Учитель – логопед Долгополова О.Ю.
Цели:
1. Познакомить с окружающим миром во всём его многообразии через
образы, звуки, поставленные вопросы, игры и упражнения.
2. Развивать пространственные представления, координацию движений,
мимику, пантамимику.
3. Развивать слуховое и зрительное внимание, побуждать думать,
анализировать, делать выводы, обобщения.
4. Активизировать словарь, формировать грамматически правильную речь.
5. Развивать просодические компоненты речи.
6. Развивать активность, инициативу коммуникативные навыки.
Оборудование:
- Картина "Зима в лесу", изображения диких животных, сказочных животных (на экране мульти – медиа)
- Кукла "старичок - лесовичок".
- Ёлочка в "Снегу".
- Изображения диких животных на ковролине.
- Дидактическое упражнение "Кто, где живет" /пособие/ или электронная игра
- "Чей хвост, чья голова. . . ".
/ разрезные картинки/
- Мяч.
- "Сугробы".
- Маски медведя, лисы.
- Кувшин с орешками.
Ход занятия;
1 . Организационный момент. Сообщение темы занятия.
2. Загадка: На ветках снега бахрома,
Трещит мороз –
Пришла ... (зима).
3. Вопросы:
- Какая зима в нашем краю? (холодная, снежная, суровая, морозная. ..)
- Какая погода зимой?
если ветер? (ветреная)
если снег? (снежная)
если мороз? (морозная)
если вьюга? (вьюжная)
- Какие, вы, еще, дети, знаете "зимние" слова? (пурга, метель, снегопад,
гололёд...)
- Что хорошо зимой, а что плохо?
4. Игра: метель закружит: у-у-у... (Круговые движения руками с
завьюжит вьюга: в-в-в... усилением голоса.)
заметет дорожки пороша: с-с-с...
(Движения руками вправо,
- пальчиковая гимнастика "как над горкой влево)
снег, снег... "
5. Работа над просодическими компонентами речи:
Игра:"Ах ты, зимушка, зима
Все дороги замела"
(сказать фразу сердито, грустно, весело, удивленно)
6. Загадка: Белая, узорная
Звёздочка малютка.
Ты слети мне на руку,
Посиди минутку...
/ читает ребенок /
Вопрос:Какая снежинка на ладони?
(белая, узорная, лёгкая, пушистая...)
7. Игра "Подуем на снежинки".
8. Танец снежинок (музыка И.Метлова, слова В.Антоновой).
9. Логопед: Перед нами дивный лес, полный сказок и чудес.
Старичок-лесовичок:
В лесу, в бору
Живёт старый старичок.
Этот старичок - лесовичок.
Лесовичок: Здравствуйте, грустные ребята!
Дети: Мы весёлые ребята.
Лесовичок: Здравствуйте, трусливые ребята!
Дети: Мы храбрые ребята.
Лесовичок:Здравствуйте, злые ребята!
Дети: Мы добрые ребята.
Лесовичок:Здравствуйте, ленивые дети!
Дети: Мы трудолюбивые ребята!
Лесовичок: Вот я сейчас проверю. Хотите попасть в мой сказочный лес? Отнесёт вас туда мой волшебный ветерок.
В Ветрено, ветрено
Вся земля проветрена.
Ветер с веток,
Снег разогнал по свету.
Ветрено, ветрено
Вся земля проветрена.
Ветер, деток унеси
В лесу зимнем опусти.
10.Дети кружатся под музыку "Времена года" П.И. Чайковского.
11 .Логопед: Посмотрите дети, какие большие сугробы. Нам надо пройти через эти сугробы.
12.Ходьба с перешагиванием сугробов (под музыкальное сопровождение).
13.Логопед: Вспомните, дети, названия деревьев, которые растут в лесу?
- Какие деревья зимой? (сказочные, белые, красивые...).
- Во что одеты деревья? (в белые шапки, в белые шубы).
- Посмотрите, перед нами ёлочка. Как ей тяжело, ветки опустились от
мокрого снега.
- Пантомима "Ёлочка". (Дети расслабленно опускают руки, плечи,
округляют спину, голову опускают на грудь.Вздрогнула ёлочка, ветки
поднялись, ёлочке стало легче.)
Логопед:Дети, а какие животные живут в нашем лесу?
Игра с мячом: "Кто где живёт".(волк в логове, белка в дупле, медведь в берлоге…)
Игра "Ералаш" (подбери, чей хвост, чья голова...)
Логопед: Дети, а как в сказках называют животных?
зайчик-побегайчик
волчок-серый бочок
лисичка-сестричка
ёжик - без головы, без ножек...
.
- Предложить из частей картинок составить на ковролине сказочное животное,
назвать его (волколис, лисоволк).
14.Музыкальная игра "Звери на ёлке".
15.Разыгрывание сценки-диалога "Орехи".
Логопед:Как вы думаете, дети, что еще интересного может произойти в лесу?
Скажем все вместе:
Полон лес и загадок и чудес!