Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Воспитание и обучение детей с нарушением
интеллекта в условиях реализации ФГОС

Усманова Наталья Владимировна,
учитель 
ГБОУ школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга
Особенности организации проектной деятельности в начальной школе (из опыта работы)
     1. Краткая аннотация работы:
    Эта работа может представлять интерес для педагогов работающих по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
     При работе с детьми с умеренной умственной отсталостью проектная деятельность осуществляется в игровой форме. В этих проектах структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.
    Проектная деятельность при работе с детьми ОВЗ не обходится без здоровьесберегающих и игровых технологий. Для таких детей лучше проводить краткосрочные проекты.
     Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Очевидно, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный и образовательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.  
  2. Содержание:
      2.1. Ведение:
Проектная деятельность входит в число современных образовательных (педагогических) технологий, основанных на активизации и интенсификации деятельности учащихся.
     Проектная деятельность, применяемая на уроках и во внеурочной деятельности, обладают следующими признаками:
 - Четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
- Совместно работая с детьми над проектом, родители больше времени проводят с ними. Они становятся ближе к ребенку, лучше понимают своих детей.
- Огромное значение имеет положительное общение детей во время работы над проектом. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.
- В результате совместной проектной деятельности детей и их родителей формируется значимое отношение к понятию «семья».
     Цель использования проектной технологии: Расширение образовательного пространства, развитие мотивационных процессов, познавательной активности, усиление работоспособности учащихся.  Приобретение новых знаний и навыков. Дети познают окружающий мир, делают первые открытия, учатся общаться и взаимодействовать, как со сверстниками, так и со взрослыми.
      Результат использования технологии: Преодоление с помощью игровой и исследовательской деятельности трудностей в усвоении знаний. Повышение мотивации и познавательного интереса, активизация познавательных процессов, развитие коммуникационных процессов.
     Особенности проектной технологии: Участие в проектной деятельности даёт ребенку опыт экспериментальной деятельности с такими природными материалами, как песок, глина, вода и др. Это способствуют развитию сенсорной системы ребёнка: зрения, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир.
    Дети с удовольствием участвуют в проекте: «Игры с мыльной пеной» – это нравится всем без исключения. Педагоги помогают ребёнку почувствовать разнообразие тактильные ощущения при игре с пышной пеной. Показывают, какие интересные образы можно создать из пены. Родители принимают активное участие в проекте: готовят оборудование, участвуют вместе с детьми во всех этапах проекта, помогают выполнять задания.  Дома обсуждают и рисуют с детьми то, что делали на каждом этапе. Это очень помогает детям в развитии речи. 
Цель: развивать тактильные ощущения, осязательные чувства, воображение и фантазию, творческое мышление, эмоциональные восприятие, наблюдательность, навыки экспериментальной деятельности.
Задачи проекта:
1. Познакомить со свойствами пены, со свойствами пузырей, с видами игр с мыльными пузырями.
2. Развивать речь, внимание, моторику, координацию движений через проведение игр и опытов.
3. Воспитывать терпеливость во взаимодействии с другими детьми. Создание благоприятного эмоционального состояния детей с ОВЗ.
    Очень важен для воспитания детей проект «Покормим птиц зимой». Здесь также участвуют родители вместе с детьми. Делают кормушки. Заготавливают корм для птиц. На внеурочных занятиях и на таких уроках, как «Окружающий природный мир», говорим с детьми о том, что надо быть заботливым, внимательным к братьям нашим меньшим. Учим их проявлять заботу. Вешаем кормушки на пришкольном участке, не забываем пополнять их кормом во время прогулок. Подводя итоги рисуем, делаем поделки и аппликации.
     Участвуя в проекте ребёнок развивает познавательную деятельность. Через различные виды деятельности проекта формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Развиваются психические процессы: произвольное внимание и восприятие, мышление, память, воображение, речь. Приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама личность ребенка.
