Проблемы нравственного воспитания молодых
людей с нарушениями умственного развития
Балудина Людмила Петровна
Можно измерить интеллект,
но нельзя измерить ценность человека.
Карл Грюневальд
Мы обучаем и воспитываем не простых детей, а детей с ограниченными возможностями здоровья. Прежде всего, в процессе воспитания и обучения мы уделяем особое внимание их особенностям и возможностям.но нельзя измерить ценность человека.
Карл Грюневальд
Вопросы нравственного воспитания, развития, совершенствования человека волновали общество во все времена. Сейчас, когда всё чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится всё более актуальной. Кто как не воспитатель и сотрудники, принимающие непосредственное участие в жизни молодых людей с нарушениями в умственном развитии, должны уделять внимание этой проблеме.
Нравственное воспитание – процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности воспитанника и предполагающий становление его равноправным членом общества, трудового коллектива с развитыми нравственно – личностными качествами такими как доброта, отзывчивость честность, трудолюбие совесть, достоинство.
Воспитанники интернатов, оставшиеся без попечения родителей, не имеют позитивного примера отношений в семье. Это существенно затрудняет решение ряда задач обеспечения социально – нормативного поведения, повышает вероятность социальных отклонений. В этом и состоят проблемы нравственного воспитания молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.
В основе усвоения нравственных норм и овладения навыками правильного поведения лежат нравственные чувства, нравственные представления и привычки к такому поведению. Нравственные чувства – эмоциональный отклик на добро и зло, удачи и неудачи, трудности и успехи и т.п. появляются у воспитанников с нарушениями в умственном развитии намного позже, чем у детей с нормальным интеллектом.
Методы нравственного воспитания детей с нарушениями интеллекта принято классифицировать на две основные группы:
- методы формирования общественного поведения
- методы формирования нравственного сознания.
К группе средств, направленных на формирование нравственных оценок, понятий, нравственных убеждений относятся этические беседы, лекции, диспуты по этическим проблемам. Особенность проведения бесед, диспутов о морали будет заключаться в том, что они не будут переходить в назидательность, а будут обсуждаться жизненные ситуации.
Необходимо научить правильному поведению. Это вполне возможно в связи с тем, что воспитанники с нарушением интеллекта хотят соответствовать предъявляемым к ним требованиям, заслужить похвалу взрослого, избежать неудачи. Привычки правильного поведения не могут стать подлинно нравственными, если параллельно не будет проводиться работа по формированию нравственных представлений и на их основе нравственных чувств. Пример: Настя Т. часто обращает на себя внимание своим поведением в транспорте, зрительном зале, магазине и других общественных местах. Она неожиданно закатывает глаза, делает выброс руками вперёд и пугает людей. Я стараюсь её обнять, успокоить и вывести из транспорта. Я понимаю, что она нуждается в помощи, поэтому провожу с ней коррекционную работу – довожу до её понимания, какие чувства испытывают люди, которые видят проявление такого поведения, объясняю, что такое поведение не соответствует общепринятым правилам поведения в социуме.
Нравственные представления воспитанниками усваиваются с трудом. Воспитанников следует специально знакомить с нравственными и безнравственными поступками, объяснять их смысл, указывать на необходимость нравственных поступков, давать им оценку. Необходимо учить сопереживать друг другу, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, учить управлять своими эмоциями.
В группе провожу занятия, которые помогают решать проблемы нравственного воспитания. Во время повседневного общения, во время прогулок, во время проведения игр воспитанники учатся вести диалог, поддерживать беседу, разрешать конфликтные ситуации мирным путём. Организую игры, которые помогают расширять кругозор, развивать речь и закреплять правила поведения в транспорте, магазине, на улице, в театре – «Уроки поведения», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Энциклопедия хороших манер».
Вношу в жизнь воспитанниц положительные эмоции, хвалю за успехи, поддерживаю их добрые инициативы, взаимопомощь (совместное проведение досуга, составление поздравительных открыток, проведение мастер- класса по созданию красивой причёски).
Моделирую жизненные ситуации с подбором красочных картинок, которые вызывают живой интерес и запоминание. На занятиях с воспитанницами обязательно применяю наглядные средства, вовлекаю в практическую деятельность.
Постепенно в результате игровой, предметно – практической деятельности, самообслуживания происходит освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, компенсируются недостатки мышления, формируются положительные нравственные качества.
Я считаю, что освоение воспитанницами морально – нравственных норм возможно только на эмоциональном уровне. Если нам удалось тронуть душу воспитанниц с нарушением в умственном развитии, всколыхнуть их чувства – они поймут, осознают и надолго запомнят то, что мы хотим до них донести.
В нашем реабилитационном центре многое сделано для того, чтобы повседневная жизнь была наполнена содержательной деятельностью и общением. Решая проблемы нравственного воспитания молодых людей с нарушениями в умственном развитии, педагоги создают благоприятную почву для формирования положительных черт характера и нравственных качеств личности.
Список литературы.
- Брунов Б. П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Учебное пособие. Красноярск. КГПУ. 2006г.
- Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании. Москва. Академия педагогических наук. 2003г.
- Выготский Л.В. Основы дефектологии: сборник сочинений в 6 т. Москва. Академия педагогических наук.2003г.