Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Проект для  обучающихся с умственной отсталостью

Финансовая грамотность

Хромченко Эльвира Кашафовна
Целью  коррекционно- развивающей работы с  детьми  в условиях коррекционной школы является их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни в современных условиях.
Основной образовательной потребностью обучающихся признана необходимость их обучения переносу знаний в жизненные ситуации, которые могут быть представлены обучающимся в форме элементарных сведений об основах финансовой грамотности:
− формирование знаний содержания понятий «деньги», «купюры», «монеты», их достоинство, понимания функции денег, умения правильно пользоваться деньгами;
− достижение понимания детьми путей законного получения денег;
- содержания понятия «семейный бюджет», приобретение обучающимися умений его планировать, выделять приоритетные статьи расходов;
− освоение обучающимися способов получения наличных денежных средств в кассе и банкомате, формирование у них умения пользоваться пластиковыми картами;
-с помощью игр, упражнений ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
-как вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
Опыт работы показывает, что дети лучше усваивают  материал, если сами видят жизненную необходимость данной темы. Следовательно, задача педагога как можно чаще осуществлять практическую направленность уроков, использовать в образовательном процессе специальные, вариативные формы работы, методы и средства обучения.
Надо  отметить, что усвоение любой информации, в том числе в сфере финансовой грамотности, сопряжено у обучающихся с умственной отсталостью с рядом трудностей, обусловленных особенностями их психофизического развития, недостаточностью практического опыта детей в оперировании собственными финансовыми средствами, которые необходимо учитывать в ходе планирования таких уроков. Кроме того, обучение основам финансовой грамотности должно осуществляться в специально организованной развивающей среде и с использованием дидактических  и специфических форм, методов и средств обучения с учетом образовательных потребностей обучающихся.
Для достижения основ финансовой грамотности используются дидактические игры.
Для организации сюжетно-ролевых игр, помимо тематического игрового оборудования в проекте используются атрибуты различных рабочих мест, спецодежду, деньги, пластиковые платёжные и дисконтные карты, кошелёк, макет банкомата. Сюжеты игр развиваются в зависимости от   пройденных тем и с учетом пожеланий  детей.
Практические работы вызывают большой интерес у обучающихся, так как их содержание взято из реальной жизни (например, выявление осведомленности о текущих ценах на продукты и промышленные товары, планирование крупных покупок, подсчета бюджета на одну-две недели).
Формирование основ экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями, их интеграции в общество, готовит к самостоятельной жизни и носит предметно-практический характер
 
Целевая группа проекта  6 (З) класс (дети с УУО)
Вид проекта  познавательно-практико-ориентированный.
 
Продолжительность долгосрочный
 
Цели проекта Насыщение жизни обучающихся  элементарными  экономическими  сведениями  способствует  развитию предпосылок  формирования  реального  экономического  мышления,  что сделает этот процесс более осознанным. Обучающиеся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нуждаются в адаптации и социализации во всех сферах жизни общества, в том числе в экономической и финансовой. Создание условий для формирования основ финансовой грамотности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
 
 
Задачи проекта
Образовательные: способствовать формированию представлений о товарно-денежных отношениях, содействовать их познавательной активности в разных видах деятельности;
 Коррекционно-развивающие: создание условий для усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; развитие инициативы и творчества.
Воспитательные: содействовать самостоятельности обучающихся.
Формы организации проекта:
Непосредственная образовательная деятельность;
Дидактические игры;
Беседы;
Рассматривание иллюстраций и натуральных денежных знаков и монет;
Просмотр обучающих  мультфильмов;
Чтение художественной литературы;
Сюжетно-ролевая игра; театрализованная деятельность;
 Продуктивная деятельность;
Донесение до педагогов и родителей  информации по тематике при помощи картотеки дидактических игр по финансовой грамотности.
Консультаций для родителей (воспитателей) по теме проекта
Ожидаемые результаты реализации проекта
-применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации занятий (деньги, монеты банкноты, товар, и пр.);
- понимать, что сначала зарабатываем, затем расходуем;
-сознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;
- уважительно относиться к труду взрослых и к результатам их труда.
 
1 этап
Подготовительный
организационно – диагностический(сентябрь)
Изучение справочной, методической, энциклопедической  литературы. Сбор материала, необходимого для реализации проекта.
Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
Подбор дидактического материала, необходимого оборудования и пособий для практической реализации проекта.
- Деньги:бумажные,железные;
- Муляжи денег для игры  в «Магазин»;
- Атрибуты к сюжетно-ролевым играм;
- Ноутбук для просмотра мульфильмов и рекламы;
Разработка плана мероприятий по взаимодействию участников проекта.
Информирование педагогов и родителей о планировании работы  с обучающимися,
о целях и задачах  проекта.
 
2 этап
Основной
Реализация проекта по месяцам.
Октябрь.
1.Беседа «Много есть профессий разных».
Цель: Создание условий для положительной мотивации к изучению финансовой грамотности, обобщение знаний о профессиях.
2.Дидактическая игра «Продукты труда»
Цель: Формирование умений устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека.
 3.Дидактическая игра «Кто что делает?»
Цель: Закрепление представлений о  различных профессиях результатах деятельности. 
4.Чтение рассказа Б.Заходера «Строители»
Цель: Пополнение знаний  детей о профессиях, о трудовых действиях и орудиях труда. Воспитание уважение к труду. 
5. Лото «Профессии»
Цель: закрепить название профессий, учить соотносить  изображения с основной таблицей.
 
