Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Кадыкова Ирина Филипповна, учитель математики, ГБОУ СК школа-интернат №6 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Современный этап развития общества выдвигает как перед массовой, так и перед коррекционной школой новые задачи. С особой силой ставится вопрос о поиске путей совершенствования учебной, воспитательной и внеклассной работы по мобилизации потенциала возможностей развития личности учащихся. Поэтому, одной из приоритетных задач коррекционной  школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося, как в учебном процессе, так и во внеклассной работе. Социальная и трудовая адаптация учащихся с нарушением интеллекта – это основная задача коррекционной школы, поэтому большое значение в процессе подготовки учащихся к самостоятельной жизни приобретает тщательно продуманная и организационная система внеклассной работы по математике. Использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности школьника. Активные познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности, когда ребёнок не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе. Достижению лучших результатов в развитии интересов умственно отсталых детей  способствует раннее начало коррекционной работы с ними и использование эффективных методов и приёмов обучения, в том числе и во внеклассной работе. Трудности в усвоении учебного материала учащимися  вспомогательной школы, нередко приводят к снижению их интереса к учению. Особенно трудным и не интересным становится математика. Это и понятно, т. к. для овладения математическими знаниями необходимо умение отвлекаться, сравнивать, обобщать, а функция абстрагирования, обобщения у учащихся вспомогательной школы резко снижены. Характеризуя познавательные интересы учащихся вспомогательных школ, можно говорить об их диффузности и малодифференцированности. Интересы односторонне развиты и в них слабо выражен интеллектуальный компонент, интересы неглубокие, неустойчивые. В самом начальном периоде обучения у большинства  учащихся вспомогательных школ отмечается отсутствие интереса к умственной работе, интеллектуальная пассивность, рассеянность, неусидчивость. Из этого следует, что педагог должен проводить работу над развитием познавательных интересов, специальную коррекционную работу  начиная с младших классов. Развитие познавательных интересов учащихся коррекционных школ протекает по тем же закономерностям, что и у учащихся с нормальным интеллектом. Однако, у аномальных детей проявляются своеобразные особенности их познавательных интересов, обусловленные наличием органического поражения центральной нервной системы, поэтому, лишь постепенно усложняясь от класса к классу,  внеклассная работа по математике может приводить к развитию познавательных интересов. Правильно поставленная  внеклассная работа в школе имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она расширяет и углубляет  знания, полученные на уроке, позволяет приобрести многие полезные навыки, а, следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни. Суть внеклассной работы определяется деятельностью школьников во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. В условиях перестройки социальной и экономической жизни общества сильно возрастает роль внеклассной работы в воспитании нового облика личности. Эта работа вносит вклад в такие качества личности, как инициативность, активность, способность к саморазвитию, самообразованию, поэтому  внеклассная работа – это, с одной стороны, педагогическая система, обладающая целостными свойствами и закономерностями функционирования, а с другой – неотъемлемая часть отечественной системы образования. По этой причине перед методикой внеклассной работы по математике всегда стояла проблема взаимосвязи урочных и внеурочных занятий.

Внеклассная работа – это занятия с учащимися, проводимые во внеурочное время, для расширения и углубления знаний, умений, навыков, развития самостоятельности, индивидуальных особенностей учащихся. Во внеклассной работе  можно уделить внимание, воспитанию и коррекции эмоционально – волевой сферы, нравственному развитию учащихся с недостатками интеллекта;  формированию коллективизма, трудолюбия, взаимопомощи. Однако, в отличие от уроков, делается это на ином материале и иными путями. Внеклассная работа ведётся на добровольности учащихся с учётом их интересов. При всём многообразии форм, внеклассная работа  по математике в коррекционной школе должна быть органически связана со школьной программой.

