Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 Формирование жизненных компетенций
на уроках математики у обучающихся с ОВЗ

Малина Анастасия Геннадьевна
Формирование математической компетенции является важной составляющей социализации личности, в основе которой лежит усвоение ребенком жизненного опыта. Практика показывает, что многие выпускники коррекционных школ оказываются беспомощны, не могут применить усвоенные знания и умения в различных жизненных ситуациях. Возникают проблемы в связи с неумением распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйства. У выпускников, живущих с родителями, наблюдаются иждивенческие настроения. В современном мире ребёнок с ОВЗ должен наравне со всеми жить, работать, взаимодействовать с окружающей средой. Поэтому нужны совершенно новые подходы в социально-бытовом воспитании и обучении таких детей. В учебной деятельности, большое внимание уделяю формированию математической компетенции, как основе социализации учащихся в обществе. Компетенция — это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. В частности, математическая компетенция — это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.
Цель: Используя компетентностный подход, наполнить математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.
Задачи:
 · Учить ставить цели и планировать деятельность по их достижению. Учить грамотно использовать в речи математические термины.
· Учить применять математические знания и умения в реальных ситуациях.
· Прививать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Практическая часть.
Я хочу остановиться на конкретных задачах из практики.
Устный счет. Применяя устные упражнения, я формирую и закрепляю у детей сознательные и прочные вычислительные навыки. (Дети должны считать устно!). Проводя такую работу в системе и совершенствуя ее, можно добиться, что у некоторых учеников не будет проблем при подсчете сдачи при покупке товара. Примеры и задачи Задача. За 1 билет на концерт заплатили 500р. Сколько рублей выручит касса театра от продаж двух таких билетов, трех и т.д.? Задача. Проезд в трамвае стоит 15 р, в автобусе 20 р. Используя жизненный опыт ребёнка, помочь ему самостоятельно узнать о стоимости его проезда за 2, 3, 4,5, 6 дней, неделю, месяц.
Каждый раз при решении задачи я стараюсь создать такую ситуацию, чтобы проблема опиралась на личный опыт ребенка. Компетентность проявляется в случае применения знаний и умений при решении задач, отличных от тех, в которых эти знания усваивались.Задача. Уроки начались в 9 часов утра, закончились через 5 часов. Когда закончились уроки? Задача. Известно, что зубы надо чистить в день - утром и вечером. Сколько раз Вася почистит зубы, если в интернате он находится 5 дней?
Таким образом, работая над данной задачей, учащиеся невольно усваивают общепринятые гигиенические нормы. Эффективность работы возрастает при хороших межпредметных связях (трудового обучения и СБО) . Задача. В мастерской было 90 метров ткани, из которой сшили платья. На каждое платье расходовали по 3 метра ткани. Сколько платьев сшили? Задача. На шторы одного окна уходят 2,5 метра. Сколько понадобиться ткани на 2, 3, 4 окна. Очень большое влияние оказывают на формирование компетенций задачи с практическим содержанием. Задача. Жилая площадь двухкомнатной квартиры 46кв м. Площадь первой комнаты составляет 17 кв.м. Какова площадь оставшихся комнат? При решении расчетных задач на стоимость учащимся можно предложить подобрать данные для составления задач на данную тему. Задача. В магазине булочка стоит 15 рублей. Сколько рублей будет стоить 2,3, 4 булочки? Они с удовольствием составляют задачи и предлагают решить их своим одноклассникам. В 3-4 классах задачи можно усложнить, вести понятия «скидка», «распродажа». При постоянно меняющихся ценах на товары «скидки», «распродажи» -учащиеся должны уметь выбирать более экономичную для них покупку. Указываю название магазинов, товаров, чтобы учащиеся могли по возможности проверить и сделать свой выбор. Данный вид заданий помогает овладеть ученикам теми предметными знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности, т.е. социально-трудовой компетенцией. Необходимо, чтобы учащиеся умели добывать информацию из источников разных видов. Школьные учебники по математике предлагают задачи в основном текстового содержания. Поэтому необходимо включать в содержание задачи, данные в которых представлены также в виде таблиц, диаграмм, графиков. Покажите руками 1см, 1мм.,1дм.,1км. (Почему не можем?) 1ар -1сотка.
 Такие задания помогают учащимся приобрести навыки самостоятельной познавательной деятельности. Ребята учатся делать выводы. Познавательная деятельность ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна.
Поэтому необходимо постоянно возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся как важный мотив учения и как мощное средство повышения его качества.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»