Оптимизация процесса коррекции речевых нарушений
у детей с ОВЗ с использованием инновационных
здоровьесберегающих технологий
Кудрявцева Ирина Васильевна,
учитель-логопед ГБДОУ д/сад № 49
Красносельского района Санкт-Петербурга
Аннотация: В последние годы наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа детей, имеющих речевую патологию. Дети с речевыми нарушениями, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.учитель-логопед ГБДОУ д/сад № 49
Красносельского района Санкт-Петербурга
Особенности физического развития детей с тяжёлыми нарушениями речи:
- Нарушение дыхания и голосообразования
- Нарушение общей и мелкой моторики
- Расторможенность и заторможенность мышечного напряжения
- Повышенная утомляемость
- Заметное отставание в показателях основных физических качеств – силы, скорости, ловкости
- Нарушение темпо - ритмической организации движений
- Нарушение оптико-пространственного праксиса
- Неустойчивость внимания
- Расстройство памяти
- Несформированность мышления
Ключевые слова: Здоровьесберегающая технология, ОВЗ-ограниченные возможности здоровья, артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, логопедический массаж, принципы метода Кастильо Моралес, Су-Джок терапия, самомассаж ложками, самомассаж ушных раковин, упражнения на развитие координации движений рук и пальцев рук, упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В ДОУ чаще всего используют здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям:
- Технологии сохранения и укрепления здоровья (стретчинг, динамические паузы, подвижные игры, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, релаксация, корригирующий тренинг).
- Технологии обучения здоровому образу жизни (физкультурные занятия, игротерапия, самомассаж).
- Коррекционные технологии (арт-терапия, музыкальное воздействие, сказкотерапия, цветотерапия, психогимнастика, фонетическая ритмика).
Я стараюсь отслеживать все прогрессивные тенденции в инновационном образовательном процессе и применять их в своей коррекционной практике. В своей работе я использую различные здоровьесберегающие технологии:
- Артикуляционная гимнастика
- Логопедический массаж
- Дыхательная гимнастика
- Принципы метода Кастильо Моралес
- Су-Джок терапия
- Самомассаж ложками
- Самомассаж ушных раковин
- Упражнения на развитие координации движений рук и пальцев рук
- Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. При помощи артикуляционной гимнастики ребёнок приобретает кинестетический самоконтроль, лучше начинает ощущать выполняемые движения (особенно языком), что тоже способствует быстрейшей постановке звуков. В своей работе с детьми я использую пассивную и активную артикуляционную гимнастику.
Логопедический массаж
Массаж является одним из наиболее действенных способов коррекции речевых расстройств. Не только действенным, но и древним – массаж известен уже не одно тысячелетие, причем у всех народов мира. Логопедический массаж используется логопедом с целью быстрой, эффективной постановки и автоматизации звуков, а так же восстановления речи. Я применяю логопедический массаж в своей работе с детьми с дизартрией. При этой форме речевой патологии массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия. Для проведения логопедического массажа я использую различные зондозаменители, зонды Крупенчук, зонды Рау, логопедический электромассажёр Z-Vibe.
Дыхательная гимнастика
У детей с тяжелыми нарушениями речи практически всегда страдает дыхательная функция. При этом речевое дыхание сформировано недостаточно, жизненная ёмкость лёгких снижена, речевой выдох более короткий, сила выдоха недостаточна. В связи с этим, я считаю необходимым, использование в своей работе различных тренажёров для развития дыхания у детей. Это игровые тренажёры для развития речевого дыхания и специализированные тренажёры. Например, дыхательный тренажёр «Альдомед» для тренировки дыхательной системы. Применение дыхательного тренажёра способствует тренировке дыхательных мышц, притоку к ним крови, содержащей питательные вещества и кислород. Улучшается вентиляция лёгких, что также приводит к профилактике и снижению острых респираторных заболеваний.
Метод Кастильо Моралес
Это комплексный подход, разработанный реабилитологом Костильо Моралесом для пациентов с коммуникативными и сенсомоторными дефектами, с нарушениями функций дыхания и глотания. Технология основывается на ручном воздействии и психоэмоциональном контакте. Метод позволяет устранить моторно-речевые патологии у детей. Его применяют для активизации речевого аппарата. Основой служит принцип стимулирования мышц речевого аппарата, развития и улучшения функции глотания, дыхания и речи. Варианты воздействия руками – прессование, потягивание и вибрация. Они позволяют ребенку в полной мере ощутить свой речевой аппарат. Задачи метода:
- Нормализация мышечного тонуса в зонах, отвечающих за функции речи и глотания.
