет, а с ним и шляпа (поднимают ладонь левой руки и указательный палец правой, который находится под ней   вверх)
Никогда на наш поклон не снимает шляпы он (несколько раз сжимают пальцы в кулаки). 
Жук.
Шевеля усами важно (шевелят  указательными и средними пальцами обеих рук, имитируя движение усов жука)
Он вперед ползет отважно, (указательным и средним пальцем правой руки «идут» по столу)
Черный носит он сюртук (кладут ладони на стол то одной стороной, то другой)
Посмотрите, это жук!  (прикладывают  правую руку ко лбу, сложив ее «козырьком»). 
Используя  в своей работе  пальчиковые игры, я следую правилам:
-Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
-Пальцы правой и левой рук следует нагружать равномерно;
- Выполняя упражнения вместе с детьми, я показываю собственную увлеченность игрой.
- При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
-Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
-Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили им  радость.
- Все указания я даю спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости помогаю
-При частых проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
- Выбрав два  упражнения,  я постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся ребятам игры включаю в каждое занятие.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»