Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Инновационные технологии в работе логопеда

Горшенина Т.Е.; Шаркова О.А.,
учителя-логопеды ГБДОУ детский сад №18
 Кировского района Санкт-Петербурга
     Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя - логопеда.
     Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. 
     Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.
      К ним относятся хорошо известные специалистам:
-Технология логопедического обследования. 
-Технология коррекции звукопроизношения. 
-Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи. 
-Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи. 
-Технология развития интонационной стороны речи. 
-Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи. 
-Технология развития лексико-грамматической стороны речи. 
-Технология логопедического массажа. 
     Также в современной логопедической практике при наличии условий активно используются нетрадиционные для логопедии технологии:
- Арт- терапия;
- Кинезиотерапия; 
- Различные виды логопедического и пальцевого массажа;
- Су-Джок-терапия;
- Фитотерапия, ароматерапия;
- Хромотерапия;
- Мультимедийные средства коррекции и развития;
- Телесно-ориетированные техники;
- Логоритмика;
- Психогимнастика;
- Смехотерапия;
- Современные технологии сенсорного воспитания
- Информационные технологии, различные модели и символы 
«Арт-терапия» является средством свободного самовыражения.
В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.
Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.
     Виды арт- терапии:
- музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);
- изо-терапия (нетрадиционные техники рисования);
- сказкотерапия;
- куклотерапия;
- танцетерапия;
- игротерапия
- креативная игротерапия (песочная терапия); 
Техники изо-терапии, используемые для развития речи:
- пальцевая живопись;
- рисование мягкой бумагой;
- рисование тычком жёсткой полусухой кистью;
-рисование на стекле;
-ниткография;
-техника «кляксография»;
-техника рисования листьями, палочками, камушками и т.п.;
-техника отпечатывания ватой;
- техника «оттиск пробками»;
- рисование ладонями;
-рисование на манке;
     Песочная терапия способствует:
- совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
-обогащению словарного запаса;
-развитию связной речи;
-побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
- развитию фантазии и образного мышления
Креативная игротерапия (песочная терапия) метод терапии способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.
     Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Элементы сказкотерапии:
-создание на занятии благоприятной психологической атмосферы,
-обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;
-приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
-сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;Коррекционные задачи сказкотерапии:
-создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;
-совершенствование лексико-грамматических средств языка;
-совершенствование звуковой стороны речи;
-развитие диалогической и монологической речи;
-эффективность игровой мотивации детской речи;
- взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
     Куклотерапия– это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.
Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный ситуации в коллективной деятельности.
     Мнемотехника– это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает в развитии:
-связной речи;
-ассоциативного мышления;
-зрительной и слуховой памяти;
-зрительного и слухового внимания;
-воображения;
-ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).
Таким образом, весь текст зарисовывается схематично.
Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
     Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:
-развивают мозолистое тело,
-повышают стрессоустойчивость,
-улучшают мыслительную деятельность,
-способствуют улучшению памяти и внимания.
     Смехотерапия– это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности.
Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям.
     Цветотерапия (Хромотерапия) - восстановление индивидуального биологоческого ритма с помощью специально подобранного цвета. Цвет влияет на состояние человека, его чувства, повышает тонус либо успокаивает.
     Пальцевый массаж
-массаж орехами,
-каштанами;
-массаж шестигранными карандашами;
-массаж чётками;
-прищепочный массаж;
-массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
-массаж травяными мешочками;
-массаж камнями;
-массаж зондами, зондозаменителями;
-Су-Джок терапия.
     Телесноориентированные техники
-биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки; 
-растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;
-упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;
-дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
     Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видео средства, компьютеры и телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Возможности использования  ИТ в логопедии:
-повышение мотивации к логопедическим занятиям;
-организация объективного контроля развития и деятельности детей;
- расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;
-возможность быстрого создания собственного дидактического материала;
-визуализация акустических компонентов речи;
-расширение спектра невербальных заданий;
-обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;значительные возможности в развитии ВПФ:
-схематизация, символизация мышления;
-формирование планирующей функции мышления и речи;
-за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого  материала в долговременную память.
     Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
     Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»