Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Создание условий для сенсорного развития
детей с умеренной умственной
отсталостью

Савинская Наталья Сергеевна
Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. С помощью ощущения ребенок познает отдельные признаки, свойства предметов, которые воздействуют на его органы чувств. Сенсорное развитие является основной базой, главным кирпичиком всех психических процессов. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире будет полученная ребенком информация об окружающем мире [1].
У данной категории детей отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации, зачастую дети не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Все это затрудняет процесс коррекции и социализации. Учитель-дефектолог в своей работе ведет активный поиск инновационных подходов к созданию условий в сенсорном развитии школьников с умственной отсталостью. Вся работа специалистов и педагогов проводится дифференцированно.
Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо создать условия развития сенсорного восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности [2].
Первое условие – создание предметно-развивающей среды в кабинете учителя- дефектолога.
Для детей с умственной отсталостью выделяется специальное занятие по сенсорному развитию, так как основная задача учителя-дефектолога – обучающая. Занятия направлены на накопление сенсорного опыта, который позволит использовать полученные знания в разнообразных ситуациях. Самое главное, ребенка следует научить рассматривать, ощупывать, вслушиваться, т. е. сформировать у него перцептивные действия. Это будет являться первой ступенью его чувственного опыта, основой познания мира. Обучение проводится по этапам:
- совместная деятельность со взрослым;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по словесной инструкции.
Е.Н. Тихеева считала, что дидактический материал – одно из важнейших факторов интеллектуального развития ребенка [1].
Второе условие – подбор дидактического материала в коррекционной работе с детьми.
В кабинете дефектолога дидактический материал и игры используются для под- групповых и индивидуальных занятий. Это демонстрационный и раздаточный материал, используемый в процессе сенсорного развития: зрительного, тактильно-двигательного, вкусового, слухового. Пособия подбираются с учетом особенностей детей с умственной отсталостью и отвечают требованиям ФГОС школьного образования.
Для рассматривания предметов на первый план выступают натуральные предметы и объекты природы: овощи, фрукты, посуда; игрушки, приближенные к реальным предметам окружающей действительности: животные, мебель, транспорт. Весь материал должен быть крупным, ярким, не иметь мелких деталей. Правильно подобранные предметы и создают большой обучающий и эмоциональный эффект. Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. После знакомства с натуральными предметами, свойствами и качествами предъявляются иллюстрации.
Таким образом, подбор дидактических игр, материалов, пособий учитывает особенности развития детей и помогает осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.
Третье условие – использование технологий в работе с умственно отсталыми детьми.
Разработана технология интеграции – объединение нескольких образовательных областей во время проведения игровых занятий по сенсорному воспитанию: знакомство с цветом и конструирование. В работе по сенсорному развитию используются игровые технологии, так как игра для школьника – ведущий вид деятельности. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и игровых образовательных ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Это могут быть игры с дидактической игрушкой, путешествие в гости, адаптированные сказки для умственно отсталых детей о геометрических фигурах, о цвете. Широко используем в этих целях коврограф В.В. Воскобовича.
Четвертое условие – создание сенсорного центра. Накопление сенсорных представлений у ребенка возможно под руководством взрослого и при создании взрослым предметно-развивающей среды. Работа по сен- сорному развитию детей продолжается с родителями дома.
Ребенок с умственной отсталостью испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – главное назначение сенсомоторного центра. Известно, что чем больше сенсорных систем задействовано в коррекционной работе с ребенком, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем компьютеризация современной жизни создает недостачу сенсорного опыта детей, подменяя его визуальными и виртуальными изображениями.
Для развития тактильных ощущений в центрах подобраны пособия из материалов разной фактуры (кусочки меха, шелка, шнурки, бархатная бумага); выпуклые фигуры, буквы, цифры. Дети очень любят играть с разными мелкими игрушками: они сформированы по цвету, и дети раскладывают их по коробочкам, сортерам. Используем сенсорные коробки с кинетическим песком, фасолью, горохом, перловкой, манной крупой. Дети с большим удовольствием применяют в своих играх сенсорные коробки, познавая форму, цвет, величину предметов и развивая тактильные ощущения. Игры: «Найди на ощупь»; «Найди и покажи»; «Спрячь игрушку».
Разработано большое количество пособий и материала для определения цветового спектра: цветная ширма, цветные мешочки, цветовые скатерти, цветовые квадраты, цветные лабиринты-дорожки. Упражнения с детьми проводятся с целью выделения цвета в окружающем пространстве. Сенсорный центр используется в коррекционной работе, как на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой и экспериментальной деятельности детей. Постоянное и поэтапное усложнение игр («по спирали») дает возможность поддерживать деятельность ребенка в зоне оптимального поиска. Развитию ребенка способствует и предметно-практическая деятельность, осуществляемая в «зоне ближайшего развития».
Пятое условие – активные участники образовательного процесса [3].
Важная роль в формировании образовательной среды принадлежит родителям, Работа с ними осуществляется в рамках семейной гостиной «Рука в руке». Ее основные направления: изучение, информирование, просвещение, обучение и сотрудничество. Интегрированные занятия с родителями и детьми – одна из форм. Цель таких занятий заключается в том, чтобы включить родителей в совместную работу с детьми, показать им технологии взаимодействия с ребенком.
Проводим обучающие игры-занятия «Поиграйте с ребенком дома», даем индивидуальные рекомендации по сенсорному развитию каждому из родителей в зависимости от уровня развития его ребенка. Сенсорное развитие является фундаментом для развития умственных способностей, а у детей с ограниченными возможностями уровень сенсорного развития повышается намного медленнее, чем у типично развивающихся детей. Таким образом, важно создавать специальные коррекционные условия для детей с умственной отсталостью, начиная с ранних лет [4].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Т., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. –М., 1988.
2. Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб., 2005. – 304 с.
3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М., 2003. – С. 272.
4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М., 1991. – 191 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»