Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация работы специалистов в коррекционно-развивающем
процессе с детьми с ОВР

(опыт работы социально-реабилитационного отделения
для детей-инвалидов СПБ ГБУ «Центр социальной реабилитации
инвалидов и детей инвалидов Приморского района Санкт-Петербурга»)

Степанова Светлана Вячеславовна,
заведующийсоциально-реабилитационным
отделением № 2для детей-инвалидов,
СПБ ГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов
и детей инвалидов Приморского района Санкт-Петербурга»
 
СПБ ГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей инвалидов Приморского района» функционирует с 2015 года. На базе Центра создано отделение социально-педагогического сопровождения для детей-инвалидов в возрасте от 3 до 18 лет. Деятельность отделения направлена на решение проблем инвалидности и оказание комплекса социальных мероприятий детям с ограниченными возможностями здоровья.
В отделении социально-педагогического сопровождения, где работают специалисты разных профилей, создается возможность комплексного междисциплинарного подходапо оказанию помощи детям и родителям. Особое внимание уделяется модели взаимодействия специалистов в коррекционно-образовательном пространстве социального учреждения. Модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов социально-реабилитационного отделения в работе с ребенком с особыми потребностями (в нашем случае, ребенком с ЗПР), а также функциональные обязанности каждого специалиста по отношению к воспитаннику.
Социальные барьеры, которые, к сожалению, существуют в нашем обществе, не дают в полной мере раскрыться потенциалу детей с ограниченными возможностями, повышают риск возникновения психических и личностных нарушений. Таким образом, психологическая помощь и поддержка – одно из самых значимых направлений комплексной реабилитации детей.
В отделении работают специалисты: логопед, дефектолог, специалист по социальной работе, социальный педагог, психолог, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, воспитатель. Для ребенка организован реабилитационный процесс, создано единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда.
Модель взаимодействия специалистов представляет собой систему, решающую четыре блока задач: мониторинговые, коррекционно-развивающие, воспитательные задачи, а также этап сопровождения.

 
  1. Мониторинговый блок
В мониторинговом блоке одним из ведущих направлений является организация комплексного психолого-педагогического обследования особенностей ребёнка, в целях сбора анамнестических данных, уточнения диагноза при динамическом наблюдении, а также – с целью определения физической и психологической нагрузки каждого ребенка и составления индивидуальной программы его развития. На этом этапе специалисты определяют «группы риска» детей, разрабатывают комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельности.
Данная работа осуществляется совместными усилиями психолога, логопеда, дефектолога, социального педагога в течение всего реабилитационного периода. Мониторинг проводится в три этапа: входной, промежуточный, итоговый. Анализ полученных результатов позволяет выстроить индивидуальный маршрут развития каждого ребенка.
Основная его цель на этапе диагностики – организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с задержкой психического развития, построение индивидуального маршрута развития каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями.
К работе на данном этапе диагностики подключены специалисты социально-реабилитационного отделения:
– специалист по социальной работе;
–психолог;
– социальный педагог;
–дефектолог;
–логопед.
Важное место в мониторинговом блоке работа психолога, который оказывает психологическую помощь и поддержку детям и их родителям на основе междисциплинарного подхода. Специалист по социальной работе предоставляет информацию о социальной ситуации развития, об уровне мотивации родителей на сотрудничество со специалистами.
Становится очевидным, что на данном этапе работы, эффективность психолого-педагогической помощи, в первую очередь, зависит от того, насколько полной информацией о ребенке владеет специалист. По результатам диагностики ребенка в совместной работе специалистов выявляется актуальный уровень развития ребенка.
В процессе диагностики дефектолог выясняет у ребенка уровень развития: игровой, продуктивной, коммуникативной деятельности, особенности его эмоционально-личностной сферы, особенности развития мелкой моторики.
Социальный педагог дает информацию об уровне социальной и школьной адаптации ребенка, а также о его интересах.
Комплексное исследование познавательной деятельности ребенка, эмоционально-волевой сферы, речи, нейропсихологическое изучение, позволяет грамотно выстроить реабилитационный процесс.