Цели  внеклассной работы по математике требуют решения ряда задач: формирование познавательного интереса к предмету, развитие способностей учащихся, осуществление индивидуального подхода. Понятно, что учащиеся вспомогательных школ отличаются друг от друга  по уровню общего развития, направленностью интересов, чертам характера. Игнорируя эти различия невозможно добиться успехов во внеклассной работе, поэтому принцип учёта индивидуальных особенностей учащихся является важным при организации внеклассной работы. Он позволяет учитывать уровни развития каждого ученика и, исходя из этого, корректировать все виды работ, проводимых с каждым  ребёнком. Как и в  обучении  математике, так и во внеклассной работе, определяющим является содержание и форма работы,  которая отбирается произвольно. Школа должна научить  не  только работать, но и культурно отдыхать, вот почему в коррекционной школе во внеурочное время следует большое внимание уделять занимательности, широко использовать игровой материал. В младшем школьном возрасте большое значение имеет эмоциональный компонент, в старшем возрасте – непосредственный мотив, идущий от самой деятельности.

Зная о недоразвитии познавательных процессов у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, о снижении заинтересованности во внеклассной работе, требующей умственных  действий и практических усилий, я проводила  целенаправленную коррекционную работу по созданию первоначального интереса к ней. Для этого я использовала наиболее увлекательные виды деятельности, с широким кругом участников: математический кружок, беседы, тематические  конкурсы, викторины, игры, игры – путешествия,  олимпиады, включающие в себя разно уровневые задания, оформление выставок, выпуск стенных газет, КВН, утренники, проводила « Геометрический съезд», для учащихся 10, 11 классов создала программу « За страницами учебника».  К каждому мероприятию я составляла свой сценарий с учётом психофизических, индивидуальных особенностей. Используя поощрение и стимулирование наиболее активных учащихся,  я постепенно вовлекала их в деятельность на основе добровольного участия. В процессе внеклассной работы  создавала условия для раскрепощения, творческого раскрытия личности. Внеклассная работа с учащимися приносит большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, мне приходится постоянно расширять свои познания по предмету, а это благотворно сказывается на качестве работы с учащимися.  Занятия с детьми с недостатками интеллекта, в процессе внеклассной работы, также  помогают  успешнее решать стоящие перед школой образовательные, коррекционные и воспитательные задачи.

Одной из наиболее часто проводимой в школах формой внеклассной работой по предмету является  - неделя математики. В этом учебном году  я решила изменить эту традицию, и совместно с преподавателем русского языка,  была разработана и проведена неделя «Знай  и умей».

Цели недели:

 Разнообразить сферу познавательной деятельности учащихся, использовать полученные на уроках знания в необычной обстановке, развивать мышление, умение логически мыслить, обобщать.

Дополняя функциональность основного образования, расширять и углублять знания учащихся в интересных для них формах.

Способствовать овладению ими различными видами познавательной деятельности и усилению их мотивации к  учёбе.

Создавать условия и обеспечивать дополнительные возможности для раскрытия и развития способностей ребёнка в различных видах деятельности.

Ожидаемые результаты:

Повышение  качества обучения

Создание атмосферы успеха.

Принципы организации недели:

1.Принцип воспитывающего обучения.

Система данного  мероприятия складывается в соответствии с системой занятий на уроке.

2.Принцип научности.

Мероприятие построено на познавательной базе.

3.Принцип наглядности.

Сочетание научности материала, выявление его практической значимости с увлекательностью формы.

4.Принцип занимательности:

Разнообразие и вариативность форм и методов, заданий познавательных игр, позволяющих с наибольшей эффективностью добиваться поставленной цели.

5.Принцип добровольного участия.

Он предполагает наличие у детей определённого круга интересов, которые поможет им выбрать то мероприятие, в котором он хотел бы принять участие.

В коррекционной школе выпускные экзамены в 9 или 11 классах предусмотрены только по трудовому обучению. Очень часто, мы преподаватели, слышим от детей вопросы: Почему нет экзаменов по другим предметам? Чем мы отличаемся от массовой школы? Закончив  школу и попадая в систему ПТУ, где часто используется зачётная система  и проводятся экзамены, детям нужно время на адаптацию к этой системе обучения, поэтому в этом учебном году мы решили в рамках недели математики и русского языка провести экзамены по этим предметам, назвав их выпускными. О проведении единого школьного экзамена мы заранее, в начале учебного года, сообщили ученикам выпускного класса. Вопросы были составлены по программе  коррекционной школы, были введены вопросы на знание математических терминов, правил, были вопросы на сообразительность. Понимая специфику коррекционной школы, вопросы были составлены в виде тестов. Такая форма проверки знаний выпускников понравилась всем учителям школы. По результатам выполнения каждого задания делались выводы о точности отбора материала, глубине сформированности  учебных знаний и навыков. Провели анализ причин неуспешности, что помешало ребёнку справиться с заданием, недостатки знаний или неумение работать с текстом, или нехватка волевых качеств  для борьбы с естественным  волнением или отсутствие  самоорганизованности.

