Игровые технологии как средство формирования
коммуникативных компетенций у дошкольников с ОВЗ
Милюдина Ольга Юрьевна
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.• Игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н.Узнадзе).
• Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С.Выготский).
• Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов" (А.Н.Леонтьев).
• Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
• Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
•Игровое обучение - это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание воспитания и обучения, как компонент педагогической культуры, где изучаются формы и методы оптимизации игровой деятельности современного поколения, средство активизации психических процессов, средство диагностики, коррекции и адаптации к жизни, исследуются социальные эмоции, сопровождающие игровой феномен.
•Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Технологичность:
Технологичность:
•Выбор игры
Зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
•Цели:
ØПервая цель – удовольствие от самого процесса игры.
Ø Цель второго уровня – функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.
ØЦель третьего уровня отражает творческие задачи игры – разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т.п.
•Предложение игры детям.
•Главная задача заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитателя и желания ребенка. Игровые приемы предложения могут быть устного и письменного характера. Интерес вызывают игрушки, или предметы для игры, возбуждающие желание поиграть, игровые афиши, игровые радиообъявления и т.п. В предложения игры входит объяснение ее правил, и техники действий.
Принцыпы организации игры:
•Объяснение.
В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании, и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе различение играющих, объяснение значения игровых аксессуаров и т.д.
•Оборудование и оснащение.
•Распределение ролей.
Учитывая, какая роль особенно полезна ребенку, используются следующие приемы:
ØНазначение на роль непосредственно взрослым.
ØНазначение на роль через старшего (капитана, водящего).
ØВыбор на роль по итогам игровых конкурсов.
ØДобровольное принятие роли ребенком, по его желанию.
ØОчередность выполнения роли в игре и т.д.
•Развитие игровой ситуации.
Изменение положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий и т.п.Принцыпы организации игры:
ØОтсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру.
ØПринципы развития игровой динамики.
Ø Принципы поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей).
Ø Принципы взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Для учителя-логопеда важен перенос основного смысла игровых действий в реальны жизненный опыт детей.
ØПринципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам.
Использование игровой технологии:
Использование игровой технологии:
•В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела;
• Как элементы более обширной технологии;
• В качестве занятия или его части;