 
                   ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ  КАРТА
Первичное социально–психологическое обследование[РО1] 
 
Ф.И.О ребенка: ___________________________________________
Возраст: _____________
Основной диагноз: ________________________________________
Сопутствующий диагноз: __________________________________
Дата первичного обследования: _____________________________



 
 
 
1.Особенности поведения:
 
Зрительный контакт: устанавливает с легкостью, отворачивается, не смотрит в глаза
Активность во время обследования: поведение без отклонений, полевое, пассивность, чрезмерная послушность, не стабильная активность, кратковременная;
Отношение к обследованию: увлечен работой, готов к сотрудничеству, сопротивление, отказ от работы, играет вместо выполнения заданий;
Агрессивность в поведении: не наблюдается, физическая, вербальная, агрессивность в мимике, жестах, аутоагрессия.
 
2. Особенности эмоционально-волевой сферы:
 
Наличие страхов, тревоги: ___________________________________________________
Особенности проявления эмоций и актуальное состояние: интенсивность, адекватность, способность к саморегуляциидр.)___________________________________
 
Произвольность в деятельности: умение преодолевать трудности, устойчивость к монотонной работе, способность к завершению задания, низкий уровень произвольного поведения, только под контролем и с помощью взрослого.
 
3. Особенности игровой деятельности: действия с игрушками (интерес к игрушкам, адекватность действий с ними, использование заместителей)
Самостоятельность в игре (способность придумать сюжет, организовать игру с детьми, брать на себя роли                                                                                              Преобладающие сюжеты игр____________________________________________
4. Взаимодействие со сверстниками:
   избегает общения с другими детьми;
у ребенка нет друзей;
у ребенка есть близкие друзья;
ребенок сам выбирает друзей (инициирует общение, поддерживает отношения с определенными детьми);
 играет в компании других детей (предлагает идеи, прислушивается к другим);
старается уклониться от активного участия в играх;
любит участвовать в состязаниях вместе с другими детьми;
 умеет отстаивать свои интересы;
учитывает мнение других детей в процессе совместной деятельности;
 играет роль лидера во взаимоотношениях
 
5. Когнитивное развитие:
 
Общий уровень осведомленности: ____________________________________________
Внимание: _________________________________________________________________
Мышление: ________________________________________________________________
Память: ___________________________________________________________________
Восприятие:________________________________________________________________
 
Заключение: _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
 
 
Психолог _____________________
Дефектолог ___________________    
Логопед ______________________
Социальный педагог ___________________
Педагог дополнительного образования ____________________
Специалист по социальной работе ________________________
 
Дата: «_____» ______________2017 г.

 
 
 




























































