Методическая разработка урока для 1 класса
(умеренная умственная отсталость)
Коммуникация. Дидактические игры
на зрительный контакт: «Посмотри. Что видишь?»
Усманова Наталья Владимировна
учитель ГБОУ школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга
Главная задача учителя на этом уроке – создать такие условия, при которых все дети могли бы работать в меру своих возможностейучитель ГБОУ школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга
Тип урока - изучение нового материала.
Цель: развивать зрительное восприятие.
Задачи:
I Образовательные:
- Учить ориентироваться на образ предметов;
- Учить различать в окружающем мире большие и маленькие предметы;
- Учить выявлять простейшие причинно-следственные связи.
- Формировать умение выделять и группировать предметы по определенным признакам;
- Развивать пространственные представления и ориентировку, мыслительные операции;
- Расширять представления об окружающем мире, пополнять словарный запас;
- Коррекция и развитие зрительного восприятия, слухового и зрительного внимания;
- Развитие мелкой моторики, глазомера;
- Развивать навык ориентировки в микро пространстве.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Воспитывать интерес к учебе, предмету.
- Воспитывать навык самоконтроля
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Личностные УУД – проявление инициативы в оказании помощи одноклассникам.
Коммуникативные УУД - развитие умения работать в паре
Познавательные УУД: выполнение действий по определенному порядку.
Регулятивные УУД - контролирование своей деятельности по ходу дидактической игры через результат выполнения задания, формирование умения оценивать свои действия.
Предметные цели: различать предметы по образу, формировать навыки находить предметы в окружающем пространстве.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный, репродуктивный.
Формы работы на уроке: фронтальная, работа в парах, самостоятельная работа.
Оборудование урока: мячи и кубики одного цвета, но разного размера: большие и маленькие, 2 корзины, банки разного размера, предметы (игрушки разного размера), предметные картинки.
Ход урока:
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Ожидаемый результат |
1. | Организацион ный момент | Сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся с ними. Прозвенел звонок Начинается урок Ушки на макушке Глазки широко открыты Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. |
Дети проходят в класс, садятся за парты. | Мотивация учащихся. |
2. | Сюрпризный момент | К нам в гости пришел Петушок, красный гребешок. Он будет сегодня вместе с нами учиться различать предметы и фигуры по величине. | Слушают, смотрят. | Мотивация учащихся. |
3. | Сообщение темы урока | Сегодня мы с вами будем учится видеть и находить различные предметы. | ||
4. | Массаж с массажными мячиками | Сейчас мы с вами подготовим наши ручки к занятию. Открываем наши коробочки, достаем мячики, делаем как я. | Самомассаж мячиками. | Выполнение действий по подражанию учителю. |
5. | Изучение нового материала | Посмотрите на эту картинку. (картинка с изображением мячика). Друг весёлый, мячик мой! Всюду, всюду он со мной! Раз, два, три, четыре, пять, Хорошо мне с ним играть! Найдите похожий предмет. А теперь посмотрите на эту картинку. Сколько мячей на ней нарисовано? Правильно – два. Но посмотрите, они разные один большой, а другой маленький. Учитель берет мячи: большой и маленький и кладет их на стол. Найдите свой маленький мячик в коробке, давайте спрячем его в ладошках. Молодцы, положите его на стол. Теперь возьмем большой мяч, спрячем его, ой, у меня не получилось, а у вас? Это большой мяч, его в ладошках не спрячешь. Упражнения с мячами. А теперь посмотрите на эти фигуры. Они похожи на мяч. Это круг. Смотрите, что я делаю: Спрятать маленький круг за большим. Ой, у нас куда-то пропал синий круг, он спрятался за красным кругом. А теперь давайте сделаем наоборот, синий круг поставим вперед. Смотрите, что получилось: из-за синего круга выглядывает красный. Значит красный круг больше синего. А теперь вы попробуйте: приложите к большому кругу маленький. А теперь на доску прикрепи большой круг, маленький круг. |
Учащиеся выполняют действия совместно с учителем по образцу и подражанию, играют с предметами, выбирают большой или маленький предмет. Работают в паре, у доски. | Начальное усвоение понятия «большой-маленький». Развитие умения показывать, объединять предметы различной величины – объемные и плоскостные. Сопоставление картинки и предмета. Сопоставление названия и предмета, фигуры. Освоение приема «наложение». |
6. | Физкультминутка | |||
7. | Первичное закрепление темы. | А теперь давайте поиграем. Наш Петушок принес конверты с заданием. Откройте их. Достаньте большую карточку. Посмотрите, на ней нарисованы игрушки. Покажите (мячик. пирамидку, рыбку ит.п.), а сейчас достаньте маленькие карточки и соберите лото. Молодцы, убираем карточки в конверт. | Учащиеся выполняют задания учителя. | Развитие умения показывать, объединять предметы различной величины – объемные и плоскостные. Сопоставление названия и предмета, фигуры. Освоение приема «наложение». Повторить и закреплять понятие «большой-маленький». |
8. | Закрепление материала | Посмотрите на картинку. Здесь нарисованы домики. Домик большой и домик поменьше. Найдите в классе домик побольше, теперь поменьше. Покажите у домика окошки, дверь, откройте дверь, кого вы там видите. Давайте поставим человечка на балкон и т.п. Молодцы! А вот еще одно задание от Петушка. В этих конвертах тоже лото, но на этом лото изображены животные и птицы, которые живут рядом с домом человека. Покажи гуся, утку, корову и т.д. Соберите лото. Очень хорошо. |
Учащиеся находят предметы в пространстве класса, сравнивают их, проигрывают различные ситуации. Собирают лото. | Умение учащихся ориентироваться в пройденном материале. Различать основные цвета, находить, подобные, одинаковые предметы. |
9. | Физкультминутка для глаз | |||
10. | Закрепление материала в игровой форме | Посмотрите на картинку. Что на ней нарисовано? (грузовики) Найдите в классе грузовики. Где большой грузовик? Где маленький? Давайте нагрузим маленький грузовик, теперь пересыпаем груз из маленького в большой. Видите, сколько места осталось, значит в большой грузовик помещается больше груза. А сейчас поиграем. Посмотрите на этих животных. Какие из них домашние, какие дикие. Давайте посадим их на корабль. Если вы правильно поставите животное, оно заговорит. Молодцы. |
Учащиеся отвечают на вопросы. Работают у доски. |
Умение различать, называть показывать различные по величине предметы и фигуры. |
Рефлексия | Вы большие молодцы. Хорошо работали на уроке, Петушку все очень понравилось и он решил вас угостить печеньем. | Дети хвалят себя и друг-друга. |