Особенности формирования квазипространственных
представлений у детей с ОНР
Полиенко Ольга Андреевна,
учитель-логопед ГБДОУ № 116
Санкт-Петербурга
Нарушения речи, наблюдаемые у современных детей, многообразны, они могут проявлять себя в нарушениях звукопроизношения, плавности и темпа речи, недостаточности словарного запаса, в нарушении грамматического строя. По психолого-педагогической классификации Р.Е. Левиной, среди детей с нарушениями речи выделяют группу с общим недоразвитием речи (ОНР). Такое речевое нарушение объединяет в себе сложные речевые расстройства, и в этом случае у детей неправильно сформированы все компоненты системы речи, относящиеся, как к звуковой, так и смысловой ее сторонам. Среди прочих нарушений речи авторы отмечают, что у детей с ОНР неправильно сформирована способность понимание и продуцирование сложных логико-грамматических конструкций, предлогов, возможность словообразования, подбор антонимов, а также восприятие и использование в речи пространственно-временных и причинно-следственных речевых конструкций. Исследования А.Р. Лурия доказывают, что все эти элементы лексико-грамматической системы относятся к комплексу симптомов поражения или несформированности третичных височно-теменно-затылочных (ТРО) отделов коры головного мозга. Лурия обозначил их как квазипространственные представления, выделял «квазипространственный» анализ и синтез, имея ввиду словесное обозначение пространственных координат, а также логические отношения, требующие для своего понимания соотнесение входящих в них элементов в некотором условном пространстве.
Исследователи квазипространственных представлений, такие как А. Р. Лурия, Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова, Л. С. Цветкова, Семаго Н. Я., Семаго М. М., А.В. Семенович Н.М., доказали, что формирование квазипространственных представлений является сложным процессом, а их нарушения в дальнейшем влечет за собой нарушения формирования мыслительных операций невербального и вербального мышления, познавательной деятельности, возникновение трудностей освоения письма и счета.
Исследователи отмечают, что уровни развития пространственных представлений не являются изолированными, а в процессе развития ребенка пересекаются между собой, и накладываются один на другой.
В норме, пространственные представления развиваются постепенно, формируются с рождения ребенка до 7-8 летнего возраста. Сначала осваивается схема собственного тела и реального пространства окружающей среды, затем происходит вербализация пространства, и последний этап - усвоение лингвистических представлений. Два последних уровня и являются квазипространственными представлениями. Правильное, своевременное формирование этих представлений очень важно для формирования высших психических функций: мышления, восприятия зрительно-пространственной памяти, а также устной речи и письма, познавательной и мыслительной деятельности ребенка. У детей с ОНР нарушается формирование пространственных уже на начальных, предвербальных уровнях. В повседневной жизни такого ребенка это проявляется в затруднениях при необходимости соблюдения последовательности при выполнении заданий, восприятии сложных инструкций и их элементов, а так же при выполнении двигательных заданий по словесной инструкции.
В структуре ОНР наблюдаются нарушения всех компонентов речи, в том числе вербализация пространственных представлений, то есть квазипространственные представления. Изучением вопроса коррекций нарушений этих представлений занимались Т. В. Ахутина, Л. С. Цветкова, А.В. Семенович, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, Н.М. Пылаева и др. У данных авторов разработаны методики диагностики и восстановления функций пространственных и квазипространственных представлений у детей с трудностями учения, которые возникают на фоне парциальных отклонений ВПФ. Вопрос особенностей этих представлений и коррекции у детей с ОНР представлен в литературе недостаточно, этим и обусловлена актуальность изучения данного направления. Необходимо более глубокое исследование формирования и коррекции отклонений развития квазипространственных представлений у детей с ОНР.
Целью исследования являлось определить особенности нарушений формирования квазипространственных представлений, их количественный и качественный характер у старших дошкольников с ОНР и детей с нормой речевого развития.
Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга и Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центрального района г. Санкт-Петербурга. В исследовании участвовали 30 детей, 15 из них вошли в экспериментальную группу (дети с нарушениями речи ОНР III) и 15 человек составили контрольную группу (дети без речевых нарушений).
На основе методов и приемов, описанных в работах Семенович А.В., Семаго Н. Я., Семаго М. М., были выделены пять серии диагностических заданий.
Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что уровень сформированности квазипространственных представлений у дошкольников с ОНР ниже, чем у детей без речевых нарушений. Нарушения наблюдаются уже на предвербальном уровне пространственных отношений. При выполнении заданий на повторение жестов, дети испытывали трудности с выбором позы, у них наблюдались неуверенность при выборе правильного положения частей тела и замедленный темп выполнения.67%детей экспериментальной группы имеют низкий уровень пространственных представлений на уровне собственного тела, у них не сформированны понятия «лево – право», практически все дети группы не способны к сложным ориентирвкам. Понятия взаиморасположения частей лица недостаточно сформированны, дети допускали большое количество ошибок. Наибольшие трудности у детей возникли при ответе на вопросы «Что у тебя находится под зубами?», «Сбоку от уха?», «Надо лбом?», «Под глазами?».
У детей с ОНР наблюдалось недостаточная сформированность квазипространственных представлений, при анализе взаиморасположения внешних объектов (наибольшие затруднения вызвали вопросы ориентировки «справа» и «слева», «над»). В то же время дети показали достаточно высокий уровень сформированности навыка продуцирования предлогов и наречий, а так же понимания предлоговв составе пространственных речевых конструкций – более 50% человек. Навык словообразования сравнительных прилагательных у детей экспериментальной группой так же сформирован недостаточно, по сравнению с контрольной группой. В первой группе процент детей с высоким уровнем в два раза меньше чем во второй. Подбор антонимов для детей экспериментальной группы оказался более доступен, при выполнении задания наблюдались высокий и средний уровень навыка. Все дети достаточно успешно справились с заданием. В сравнениис контрольной группой, у детей экспериментальной группы уровень навыка образования приставочных глаголов ниже. Трудности возникли при работе со словами «шла – обошла – перешла». Среди двух групп наблюдалась большая разница уровня понимания и продуцирования пространственно-временными конструкциями, высокий уровень в контрольной группе имеют 80% детей, а в экспериментальной всего 13%. Большие трудности возникли при продолжении фраз «перед средой бывает…», «после пятницы наступает…». Очевидная разница наблюдается и при исследовании уровня понимания причинно-следственных конструкций. В экспериментальной группе 27% детей имеют высокий уровень, в контрольной 73%.
У детей экспериментальной группы был выявлен низкий уровеньсформированность навыка понимания и продуцирования логико-грамматических конструкций, с акцентом на флективные отношения и с нарушением слов во фразе, а так же понимания и продуцирования логико-грамматических конструкций, состоящих из пассивных речевых конструкций.Дети не видели заложенную ошибку в предложениях заданий, некоторые отвечали лишь на часть поставленных вопросов, терялись при выборе ответов. В целом наблюдалась неуверенность выполнения. У детей контрольной группы таких затруднений не возникало.
Экспериментальная группа детей показала хорошие результаты возможности понимания и продуцирования логико-грамматических конструкций, состоящих из инверсированных конструкций родительного падежа. С этой частью задания справились абсолютно все дети экспериментальной и контрольной группы.
По итогам проведенной диагностики видно, что у детей с ОНР уровень сформированности квазипространственных представлений ниже нормы, данный вывод подтверждает мнение теоретико-практических исследователей.