Коррекционно-развивающий блок
Коррекционно-развивающий блок направлен на оказание психолого-педагогической помощи и поддержки, развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребёнка. Организация работы в этом блоке предполагает тесное сотрудничество всех специалистов учреждения, направленное на обучение родителей и педагогов отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.
Педагогическая реабилитациядетей применяется в двух формах: индивидуальнойили групповой. В первом случае дефектолог и логопед работаютс ребенком один на один,во втором случае специалист работает сразу с группой детей, которые в реабилитационном процессе взаимодействуют не только с ним, но и друг с другом.
Индивидуальная реабилитация используется, когда ребенок категорически отказывается работать в группе, или по каким-либо причинам его работа в группе невозможна; когда применяются достаточно сильные методы психологического воздействия и ребенка необходимо постоянно держать под наблюдением и контролем. Индивидуальная реабилитация необходима, когда специалист наблюдает у ребенка повышенную тревожность, заторможенность и неуверенность в себе, нарушения в поведении.
           На индивидуальных занятиях все внимание специалиста направлено только на одного ребенка. Но эта форма реабилитации малоэффективна при решении проблем межличностного характера, для которых необходима работа в группе. При групповой реабилитации специалисты проводят комплексные групповые занятия, работают сразу со значительным числом детей, и такая групповая работа лучше помогает решать проблемы именно межкоммуникативного характера.
Основные формы работы психологав этом блоке – групповые,комплексные и интегрированные занятия.
Интегрированные занятия направлены на:
1) Совместно с социальным педагогом:
– на развитие мелкой моторики;
–на игровую деятельность;
– на формирование социальных навыков.
2) Совместно с логопедом и дефектологом:
– на развитие познавательной деятельности.
Логопед тесно взаимодействует с социальным педагогом и воспитателем, регулярно предоставляет воспитателю различный материал по развитию речи, например, упражнения, речевые игры, дает рекомендации. Воспитатель закрепляет приобретенные знания у детей, интегрируя логопедические цели, технологии в повседневную жизнь детей (в игровую деятельность, познавательную, а также в режимные моменты).
Логоритмика – комплексное групповое занятие, в котором принимают непосредственное участие логопед, музыкальный руководитель, социальный педагог, а иногда и педагог дополнительного образования. На занятиях по логоритмике логопед и музыкальный руководитель проводят речевые игры с движением под музыку, используются слоговые цепочки, развивающие высоту и силу голоса. Движение помогает осмыслить слова. Все это благотворно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией. Логопед консультирует специалистов и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы. Информирует родителей о результатах диагностики, о плане индивидуального развития. Каждый специалист выполняет свою функцию, отличную от других. А вместе они делают для детей, посещающих занятия, одно общее дело: создание зоны комфорта, развития, индивидуального подхода.
Совместными усилиями музыкального руководителя, педагога дополнительного образования и социального педагога организована интересная кружковая работа, проводимая в трех направлениях: эстетическое воспитание, творческое развитие, трудовое воспитание.В отделении работают кружки: «Творческая мастерская», «Театральная студия», «Музыкальные посиделки». Музыкальный руководитель и педагог дополнительного образования в своей работе используют элементы психогимнастики, музыкотерапии, коррекционной ритмики, пластических этюдов и двигательных импровизаций детей.
Специалисты консультируют друг друга,вою профессиональную оценку видения перспектив развития того, или иного ребенка. Обмениваясь мнениями, пытаются найти механизмы оптимального педагогического воздействия в каждом отдельном случае.
Сотрудничество педагогов в этом блоке предусматривает объединение комплекса различных видов специфических приемов вокруг единой «темы» и обеспечивает целостное представление детей об окружающем мире, возможность освоения информации через разные каналы восприятия: зрительный, слуховой, кинестетический. Все специалисты социально-реабилитационного отделения пользуются в работе общим календарно-тематическим планом. Это означает, что одна тема (например, «Зима», «Дикие животные» и пр.) проходит «красной нитью» в занятиях всех специалистов. Это позволяет усилить эффект педагогической работы, многократно закрепить тему недели.
Тематические циклы: «семья», «дом», «животные», «события», «сезонные явления в природе», «праздники» включаются в индивидуальную программу реабилитации с учетом возраста и индивидуальных возможностей ребенка.
Разработана диагностическая карта, которая позволяет фиксировать динамику состояния ребенка, а также является удобным способом обобщения результатов.



Диагностическая карта
Ф.И.О. ребенка_________________________________________
Год рождения __________________________________________
Диагноз _______________________________________________

 
Параметр Перед началом занятий
(нужное подчеркнуть)
Промежуточный этап Итоговый этап
  1. Общительность
В контакт вступает охотно, поддерживает его на протяжении всего занятия, проявляет инициативу, замкнут, безразличен, негативно относится к занятиям, работает с уговорами.    
  1. Внешние проявления эмоциональной сферы
Настроение: оптимистичное, ровное, подавленное, частая смена настроения.    
 
  1. Особенности поведения
без отклонений, неадекватное поведение, пассивность, чрезмерная послушность, нестабильная активность, кратковременная, агрессивность, агрессивность в мимике, жестах.
 
   
 
  1. Особенности игровой деятельности
Проявляет интерес к игрушкам, адекватно действует с ними, взаимодействует с другими детьми,проявляет доброжелательность к детям, наблюдает за игрой других, делится игрушками.    
  1. Двигательные способности
Правильное (неправильное) сочетание движений пальцев и кистей рук, умение (неумение) подчинять свои движения темпу и ритму упражнения.
 
   
  1. Внимание
Умение (неумение) сосредоточиться на выполняемых упражнениях.    
  1. Память
Запоминает (не запоминает) последовательность движений, последовательность упражнений в комплексе.
 
