Инновационные технологии в работе логопеда
Горшенина Т.Е.; Шаркова О.А.,
учителя-логопеды ГБДОУ детский сад №18
Кировского района Санкт-Петербурга
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя - логопеда.учителя-логопеды ГБДОУ детский сад №18
Кировского района Санкт-Петербурга
Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.
К ним относятся хорошо известные специалистам:
-Технология логопедического обследования.
-Технология коррекции звукопроизношения.
-Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
-Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
-Технология развития интонационной стороны речи.
-Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
-Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
-Технология логопедического массажа.
Также в современной логопедической практике при наличии условий активно используются нетрадиционные для логопедии технологии:
- Арт- терапия;
- Кинезиотерапия;
- Различные виды логопедического и пальцевого массажа;
- Су-Джок-терапия;
- Фитотерапия, ароматерапия;
- Хромотерапия;
- Мультимедийные средства коррекции и развития;
- Телесно-ориетированные техники;
- Логоритмика;
- Психогимнастика;
- Смехотерапия;
- Современные технологии сенсорного воспитания
- Информационные технологии, различные модели и символы
«Арт-терапия» является средством свободного самовыражения.
В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.
Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.
Виды арт- терапии:
- музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);
- изо-терапия (нетрадиционные техники рисования);
- сказкотерапия;
- куклотерапия;
- танцетерапия;
- игротерапия
- креативная игротерапия (песочная терапия);
Техники изо-терапии, используемые для развития речи:
- пальцевая живопись;
- рисование мягкой бумагой;
- рисование тычком жёсткой полусухой кистью;
-рисование на стекле;
-ниткография;
-техника «кляксография»;
-техника рисования листьями, палочками, камушками и т.п.;
-техника отпечатывания ватой;
- техника «оттиск пробками»;
- рисование ладонями;
-рисование на манке;
Песочная терапия способствует:
- совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
-обогащению словарного запаса;
-развитию связной речи;
-побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
- развитию фантазии и образного мышления
Креативная игротерапия (песочная терапия) метод терапии способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Элементы сказкотерапии:
-создание на занятии благоприятной психологической атмосферы,
-обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;
-приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
-сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;Коррекционные задачи сказкотерапии:
-создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;
-совершенствование лексико-грамматических средств языка;
-совершенствование звуковой стороны речи;
-развитие диалогической и монологической речи;
-эффективность игровой мотивации детской речи;
- взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
Куклотерапия– это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.
Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный ситуации в коллективной деятельности.
Мнемотехника– это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает в развитии:
-связной речи;
-ассоциативного мышления;
-зрительной и слуховой памяти;
-зрительного и слухового внимания;
-воображения;
-ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).
Таким образом, весь текст зарисовывается схематично.
Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:
-развивают мозолистое тело,
-повышают стрессоустойчивость,
-улучшают мыслительную деятельность,
-способствуют улучшению памяти и внимания.
Смехотерапия– это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности.
Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям.
Цветотерапия (Хромотерапия) - восстановление индивидуального биологоческого ритма с помощью специально подобранного цвета. Цвет влияет на состояние человека, его чувства, повышает тонус либо успокаивает.
Пальцевый массаж
-массаж орехами,
-каштанами;
-массаж шестигранными карандашами;
-массаж чётками;
-прищепочный массаж;
-массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
-массаж травяными мешочками;
-массаж камнями;
-массаж зондами, зондозаменителями;
-Су-Джок терапия.
Телесноориентированные техники
-биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;
-растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;
-упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;
-дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видео средства, компьютеры и телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Возможности использования ИТ в логопедии:
-повышение мотивации к логопедическим занятиям;
-организация объективного контроля развития и деятельности детей;
- расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;
-возможность быстрого создания собственного дидактического материала;
-визуализация акустических компонентов речи;
-расширение спектра невербальных заданий;
-обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;значительные возможности в развитии ВПФ:
-схематизация, символизация мышления;
-формирование планирующей функции мышления и речи;
-за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.