Неделя математики и русского языка проходила в конце учебного года.

Оформление:

1. На стенде – план проведения недели, задания по математике и русскому языку.

2. Плакаты « Математика – царица всех наук!» ( Лобачевский И.И.)

«И прекрасна и сильна геометрия страна. Здесь везде идут подсчёты, все доказывают что – то».

«Русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения».

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ:

1       ДЕНЬ:

1.Линейка, посвящённая открытию недели. Проводится учителями.

Тем, кто учит математику, тем, кто учит математике, тем, кто любит математику Неделя математики посвящается!

С тех пор, как существует мирозданье, такого нет,

кто б не нуждался в знанье.

Какой мы не возьмём язык и век – всегда стремился к знанью человек.

Спросим мы при всём народе: Что в порядок ум приводит?  Что же для ума у нас гимнастика? Ломоносов так сказал, он поверьте, не солгал

Ну, конечно, это математика!

Сегодня в школе большой и интересный день

Мы подготовили неделю  проверки знаний «Кто умней?»

Наша неделя наукам посвящается, что математикой и русским в школах называется.

Чтобы спорилось нужное дело, чтобы в жизни не знать неудач

В  лабиринт отправляемся смело, в мир загадок и сложных задач.

Не беда, что идти далеко и не бойтесь, что путь будет труден,

Достижения крупные людям. Никогда не давались легко.

Ну что ж, в мир знаний мы отправляемся, друзья!

Без знаний математики нам жить никак нельзя.

С грамматикой вы дружите и правила зубрите

И если, честно, очень вы выиграть захотите

Блесните эрудицией, порадуйте всех нас

Пусть победит сильнейший, вперёд и в добрый час!

Далее учитель рассказывает о плане проведения недели, о заданиях, помещённых на стенде.

2. Приобщение учащихся к занимательному материалу по истории математике и русскому языку, ознакомление с высказываниями великих людей о математике и русском  языке. ( информация на уроках).

3. Малая олимпиада по математике и русскому языку: «Весёлая математика. Весёлая грамматика» для 8 класса.

2 ДЕНЬ:

1.Малая олимпиада по математике и русскому языку. Конкурс – испытание «Вперёд, знаток»  для 7 класса.

 3 ДЕНЬ:

1.Единый школьный экзамен по русскому языку  для 10 класса. 

 4ДЕНЬ: 

1.Единый школьный экзамен по математике для 10 класса.

Приложение №1

 5ДЕНЬ:

1. Путешествие в мир знаний»  - игра по станциям для учащихся 5 -8 классов. Проведение линейки. Раздача маршрутных листов

Здравствуйте взрослые! Здравствуйте, дети!

День необычный сегодня на свете, музыка всюду. Улыбки и смех.

Школа открыла двери для всех!

И не грустите, девчонки, мальчишки, по играм, затеям и сказочным книжкам, со школьной жизни всё начинается, в страну Знаний мы отправляемся!

2. Интеллектуальная игра «Фортуна» для учащихся 9 – 11 классов.

Разные люди по – разному используют своё свободное время. Одни – увлекаются спортом, вторые – музыкой, третьи – коллекционируют марки, монеты, но  есть увлечение, которое не оставляет равнодушным никого. Это весёлая задача, остроумная загадка, кроссворд, ребус. Они тренируют память, сообразительность, внимание.  А пословицы?

Пословицы не даром молвятся

Без них прожить никак нельзя. Они великие помощники и в жизни верные друзья.

