Взаимодействие специалистов и создание благоприятных
условий как залог успешной реализации коррекционной
программы в ДОУ компенсирующего вида
для детей с нарушениями зрения
условий как залог успешной реализации коррекционной
программы в ДОУ компенсирующего вида
для детей с нарушениями зрения
Угланова Дарья Сергеевна,
учитель-дефектолог ГБДОУ д/с № 95
Калининского района Санкт-Петербурга.
учитель-дефектолог ГБДОУ д/с № 95
Калининского района Санкт-Петербурга.
Для детей с нарушением зрения восприятие внешнего мира становится проблематичным. Поэтому в детском саду компенсирующего вида для таких детей очень важно обеспечить все условия для формирования предметных представлений. Развития зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Для этого создана специальная коррекционная программа обучения.
Успешность реализации программы во многом зависит от взаимосвязи всех участников образовательного процесса и создание специальных условий в образовательной среде для детей и работе с родителями.
- Взаимодействие участников образовательного процесса.
Учитель-дефектолог-воспитатели-музыкальный руководитель-инструктор по физической культуре. Учитель-дефектолог дает всем участникам образовательного процесса рекомендации и противопоказания.
Так же учитель-дефектолог проводит как подгрупповые. Так и индивидуальне занятия с детьми,направленные на:
-формирование предметных представлений;
-формирование сенсорных эталонов;
-формирование пространственной ориентировки и ориентировки в микропространстве ;
-развитие социально-бытовой ориентировки;
-развитие зрительно-моторной координации.
Учитель-дефектолог проводит подбор коррекционных игровых пособий для использования в группе.
Раз в неделю проводятся консультации с участием участников образовательного процесса с целью подвести итоги предыдущей недели, обозначить цели и задачи для решения проблем. Так же обсуждаются детали проведения творческих занятий(подбор фона, цвета, величины).
2)Создание специальных условий в образовательной среде.
-Формирование доступной образовательной среды за счет создания тематических уголков и зон , а так же правильной расстановке мебели. Все игрушки должны быть безопасны и доступны для детей. Мебель должна соответствовать возрасту и не мешать передвижению детей во время игры.
-Подбор пособий для группы, для занятий, игр и индивидуальной работы.
Сюда входят такие игры:
-« Чья тень?»;
-«Выложи по контуру»;
-«Подбери по цвету(форме)»;
-«Разложи по величине»;
-«Подбери заплатку»;
-«Построй из деталей».
-«Собери картинку»;
-«Пройди лабиринт»;
-«Что изменилось?»
-Мозайки, бусы, цветной конструктор и т.д.
Для детей с низкой остротой всегда подбираются яркие картинки с чётким контуром, увеличенные в размере.
-Посадка детей за столы в соответствии со зрительным диагнозом.
-Маркировка «трудных мест» для детей с низкой остротой зрения ярким цветом( обозначение меткой шкафчика, мебели, а так же яркой полосой порогов и лестниц).
3)Работа с родителями тоже имеет немаловажную роль. Ведь от взаимодействия с родителями зависит всестороннее развитие ребенка.
Цели взаимодействия специалистов с семьей:
-Оказание квалифицированной поддержки родителям;
- Помощь близким взрослым в создании комфортной для развития ребёнка семейной среды;
- Создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;
- Формирование адекватного взаимоотношения между взрослыми и их детьми.
Для взаимодействия с родителями используются следующие приёмы:
-Консультации.Здесь можно обозначить проблемы, с которыми необходимо помочь справится ребенку. Важно правильно психологически настроить родителя на взаимопомощь, на успех такого взаимодействия. Так же можно и нужно показать примеры заданий для закрепления ребенком дома.
Консультация может проводиться как очно. Так и посредством соцсетей, онлайн.
-При возможности педагог может показать мастер-класс.
-Написание статей на сайте учреждения с описанием актуальных вопросов обучения.
Таким образом, при полном взаимодействии всех участников педагогического процесса,создаются все условия для реализации программы, а самое главное-для формирования всестороннего развития личности ребенка.