   
  1. Речевое развитие
Понимание словесной инструкции
Словарный запас
Фразовая речь
Связная речь

 
   
  1. Отношение к собственным достижениям
Доволен (недоволен) собой, раздражен, расстроен, что-то другое.    
  Блок воспитательных задач
Каждый специалист, работающий с «особыми» детьми знает, что психолого-педагогическая помощь и поддержка необходимы не только детям, но и их родителям. При оказании этой помощи в социально-реабилитационном отделении также используется междисциплинарный подход.
Проблема многих родителей – в недостатке знаний. Ставя задачу повысить уровень психолого-педагогической грамотности родителей, психолог и социальный педагог проводят совместные консультации и тренинги для родителей. Например, тренинг «Мы вместе», направленный на укрепление взаимоотношений между супругами, воспитывающими «особого» ребенка, тренинг «Полюби меня», направленный напроцесс принятия «необычного» ребенка членами семьи. В отделении функционирует«Родительский клуб»,который объединяет родителей, имеющих общие потребности и проблемы, где в процессе неформального общения и специально организованного группового взаимодействия с разными специалистамиу родителей формируется адекватное отношение к болезни ребенка, они получают информацию об интеллектуальных и личностных особенностях ребенка, о возможностях социальной адаптации ребенка в будущем, в помощи по осознанию и выработке единой для всех членов семьи стратегии воспитания.
Совместная работа специалистов в этом направлении подразумевает оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих проблем, помощь в разработке воспитательных мероприятий, координацию их выполнения специалистами. Организация системы взаимодействия специалистов с семьей предполагает использование широкого круга форм и методов: выпуск газет, проведение совместных праздников и развлечений, групповое и индивидуальное консультирование, анкетирование, организация обратной связи через сайт учреждения.
  1. Этап сопровождения
Результативность помощи, ее эффективность  достигаются путем проведения мероприятий на дому [РО2] по формированию способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, приобретать навыки общения. С целью социальной адаптации психолог и социальный педагог подбирают специальные методы и приемы (дидактические развивающие игры, песочную терапию, подвижные игры).
В отделении с целью психотерапевтической помощи семье организован социальный патронаж семей, имеющих детей с тяжелыми физическими нарушениями, в ходе которого изучается социальный статус семьи, экономическое положение семьи, проводится диагностика ребенка, оказание психологической помощи и поддержки семьям. По результатам обследования на дому определяются индивидуальные возможности ребенка, разрабатывается план работы с семьей. Педагогами отделения проводится обучение ребенка навыкам самообслуживания, навыкам общения, обучение родителей основным формам реабилитации детей-инвалидов в домашних условиях, специалист по социальной работе проводит консультирование по вопросам реабилитации.
В творческом союзе педагогов испециалистов существует полное единство взглядов. Только при тесном сотрудничестве специалистов можно добиться необходимых результатов, в преодолении речевой недостаточности, трудностей социализации детей и адаптации их в обществе.
Стоит заметить, что педагог, работающий с детьми с отклонениями в развитии и поведении, или с умственно отсталыми детьми, должен иметь готовность к оказанию помощи, включающей такие личные качества как: милосердие, эмпатию, толерантность, доброжелательность, умение наблюдать, увлеченность профессией, любовь к детям, выдержку и самокритичность, искренность. Это благороднейшая и труднейшая профессия, требующая от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу. 
Важным требованием, предъявляемым к педагогу, осуществляющему педагогическую деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья, является умение работать в коллективе. Единообразие подходов к работе с детьми, комплексность и многообразие применяемых и используемых методов для развития детей, коррекция имеющихся у них недостатков – залог успеха в работе.
 
Использованная литература
  1. Веричева О.Н. Социальная реабилитация молодых инвалидов как основа интеграции их в общество// Отечественный журнал социальной работы. – 2012. - № 2. – С. 7
  2. Бронникова. В.А. Организационно-методические аспекты развития системы реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Российско-европейский опыт // Сборник статей. – М., 2014
  3. Сорочинская Т.В., Арсенова Л.А. “Особый" ребенок в центре внимания. // Коррекционная педагогика. – 2006. - № 5, с.68 – 70.
  4. Цаплина А.О. Апробирование и внедрение инновационных психолого- педагогических технологий в деятельность социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. // Журнал. – Работник социальной службы. – Москва. – 2015. – с.79 – 84.

 [РО1]Перед этими документами написать их название чтобы было понятно что это
 [РО2]Помощь не может достигаться, может лучше результативность помощи, ее эффективноть

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»