Пословица вовек не сломится, ведь в ней и горе и беда и наша речь красна пословицей

Сегодня вспомним всё это, друзья!

6ДЕНЬ:

1. Обзор новой литературы по математике и русскому языку для учащихся школы. Проводит библиотекарь школы.

2. Итоговая линейка. Подведение итогов проведения недели. Награждение победителей.

3.Заключительное слово учителя.

Всем спасибо за участие, за проявленные знания, за огонь соревнованья, обеспечивший успех. Вот и настал момент прощанья. До свиданья, до новых встреч!

 

 

 

Приложение 1.

Единый школьный экзамен по математике для 10 классов

Ученика(цы)  ______________________________    10__класс

                                               ФИО

 

Часть I.

Задание 1. Укажи правильную запись числа! Шестнадцать тысяч двадцать восемь

Укажи галочкой перед правильным ответом.

а) 160028    б)16208   в) 1628   г) 16028   д)16280

Задание 2. Запиши цифрами число:

Один миллион триста сорок тысяч пятьсот два

______________________________________

 

Задания 3/1 – 3/12. Выбери правильные ответы, один или несколько подчеркивая их.

3/1. В каком числе есть: 2 сотни, 4 десятка, 8 единиц.

Подчеркни ответ

а) 2480  б) 1428  в) 43248  г) 248  д) 284  е) 2048

3/2. Разность 1000 и 1 равна:

а) 990  б) 900  в) 999  г) 1999

3/3. В числе 537846 в разряде тысяч стоит цифра:

а) 8  б)3  в) 7  г) 6

3/4. Измерить площадь можно:

а) в метрах

б) в квадратных метрах

в) в кубических метрах

г) в гектарах

3/5. Чтобы измерить площадь нужно:

а) умножить две стороны

б) сложить две стороны

в) умножить все стороны

3/6. Сумма – это результат:

а) умножения чисел

б) сложения чисел

в) деления чисел

г) вычитания чисел

3/7. Когда произведение двух чисел равно 0:

а) когда оба числа равны нулю

б) когда хотя бы одно число равно нулю

3/8. Что значит разделить число на 5:

а) число увеличить в пять раз

б) число уменьшить в пять раз

 

 

3/9. Назови самое большое число в сумме двух слагаемыхчисел:

а) первое слагаемое

б) второе

в) сумма

3/10. Что происходит с суммой при перестановке слагаемых:

а) сумма остается без изменений

б) сумма уменьшается

в) сумма увеличивается

3/11. 1ц – это:

а) 10 кг

б)1000 кг

в) 100 кг

г)10000 кг

3/12. Сколько лет в веке:

а) 10

б) 100

в) 200

г) 1000

 

Часть II.

Задание 1-11. Продолжи:

1.Числа, которые складываются, называются__________________________

2. Число, из которого вычитают, называется___________________________

3. Разность – это результат действия ________________________________

4. Вычитание – это действие обратное действию_______________________

5. Какое действие называют обратным действием умножения____________

6. Окружность можно построить с помощью___________________________

7. Отрезок, соединяющий центр окружности с какой - либо точкой, лежащей на окружности называется____________________________________________

8. Отрезок, соединяющий две точки на окружности, и проходящий через центр окружности называется _____________________________________

9. _________________________ так называется число, которое показывает, на сколько равных частей разделили целое.

10.Название числа, состоящего из одной единицы и шести нулей___________

11. Геометрическая фигура, у которой сумма углов всегда равна 180 град, называется______________________________________________________

 

Часть III. Какое высказывание верно?

Задание 1. Знаменатель дроби показывает:

а) на сколько равных частей делим предмет

б) сколько равных частей предмета взято

 

 

 

 

Задание 2.

 

3

5

а) 3 – знаменатель дроби

б) 3 – числитель дроби

в) 5 –числитель дроби

Задание 3. Разрядом называется:

а) место цифры в числе

б) ряд из всех натуральных чисел, выстроенных по порядку

Задание 4. Если к числу приписать справа три нуля, то оно увеличится в 100 раз?

а) да  б) нет

Задание 5. Процент – это:

а) целая часть числа

б) тысячная часть числа

в) сотая часть числа

Задание 6. Если к целому числу справа приписать три нуля. Как изменится число?

