Конспект урока по предмету
«Математические представления и конструирование»
«Математические представления и конструирование»
Практические действия с круглыми и квадратными предметами
Дадыкина Татьяна Валентиновна,
учитель школы № 502 Санкт-Петербурга
1 класс, программа для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.учитель школы № 502 Санкт-Петербурга
На уроке использованы современные образовательные технологии:
личностно-ориентированный подход;
средства альтернативной коммуникации (визуальное расписание, колокольчик);
игровые технологии;
информационно-коммуникационные технологии.
Форма и тип урока: комбинированный
Цель урока: расширить представления о предметах круглой и квадратной формы.
Задачи:
- Образовательные:
учить выделять и сравнивать геометрические формы;
совершенствовать навык практических действий с круглыми и квадратными предметами.
- Коррекционно-развивающие:
развивать зрительные, слуховые, тактильные ощущения;
развивать общую и ручную моторику.
- Воспитательные:
развивать самостоятельность.
- : колокольчик (элементы АСК), игрушки (бубен, барабан, яблоко, книга, рулетка-метр, окно, коробка с диском, дидактические пособия, сортеры, кубики, мячики, колеса), ведерко круглое и квадратное.
- Организация начала урока. Ритуал привествия.
- Мотивация учебной деятельности. Сюрпризный момент.
- Упражнения коррекционно-развивающей направленности и сообщение темы.
- Физкультминутка.
- Подведение итогов. Ритуал завершения урока.
|
Этапы работы, деятельность педагога | Деятельность детей | Материально-техническое обеспечение |
|
Организация начала занятия | ||
Ритуал приветствия Использование жеста «Привет» - Ребята, прозвенел звонок, начинается урок. Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними. - Здравствуйте, гости. Начинается урок математики, Е*. и Ф*. измените свое расписание. В*., сейчас у нас урок, давай поменяем расписание. |
Слушание звона колокольчика. Дети здороваются по очереди с гостями. Мальчики меняют свое расписание. В. меняет свое расписание. |
Звенит колокольчик – элемент альтернативной коммуникации. Приветствие в кругу. Работа с визуальным расписанием. |
|
|
Мотивация учебной деятельности – сюрпризный момент | ||
Давайте присядем на ковер. Посмотрите-ка вокруг, пальчиком рисуем круг. Это круг (раздаю детям круги). Давайте обведем пальчиком круг. Пальчик бежит по кругу не останавливается. Нет углов у меня, и похож на блюдце я. Круг можно покатать. Давайте покатаем круг. Круг катится, потому что он круглый. Ребята, это что? Круг какой? Положите круг рядом. В коробочке у меня ещё что-то лежит, достаньте из нее фигуры. Познакомьтесь вот квадрат, он знакомству очень рад, стороны 4 в нем, 2 скрепляются углом. Что это? Давайте обведем квадрат пальчиком. - Бежит пальчик, остановился, - это угол. Дальше побежал пальчик, остановился. У квадрата есть стороны и углы. Давайте попробуем покатать квадрат. Не получается. Квадрат не катится, потому что у него есть углы и стороны. Положите в коробочку круги и квадраты. |
Ученики обводят круг пальчиком. Ученики катают круг по рукам, по ногам, по полу. Круг круглый. Это квадрат. Ученики обводят квадрат пальчиком. Ученики пробуют катать квадрат. Ученики убирают фигуры в коробку. |
Геометрические фигуры круги и квадраты. | |
|
Коррекционно-развивающие упражнения и сообщение темы | ||
Ребята, сегодня мы с вами посмотрим, что бывает круглое, а что квадратное. У меня есть два мешка. Е*., какого цвета мешки? Посмотрим, что в одном из мешков. Что это? Е*, сколько мячиков? Давайте потрогаем мячики. Какие мячики? Давайте покатаем мячики. Мячики катаются, что они круглые. Мячики какие? А давайте попробуем поставить мячики друг на друга, построить башню. Верно, мячи круглые. Катите мне мячики. Мячики катятся, потому что они круглые. У меня есть второй мешок, давайте посмотрим, что в нем? Что это? Давайте потрогаем кубики, у них есть стороны и углы. Какие кубки? Давайте построим башню из кубиков. Молодцы, какая высокая башня получилась! Давайте попробуем покатать кубики. Не получается? Кубики не катятся, потому что у них есть стороны. Кубки переворачиваются на другую сторону. Мячик катится, а кубик переворачивается на другую сторону. Давайте уберем мячи и кубики в мешок. Посмотрите, ребята, что у меня в руках (машина и горка)? Что это? Смотрите, машинка катится. Машинка катится, потому что у нее есть колеса. Что у машины есть? Что это (обращаю внимание на колеса)? Правильно – это колеса! Давайте потрогаем колеса. Колеса круглые. Машинка катится, потому что колеса у нее круглые. Ребята, какие колеса? Правильно, колеса круглые. Давайте отпустим машинку с горки, машинка покатилась. Потому что у нее какие колеса? Колеса круглые. А у меня есть еще одна машинка, посмотрите, и она не катится, давайте посмотрим на колеса, почему она не катится? Какие колеса у этой машинки? Правильно, у этой машины квадратные колеса, поэтому машина не катится. У меня есть колеса. Потрогаем их, какие колеса? Верно, колеса круглые. Давайте поменяем колеса и посмотрим покатиться машина? Меняем колеса. Прокатили машину. Катится машина? Машина катится, потому что у нее круглые колеса. Починили машину, уберем. Ребята, у меня есть волшебная коробочка, в ней лежат разные предметы, сейчас мы будем их брать и если они квадратные, то положим в квадратное ведро, а круглые – в круглое ведро. Что это? Бубен какой? Положим в круглое ведерко (по такому же алгоритму с другими предметами: тарелка, книга, рулетка, яблоко). Молодцы! Справились с заданием, а сейчас отдохнем, потанцуем, попоем. Вы молодцы. А у меня есть еще одна игра. Давайте сядем за парты. Вам нужно разложить круглые и квадратные формы по своим местам (раздаю детям игру). «Найди предмету месте», «Какой это формы», блоки «Дьёныша». Посмотрите, у меня в коробке лежат квадратные и круглые предметы. Давайте из них сделаем игрушку. Какую игрушку сделаем? В* собирает цветочек. Из чего вы делали машину? Из кубиков и круглых колес. А В* сделала цветочек из круглых крышечек. Вот какие машины и цветок у нас с вами получились! Вы молодцы! И у меня тоже есть машина. Машина привезла для вас угощение – это печенье. Какое печенье? А еще какое? |
Дети достают мячи (много мячиков) Ученики трогают мячики. Круглые . Дети катают мячи. Мячики круглые. Ученики пытаются строить башню. Дети катят мячики. Дети достают из мешка кубики. Ученики играют с кубиками. Ученики пробуют катать кубик. Дети складывают мячики и кубики в мешок. Колеса. Круглые. Круглые. Да. Дети достают из мешочка предметы Бубен круглый и пр. Дети слушают музыку, выполняют движения совместно с учителем. |
Мячи и кубики. Горка, две машины и четыре колеса. Коробка с игрушками. Графический символ «Физминутка» Дидактические игры. Машины Лего, крышечки от бутылок. Грузовая машина. Печенье. |
|
|
Подведение итогов | ||
Ритуал завершения урока: Звенит колокольчик. Прозвенел звонок и закончился урок. Давайте изменим расписание, сейчас перемена. И попрощаемся с нашими гостями. Скажем им: «до свидания!». |
Ученики слушают звон колокольчика Меняют визуальное расписание. Дети машут рукой «пока-пока!». |
Звенит колокольчик – элемент АСК. |