Ноябрь.
1.Просмотр мультфильма  «Уроки совы. Что такое деньги»
Цель: Познакомить  детей  с элементарными понятиями  о деньгах, купле-продаже. Воспитывать предприимчивость. 
2.Беседа «Деньги». Рассматривание натуральных купюр и монет.
Цель: закреплять представление детей о денежных знаках.
3. Раскрашивание «Раскрась денежную купюру».
Цель: закреплять представление  детей о денежных знаках, поощрять проявление творчества и фантазии. 
4.Беседа «Понятие о деньгах. Путешествие в прошлое денег.
Цель: продолжать знакомит с понятиями «деньги»,  монеты», «купюры». Рассказать о происхождении денег и слова «рубль». Познакомить со старинными монетами и купюрами нашей страны.
5. Лото «Деньги»
Цель: закрепить названия денег, учить распределять картинки на тематические группы.
 
Декабрь
1.Экскурсия к банкомату.
Цель: Ознакомить обучающихся с работой банкомата. 
2.Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал».
Цель:Формировать интерес к миру экономики, познакомить детей с содержанием сказки, ее героями. 
3. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Цель:Обучать детей  реализовывать и развивать сюжет игры. Пополнить  знания  о трудовых операциях работников магазина и действиях покупателя.
 4.Дидактическая игра «Обменяй».
Цель:Дать представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар.
 
Январь.
1.Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек»
Цель: предоставить детям возможность  практически осуществить процесс купли-продажи, развивать умение видеть товар.
2.Чтение сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха»
Цель:Подвести к выводу о том, что любой товар имеет свою цену.
3. Дидактическая игра «Найди и обведи только деньги».
Цель: продолжать развивать умение вычленять из множества предметов деньги, развивать внимание и память.
4.Дидактическая игра «Найди лишний».
Цель: продолжать знакомить с понятием «Деньги».
Февраль.
1.Беседа «Какие у вас потребности?».
Цель: познакомить  с понятием «потребности» и видами потребностей 
2.Дидактическая игра «Сложи математический пазл».
Цель:Учить составлять целое из частей.
 3. Сюжетно-ролевая игра «Я кассир»
Цель: пополнить знания  о профессиях, о трудовых операциях и профессиональных обязанностях кассира.
 4.Чтение Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»
Цель: пополнить знания  о труде взрослых.
 
Март.
1.Сюжетно-ролевая игра «Продуктовый магазин».
Цель: Обучать детей  реализовывать и развивать сюжет игры. Пополнить  знания  о трудовых операциях работников магазина и действиях покупателя.
2. Дидактическая игра «Что продается, а что нет?»
Цель: сформировать понимание того, что не все покупается за деньги;  
3.Дидактическая игра «Где что купить».
Цель:закреплять знания детей о том,что разные товары продаются в различных магазинах:продуктовых, промтоварных, книжных, обувных и т.д. 
4. Дидактическая игра «Сложи математический пазл».
Цель:Учить составлять целое из частей.
 
Апрель
1.Дидактическая игра «Хочу-надо».
Цель:  Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями.  
2.Беседа «Реклама»  и ее просмотр.
Цель: Формировать представления о рекламе как средстве сообщения информации о товарах, продуктах. 
3. Раскрашивание «Раскрась денежную купюру».
Цель: закреплять представление  детей о денежных знаках, поощрять проявление творчества и фантазии. 
4.Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин».
Цель: предоставить детям возможность  практически осуществить процесс купли-продажи, развивать умение видеть товар.
 3 этап
Обобщающий
Итоговое мероприятие.
Оценка результатов
  1. Подведение итогов работы в рамках проекта, оценка его результатов (для всех участников).
  2. Выставка пособий, дидактических игр  проекта «Финансовая грамотность».
  3. Оформление папки-раскладки «Проект Финансовая грамотность».
  4. Создание методических рекомендаций.
  5. Размещение публикаций по теме проекта.
 
Используемая литература:
1.Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».-М. : Просвещение, 2020.
 2. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016.
 3. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015.
4. Л. Б. Баряева, А. Зарин «Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития».- СПб: Союз, 2001.
5. Н. В. Краснощеко
6. В. А. Гончарова, Т. А. Колосова «Моторные сказки для самых маленьких».- СПб.: КАРО, 2012.
7. Н. Иволга «Когда я вырасту, я стану Сбербанкиром».- СПб.:
Электронные ресурсы:
  1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:   www. festival.1september.ru, свободный. - Загл. с экрана. 
  2. Дети и деньги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml, свободный. - Загл. с экрана. 
  3. Ребенок и его мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://worldofchildren.ru/, свободный. - Загл. с экрана. 
  4. Интеллектуальный клуб [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.klubkontakt.net/, свободный. - Загл. с экрана. 
  5. Подготовка к школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://vscolu.ru/, свободный. - Загл. с экрана. 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»