а) увеличится в 1000 раз

б) увеличится на 1000

в) не изменилось

Задание 7. Прямой угол содержит:

а) 0 градусов

б) 90 градусов

в) 180 градусов

Задание 8. Если числитель дроби меньше знаменателя, то дробь будет:

а) правильной

б) неправильной

Задание 9. Запиши в виде обыкновенной дроби следующие числа:

а) 42,6 =   __________________

б) 0,475 = __________________

в) 9,004 = __________________

Задание 10. Запишите в виде десятичной дроби:

а) ноль целых семь десятых

_____________________

б) пять целых сорок пять сотых

_____________________                                                          1

Задание 11. Выбери правильный ответ примера – (1 5)

        1

а) 1 5    

 

      1

б)  5

     4

в)  5

     3

г)  5

 

Часть IV.

1.Как расположены друг относительно друга фигуры на рисунке:

а) касаются

б) пересекаются

в) находится вне

г) находится внутри

 

 

 

 

 

2. Как расположены друг относительно друга фигуры на рисунке:

а) касаются

б) пересекаются

в) находится вне

г) находится внутри

 

 

 

 

3. Как расположены друг относительно друга фигуры на рисунке:

а) касаются

б) пересекаются

в) находится вне

г) находится внутри

 

 

 

 

 

4. Не вычисляя, запиши чему равна площадь и объем зала, который имеет:

а) длину 24 м

б) ширину 15 м

в) высоту 5 м

 

S= ________________

 

V= ________________

5. Три угла, три разные стороны – это:

а) ломаная из трех отрезков

б) разносторонний треугольник

в) равнобедренный треугольник

6. Три стороны, три угла, один из которых прямой – это:

а) треугольник прямоугольный

б) треугольник равносторонний

в) треугольник остроугольный

7. Четыре прямых угла, четыре стороны – все равны:

а) прямоугольник

б) квадрат

в) трапеция

 

Часть V.

1.В каком числовом выражении порядок действий указан правильно?

           1    2       3

а) 270 : 3 + 120 х 4 =

           3         2      1

б) 810 – 300 + 70 х 2 =

           3       1    2

в) 600 – (20 х 5 + 100) =

           3         2         1

г) 500 + (280 – 120) х 2 =

2. Замени звездочки цифрами:

1275                 *970

+                       +

2344                 623*

*6*9                 8*08

3. Задача!

С каждой зарплаты 1% перечисляется в фонд пенсионного страхования. Сколько рублей перечислено в пенсионный фонд с зарплаты 12500 руб.

а) 125р.

б) 1250р.

в) 12р.50коп.

 

 

 

Часть V. Кроссворды.

1.Реши геометрический кроссворд. В выделенной рамке по вертикали прочитай фамилию древнего ученого, заложившего основы геометрии и физики.

 

1.Прямоугольник, у которого все стороны равны. 2. Прибор для измерения величины углов. 3. Ромб, квадрат, прямоугольник,  - это … . 4. Сумма всех сторон многоугольника. 5. Углы, имеющие общую сторону. 6. Единица измерения земельных площадей. 7. Геометрическое тело.

2. Реши геометрический кроссворд.

 

 

 

По горизонтали:2. Геометрическая фигура. 5. Отрезок, соединяющий две точки окружности. 6. Знак, используемый для записи действия. 7. Четырехугольник. 8. Результат умножения. 9. Часть круга, ограниченная хордой и дугой. 10. Наука, изучающая геометрические фигуры и тела, их свойства, расположение на плоскости и в пространстве,12. Взаимное расположение геометрических фигур и линий на плоскости. 18. Путь.

По вертикали: 1. Выражение с неизвестным. 3. Числа, которые записываются одной цифрой. 4. Единица измерения длины. 11. Часть круга, ограниченная двумя радиусами и дугой. 13. Результат деления. 14. Операция, которая производится при определении длины. 15. Мера измерения. 16. Замкнутая кривая, все точки которой равноудалены от центра. 17. Получение чисел, их наименование и обозначение цифрами.                

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»