- Синхронизация работы мышц лица.
- Улучшение микроциркуляции крови в районе головы и шеи.
- Улучшение общего состояния.
- массирование лица и шеи
- элементы специальной гимнастики
Это метод лечения воздействием на кисть и, разработанный южно-корейским учёным профессором Пак Чже Ву. В основе лежит теория о том, что стопа и кисть повторяют строение тела человека. Специальные массажёры эффективно воздействуют на биоактивные точки, тем самым они стимулируют работу внутренних органов и мозга. В своей работе я использую массажёр «Чудо-валик» и массажный шарик в комплекте с двумя кольцевыми пружинами.
Массаж ложками
Немецкий врач - косметолог Рене Кох создал и опробовал на себе массаж ложками. Ложечный массаж улучшает кровообращение и лимфоток. Учитель-логопед Ольга Игоревна Крупенчук предлагает коррекцию речевых расстройств с помощью ложек. Преимущества логопедического массажа ложками:
- Может проводить логопед, а может делать себе сам ребёнок.
- С ложкой умеют обращаться все – они просты в применении и безопасны.
- Массаж ложками – это хорошая подготовка к артикуляционной гимнастике и к логопедическому массажу.
- Массаж ложками помогает в практическом усвоении предлогов. Ребёнок легко усваивает названия частей лица.
- Ложкой можно провести такие движения, которые пальцем сделать невозможно.
- Массаж ложками можно проводить как на подгрупповом занятии, так и на индивидуальном.
- Движения массажа достаточно просты, и дети их легко усваивают.
- Применение ложечного самомассажа в логопедии способствует развитию мелкой моторики у ребёнка.
- Делая самомассаж, ребёнок никогда не сделает себе больно.
Большинство учёных представляют аурикулу как эмбрион человека в перевёрнутом виде (мочка уха соответствует голове, по мере продвижения к верхушке уха расположены зоны, представляющие туловище, его органы и конечности). Воздействуя на известные сегодня 170 точек ушной раковины, можно активизировать работу всех без исключения органов и систем тела. Аурикулярный массаж очень действенен, так как при этом, по утверждению учёных, информация с периферии идёт непосредственно в ствол головного мозга и далее в его кору, минуя сегментарный аппарат спинного мозга. Он несложен в выполнении и не имеет противопоказаний. Этот массаж показан детям практически с рождения, так как помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает память.
Упражнения на развитие координации движений рук и пальцев рук
Движения детей с тяжёлыми нарушениями речи, например, общим недоразвитием речи, отличаются неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. У детей с речевыми нарушениями имеются различные нарушения в мелкой моторике: плохая подвижность и гибкость кистей, скованность движений. Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности. Учёные - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. В своей работе для развития мелкой моторики я использую:
- различные пальчиковые гимнастики
- упражнения на развитие координации речи с движением
- графомоторные трафареты
- массажёры для пальцев рук
- кистевые эспандеры
- прищепки
- шаблоны по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования
- «волшебный мешочек» с мелкими предметами, буквами
- мелкую мозаику
- мелкий конструктор
- разрезные картинки
- рабочие тетради «прописи»
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия
Научно доказано, что два полушария головного мозга отвечают за разные мыслительные процессы. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, анализ, изучение языков. А правое полушарие отвечает за интуицию, творчество, фантазию, восприятие искусства и музыки. За левую часть тела отвечает правое полушарие, а за правую часть – левое полушарие. Заставляя синхронно работать оба полушария мозга, можно получать состояние, при котором процесс обучения проходит легче и эффективнее. Для развития межполушарного взаимодействия у детей я использую:
- Межполушарные доски
- Многоразовые карточки для рисования двумя руками
- Графомоторные трафареты для рисования двумя руками
- Развивают мелкую моторику
- Повышают стрессоустойчивость
- Ускоряют развитие нейронных связей и общее развитие ребёнка
- Улучшают мыслительную деятельность, память и внимание
- Развивают логику
- Облегчают процесс чтения и письма
- Повышают концентрацию внимания
- Синхронизируют работу обоих полушарий
- Развивают воображение
- Берегут зрение ребёнка.
- Снижается уровень заболеваемости
- Повышается работоспособность
- Формируются двигательные умения и навыки
- Развивается общая и мелкая моторика
- Повышается речевая активность.