Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Модель условий интернальной интеграции детей
с отклонениями в умственном развитии при
коррекционно-развивающем обучении
по адаптированным программам

Антонян Светлана Ивановна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 657 Приморского района, учитель начальных классов.
MODEL CONDITIONS INTERNAL INTEGRATION OF CHILDREN WITH DEVIATIONS IN MENTAL DEVELOPMENT AT CORRECTIONAL AND DEVELOPING EDUCATION ADAPTED TO PROGRAMS.
Antonyan Svetlana
State budgetary educational institution school № 657 of Primorsky district, a primary school teacher.
В данной статье описывается опыт работников Государственного Бюджетного Общеобразовательного учреждения школы № 657, полученный благодаря опытно-экспериментальной работе над разработкой модели условий интернальной интеграции детей с отклонениями в умственном развитии при коррекционно-развивающем обучении по адаптированным программа.
This article describes the experience of employees of State Budget Educational institution school № 657, obtained through experimental work on developing a model of the internal conditions of integration of children with intellectual disabilities in correctional and developing education adapted program.
 
Получение детьми с лёгкой, умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости (далее - дети с ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. 
В письме Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6 «О Концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)» отмечено, что отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех принципах: интеграция через раннюю диагностику, через обязательную коррекционную помощь каждому ребенку и через разноуровневые модели интеграции. [1]
В основу опытно-экспериментальной работы ГБОУ школы № 657 Приморского района Санкт-Петербургаположены постоянная полная и постоянная неполная модели интеграции. Использование принципов  указанных моделей позволило организовать совместное обучение разных категорий детей с ОВЗ, не выделяя детей с низкими интеллектуальными возможностями в отдельные классы, избежать формирования у таких детей и их родителей комплекса неполноценности, ощущения своей ущербности, исключить дискриминации детей.  В тоже время появилась возможность сохранения в лице более сильных учащихся образца для роста и развития (в виде своеобразной верхней планки) детей с низкими интеллектуальными возможностями. Данная многокомпонентная модель социально - образовательной интеграции была разносторонне изучена, апробирована и успешно реализуется педагогическим коллективом ГБОУ школы № 657 в качестве Модели условий интернальной интеграции детей с отклонениями в умственном развитии при коррекционно-развивающем обучении по адаптированным программам.
В качестве инструмента исследования применена адаптированная методика «Карта психолого-педагогического наблюдения» [2, с. 8]. Обследование по данной методике проводилось путём наблюдения за учащимися в урочной и внеурочной деятельности, бесед с классным руководителем, логопедом и другими специалистами, работающими с ребёнком. С помощью метода экспертной оценки составлялся обобщенный психолого-педагогический профиль личности ребенка, который включает в себя следующие шкалы: сенсорно-перцептивная сфера (СПС), внимание (В), память (П), мышление (М), речь (Р), личностная сфера (ЛС), эмоционально-волевая сфера (ЭВС), психомоторное развитие (ПМР), социально-бытовая адаптация (СБА), учебные навыки (УН), трудовые умения и навыки (ТУ). Диагностику проводили три раза в год: сентябрь – стартовая, декабрь – промежуточная, май – итоговая.
 Применение данной методики при психолого-педагогическом обследовании детей позволило оценить динамику развития их личностных особенностей в течение учебного года. Несмотря на межгрупповые различия по значительному числу показателей психолого-педагогического профиля, динамика развития отмечается только в первом и пятом классах экспериментальной группы. Это свидетельствует о том, что в классах контрольной группы развитие познавательных процессов и личностных особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью характеризуется низким темпом.
Положительные результаты психолого-педагогической диагностики познавательной сферы, коммуникативных и социальных навыков учащихся свидетельствуют об эффективности ОЭР, а, следовательно, успешной реализации Модели  условий интернальной интеграции детей с отклонениями в умственном развитии при коррекционно-развивающем обучении по адаптированным программам.
Кроме того, в результате выполненной работы в соответствии с целью и задачами ОЭР в школе проработаны направления интеграции детей с различными степенями умственной отсталости внутри ОУ, сформировано устойчивое позитивное отношение педагогического коллектива школы, родителей учащихся к  необходимости совместного обучения детей с ОВЗ, независимо от их стартовых возможностей.
По результатам итогового анкетирования участников образовательного процесса отмечается практически 100% удовлетворенность  не только доступностью специального (коррекционного) образования,  но и его высоким качеством.
Продуктом ОЭР ГБОУ школы № 657 Приморского района являются проекты нормативных и локальных документов, методические рекомендации по внедрению модели в ОУ Санкт-Петербурга:
- адаптированные индивидуальные учебные планы и программы;
- программы неформального образования для детей с ОВЗ: «Оригами для  младших школьников», адаптированные под возможности детей с ОВЗ,  программа по развитию мелкой моторики через ручной труд для детей с ОВЗ, программа по театрализованной деятельности «Мы – актёры»;
- методические рекомендации по составлению индивидуальных адаптированных рабочих программ;
- методические рекомендации по составлению адаптированных программ интегрированного обучения детей с ОВЗ;
- методические рекомендации по составлению адаптированного учебного плана для классов интегрированного обучения;
- механизм реализации работы по адаптации образовательного пространстве Службы сопровождения общеобразовательной школы;
- пакет специализированных адаптированных программ неформального образования для детей с особыми потребностями по здоровьесбережению: Программа «Соты здоровья», Программа по ЛФК «Кинезотерапия», Программа занятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма «Воспитание культуры безопасного поведения на дороге через вовлечение школьников в изучение правил дорожного движения».
Интегрированное обучение в ГБОУ школе № 657 это, прежде всего, качественно новая модель организации учебно-воспитального процесса, построенная на: 
- общей интегративной цели;
- интегративной деятельности: вместе, взаимозависимо;
- взаимозависимых отношений, порождающих «коллективный дух»;
-  взаимного согласия и договоренности о наиболее полном участии в общем деле.
Считаем, что интегрированное обучение может явиться основой для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными. При этом за каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии, сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогическая помощь и поддержка, которые реализуются в зависимости от структуры дефекта, психофизических, психологических особенностей в условиях определенных моделей интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей.
 
Список литературы.
  1. Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524 «О Концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями».
  2. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Методическое пособие / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной — СПб.: Речь, 2008. — 48 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»