    На этой основе формируются универсальные учебные действия: умение планировать свою деятельность, устанавливать причинно - следственные связи; ориентироваться в источниках информации.
    Понятие «универсальные учебные действия» означает способность ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность.
    Работа проекта организована так, чтобы каждый ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.
    В проекте присутствуют все четыре блока универсальных учебных действий: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный.
2.2. Формирование личностных универсальных учебных действий
   Личностные УУД формируют умение выделить нравственный аспект поведения:
– стремление выполнять социально значимую деятельность;
 – умение прийти на помощь другу в практической трудовой деятельности;
– умение оценить свою работу, свои достижения, оценить работу других детей;
– умение выполнять творческие задания (поделки из природного материала, рисунки); – проявлять интерес к процессу познания, к изучению нового материала.
  2.3. Формирование регулятивных универсальных учебных действий
   Регулятивные УУД – обеспечивают организацию учащимися своей познавательной деятельности. В случае с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью это происходит в большей степени совместно с педагогом.
– совместное планирование (составление плана с помощью картинок, по принципу: «Что сначала, что потом»);
– поиск нужного материала к проекту;
– Оценка и самооценка исправление ошибок.
          2.4. Формирование познавательных универсальных учебных действий
  Познавательные УУД включают в себя действия постановки и решения проблем, задач. Это:
– умение узнавать, называть или показывать, определять объекты и явления окружающей действительности в ходе проектной деятельности. Это может осуществляться через:
просмотр виртуальных экскурсий;
изучение дидактического наглядного материала «Явления природы», фотоматериалов в альбомах «Красная книга», «Природа родного края» и т.п;
установление причинно-следственных связей в дидактических играх
в исследовательской деятельности);
в экспериментальной деятельности в классе и на прогулке: «Посадка семян», «Признаки времен года», «Деревья и кустарники»;
в практической деятельности;
просмотр мультфильмов, видеофильмов
прослушивание аудиозаписей (например: звуки леса, птиц, животных);
выпуск экологических плакатов: например «Перелетные птицы»;      
–  умение классифицировать, анализировать, сравнивать, синтезировать. Это может осуществляться через:
работу с разного вида таблицами, карточками;
заполнение таблиц: например «Наблюдение за погодой»;
2.5. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
Коммуникативные УУД - развитие умения продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми:
– умение сообща принять решение;
– работа в парах, в коллективном труде: например - уход за комнатными растениями;
– умение действовать в коллективной работе (подготовка к выставке, работа над изготовлением плаката для стенда (любая совместная работа формирует коммуникативные универсальные учебные действия);
– взаимодействие в различных играх согласно плану проекта.
2.6. Заключение
     Проектная деятельность побуждают детей анализировать те или иные объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам; устанавливать причинно-следственные связи; взаимодействовать друг с другом, со взрослыми. Дети учатся общаться, развиваются коммуникативные навыки, взаимовыручка.
    Таким образом, проектная деятельность позволила мне вести работу в следующих направлениях:
Сплочение детского коллектива.
Вовлечение родителей в работу над проектом.
Формирование экологической культуры.
Социализация и адаптация детей в школе.
    Результат работы на данный момент:
Дети овладели простыми практическими умениями:
Самостоятельно или с незначительной помощью педагога составлять планы работы, пользуясь картинками, карточками и т.п.
Повысили мотивацию к познанию через исследовательскую деятельность.
 У детей сформировано умение делать простые выводы, умозаключения;
Развивается способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами и способность оценивать свое поведение и поступки других, умение действовать в коллективной работе.
       3. Список использованных источников и литературы:
1.  Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М.,1999
2.  Зинкевич - Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку: Книга для педагогов и родителей. 3-е издание.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2001..
3.  Кухлинская В.В. Проектный метод организации сюжетно - ролевых игр -Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» №1,2009г.
4.  Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов.- М.:Вентана-Граф, 2004
5.  Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя.- СПб.: Издательство «Союз»,2004
6.  Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста - Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» №4,2004г.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»