Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Оптимизация процесса коррекции речевых нарушений
у детей с ОВЗ с использованием инновационных
здоровьесберегающих технологий

Кудрявцева Ирина Васильевна,
учитель-логопед ГБДОУ д/сад № 49
Красносельского района Санкт-Петербурга
Аннотация: В последние годы наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа детей, имеющих речевую патологию. Дети с речевыми нарушениями, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.
Особенности физического развития детей с тяжёлыми нарушениями речи:
  • Нарушение дыхания и голосообразования
  • Нарушение общей и мелкой моторики
  • Расторможенность и заторможенность мышечного напряжения
  • Повышенная утомляемость
  • Заметное отставание в показателях основных физических качеств – силы, скорости, ловкости
  • Нарушение темпо - ритмической организации движений
Особенности психического развития детей с тяжёлыми речевыми нарушениями:
  • Нарушение оптико-пространственного праксиса
  • Неустойчивость внимания
  • Расстройство памяти
  • Несформированность мышления
Учитель-логопед в процессе коррекционной работы с детьми стремится к сохранению и укреплению здоровья воспитанников, посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологий. Особенности физического и психического развития определяют задачи по развитию данных процессов, которые решаются логопедом на индивидуальных и подгрупповых занятиях совместно с коррекцией речевых нарушений. Использование инновационных здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.
Ключевые слова: Здоровьесберегающая технология, ОВЗ-ограниченные возможности здоровья, артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, логопедический массаж, принципы метода Кастильо Моралес, Су-Джок терапия, самомассаж ложками, самомассаж ушных раковин, упражнения на развитие координации движений рук и пальцев рук, упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.
 
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В ДОУ чаще всего используют здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям:
  1. Технологии сохранения и укрепления здоровья (стретчинг, динамические паузы, подвижные игры, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, релаксация, корригирующий тренинг).
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни (физкультурные занятия, игротерапия, самомассаж).
  3. Коррекционные технологии (арт-терапия, музыкальное воздействие, сказкотерапия, цветотерапия, психогимнастика, фонетическая ритмика).
Здоровьесберегающие технологии наиболее актуальны для детей с тяжёлыми речевыми нарушениями.
Я стараюсь отслеживать все прогрессивные тенденции в инновационном образовательном процессе и применять их в своей коррекционной практике. В своей работе я использую различные здоровьесберегающие технологии:
  • Артикуляционная гимнастика
  • Логопедический массаж
  • Дыхательная гимнастика
  • Принципы метода Кастильо Моралес
  • Су-Джок терапия
  • Самомассаж ложками
  • Самомассаж ушных раковин
  • Упражнения на развитие координации движений рук и пальцев рук
  • Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. При помощи артикуляционной гимнастики ребёнок приобретает кинестетический самоконтроль, лучше начинает ощущать выполняемые движения (особенно языком), что тоже способствует быстрейшей постановке звуков. В своей работе с детьми я использую пассивную и активную артикуляционную гимнастику.
Логопедический массаж
Массаж является одним из наиболее действенных способов коррекции речевых расстройств. Не только действенным, но и древним – массаж известен уже не одно тысячелетие, причем у всех народов мира. Логопедический массаж используется логопедом с целью быстрой, эффективной постановки и автоматизации звуков, а так же восстановления речи. Я применяю логопедический массаж в своей работе с детьми с дизартрией. При этой форме речевой патологии массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия. Для проведения логопедического массажа я использую различные зондозаменители, зонды Крупенчук, зонды Рау, логопедический электромассажёр Z-Vibe.
Дыхательная гимнастика
У детей с тяжелыми нарушениями речи практически всегда страдает дыхательная функция. При этом речевое дыхание сформировано недостаточно, жизненная ёмкость лёгких снижена, речевой выдох более короткий, сила выдоха недостаточна. В связи с этим, я считаю необходимым, использование в своей работе различных тренажёров для развития дыхания у детей. Это игровые тренажёры для развития речевого дыхания и специализированные тренажёры. Например, дыхательный тренажёр «Альдомед» для тренировки дыхательной системы. Применение дыхательного тренажёра способствует тренировке дыхательных мышц, притоку к ним крови, содержащей питательные вещества и кислород. Улучшается вентиляция лёгких, что также приводит к профилактике и снижению острых респираторных заболеваний.
Метод Кастильо Моралес
Это комплексный подход, разработанный реабилитологом Костильо Моралесом для пациентов с коммуникативными и сенсомоторными дефектами, с нарушениями функций дыхания и глотания. Технология основывается на ручном воздействии и психоэмоциональном контакте. Метод позволяет устранить моторно-речевые патологии у детей. Его применяют для активизации речевого аппарата. Основой служит принцип стимулирования мышц речевого аппарата, развития и улучшения функции глотания, дыхания и речи. Варианты воздействия руками – прессование, потягивание и вибрация. Они позволяют ребенку в полной мере ощутить свой речевой аппарат. Задачи метода:
  • Нормализация мышечного тонуса в зонах, отвечающих за функции речи и глотания.
  • Синхронизация работы мышц лица.
  • Улучшение микроциркуляции крови в районе головы и шеи.
  • Улучшение общего состояния.
В своей работе я использую такие принципы метода Кастильо Моралеса, как:
  • массирование лица и шеи
  • элементы специальной гимнастики
Су-Джок терапия
Это метод лечения воздействием на кисть и, разработанный южно-корейским учёным профессором Пак Чже Ву. В основе лежит теория о том, что стопа и кисть повторяют строение тела человека. Специальные массажёры эффективно воздействуют на биоактивные точки, тем самым они стимулируют работу внутренних органов и мозга. В своей работе я использую массажёр «Чудо-валик» и массажный шарик в комплекте с двумя кольцевыми пружинами.
Массаж ложками
Немецкий врач - косметолог Рене Кох создал и опробовал на себе массаж ложками. Ложечный массаж улучшает кровообращение и лимфоток. Учитель-логопед Ольга Игоревна Крупенчук предлагает коррекцию речевых расстройств с помощью ложек. Преимущества логопедического массажа ложками:
  • Может проводить логопед, а может делать себе сам ребёнок.
  • С ложкой умеют обращаться все – они просты в применении и безопасны.
  • Массаж ложками – это хорошая подготовка к артикуляционной гимнастике и к логопедическому массажу.
  • Массаж ложками помогает в практическом усвоении предлогов. Ребёнок легко усваивает названия частей лица.
  • Ложкой можно провести такие движения, которые пальцем сделать невозможно.
  • Массаж ложками можно проводить как на подгрупповом занятии, так и на индивидуальном.
  • Движения массажа достаточно просты, и дети их легко усваивают.
  • Применение ложечного самомассажа в логопедии способствует развитию мелкой моторики у ребёнка.
  • Делая самомассаж, ребёнок никогда не сделает себе больно.
Самомассаж ушных раковин
Большинство учёных представляют аурикулу как эмбрион человека в перевёрнутом виде (мочка уха соответствует голове, по мере продвижения к верхушке уха расположены зоны, представляющие туловище, его органы и конечности). Воздействуя на известные сегодня 170 точек ушной раковины, можно активизировать работу всех без исключения органов и систем тела. Аурикулярный массаж очень действенен, так как при этом, по утверждению учёных, информация с периферии идёт непосредственно в ствол головного мозга и далее в его кору, минуя сегментарный аппарат спинного мозга.  Он несложен в выполнении и не имеет противопоказаний. Этот массаж показан детям практически с рождения, так как помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает память.
Упражнения на развитие координации движений рук и пальцев рук
Движения детей с тяжёлыми нарушениями речи, например, общим недоразвитием речи, отличаются неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. У детей с речевыми нарушениями имеются различные нарушения в мелкой моторике: плохая подвижность и гибкость кистей, скованность движений. Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности. Учёные - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. В своей работе для развития мелкой моторики я использую:
  • различные пальчиковые гимнастики
  •  упражнения на развитие координации речи с движением
  •  графомоторные трафареты
  •  массажёры для пальцев рук
  •  кистевые эспандеры
  •  прищепки
  •  шаблоны по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования
  •  «волшебный мешочек» с мелкими предметами, буквами
  •  мелкую мозаику
  •  мелкий конструктор
  •  разрезные картинки
  •  рабочие тетради «прописи»
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития в мелкой моторике рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму.
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия
Научно доказано, что два полушария головного мозга отвечают за разные мыслительные процессы. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, анализ, изучение языков. А правое полушарие отвечает за интуицию, творчество, фантазию, восприятие искусства и музыки. За левую часть тела отвечает правое полушарие, а за правую часть – левое полушарие. Заставляя синхронно работать оба полушария мозга, можно получать состояние, при котором процесс обучения проходит легче и эффективнее. Для развития межполушарного взаимодействия у детей я использую:
  • Межполушарные доски
  • Многоразовые карточки для рисования двумя руками
  • Графомоторные трафареты для рисования двумя руками
Результативность их применения:
  • Развивают мелкую моторику
  • Повышают стрессоустойчивость
  • Ускоряют развитие нейронных связей и общее развитие ребёнка
  • Улучшают мыслительную деятельность, память и внимание
  • Развивают логику
  • Облегчают процесс чтения и письма
  • Повышают концентрацию внимания
  • Синхронизируют работу обоих полушарий
  • Развивают воображение
  • Берегут зрение ребёнка.
Таким образом, применяя в своей работе множество приёмов по здоровьесбережению, я вижу, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми даёт положительные результаты:
  • Снижается уровень заболеваемости
  • Повышается работоспособность
  • Формируются двигательные умения и навыки
  • Развивается общая и мелкая моторика
  • Повышается речевая активность.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»