Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Словообразование как раздел языкознания

Рябинина Анастасия Дмитриевна
Словообразование является достаточно молодой отраслью языкознания и входит в объекты исследований различных учёных. Как особая подсистема языка, оно появилось на стыке нескольких отраслей языкознания и определяется связью с соседними подсистемами. Это объясняется спорностью самого термина «словообразование».
По мнению Е.А.Земской, словообразование является средством создания номинативных единиц, поэтому зависит от лексики; при построении новых слов оно берет многое из морфологии и синтаксиса [6]. Одним из первых родство морфологии и словообразования открыл И.А.Бодуэн де Куртенэ, представляя его как учение об аффиксах и основах [1]. Эту мысль дополнил О.М. Лашкевич, считающий морфологию в качестве основания словообразования [11]. Интересно заключение В.В.Виноградова, связывающего словообразование с грамматикой и обосновывающего такие замечания: «словообразовательная структура слова указывается его свойствами грамматическими, то есть принадлежностью к конкретной части речи» [3, с.13].
Многие лингвисты сравнивали словоизменение и формообразование со словообразованием. К примеру, Л.В.Щерба различает понятия «словообразование» и «формообразование». По его мнению, первое образовывает формы разных слов, а второе – одного. Его концепцию дополняет АВ.Бондарко, считая, что формообразование может образовывать формы разных слов [2]. Оба раздела языкознания пересекаются и работают сообща. Говоря о словоизменении, А.А.Потебня связывал его со словообразованием [16]. В то время, как концепция Ф.Ф.Фортунатова наоборот их разграничивала, утверждая, что формы словоизменения приравниваются к формам флексии [20].
Эти примеры подтверждают спорность и неоднозначность определения самого термина «словообразование». Р.Я. Тюрина в своей статье утверждает, что «словообразование – единственный раздел науки о языке, место, название и содержание которого до сих пор не имеют конечной формулировки» [19, с.23].
Согласно исследованиям, под термином «словообразование» понимается процесс создания новых слов на базе существующих единиц словаря. Однако имеются и другие распространенные определения данного понятия: «обозначение словообразовательного строя языка и раздела языкознания» [7], «звено в языковой системе, ответственное за формирование элементов внешнего и внутреннего человеческого опыта» [17], «стройная система одинаково организованных типов слов, соотносящихся с типами обозначаемых ими понятий» [1], «способы создания новых слов» [9], «собрание правил образования слов новых» [21] и другие.
Поэтому базовой задачей словообразования принято считать изучение семантики слова в комплексе с его строением. Работает целый механизм правил, способов, моделей и схем создания слов новых, который называется словообразовательной системой. Они функционируют как воспроизводящие среды, каждая единица которых не только употребляет слова в тексте, но и повторяет её в разных проявлениях. Для того, чтобы познать всю словообразовательную структуру, необходимо понять из каких морфем состоит слово, а также определить их значение и отношение друг к другу [21].
В словообразовании существует два принципа изучения языка: синхроническое (описательное) и диахроническое (историческое). Первый принцип рассматривает язык как организованную систему средств общения людей, задача которой описать механизм и устройство языкового действия, согласно временному течению. В то время как диахроническое словообразование анализирует структурные изменения языка в определенный отрезок времени, ставится вопрос: «почему так сложился язык». В современном русском языке последнее время словообразовательный анализ производится чаще по синхронному принципу. Однако, существую и другие точки зрения: например, И. А. Бодуэн де Куртенэ считает, что словообразование необходимо изучать с помощью обоих принципов, так как «в языке существует наслоение разных эпох, следует рассматривать языковые явления в исторической перспективе, а не в водной плоскости» [1, с.59]. Но также он подчёркивал важность изучения живых языковых связей. Подобную мысль высказывал в своих работах В.В.Виноградов [3]. Однако, Г.А.Николаев не принимает такую точку зрения, считая, что каждый способ диахроничен, так как все производные слова – продукты словообразовательных процессов [15].
При диахроническом и синхроническом словообразованиях одни и те же понятия могут быть наполнены отличающимся содержанием. К таким примерам относятся термины «производящая основа» и «производная основа».
Производное строится после применения какого-либо средства к производящей основе (лом-ломик). При диахронном принципе производность определяется вопросом «какое из родственных слов стало базой для формирования другого (производящим)», изучается история этих слов. При синхронном анализе производящей считается наиболее простая на основе смысла и формы из однокоренных основ, а производной - более сложная [14].
Е.А.Земская выделяет 5 функций словообразования в языке: 1) номинативная, 2) конструктивная, 3) компрессивная, 4) экспрессивная, 5) стилистическая [7].  Нам интересна номинативная функция, так как она заключает в себе создание нового наименования, новой единицы номинации. А словообразование можно обозначить как поле моделирования новых единиц номинации – производных.
Таким образом, сделаем вывод, что объект словообразования – производное слово. Оно изучается не отдельно, а в определенных категориях, моделях, в отношениях к соответствующим производящим.  Каждое производное слово обращено к предметному миру, оно по семантике и структуре связано с миром слов, а также отображает результаты познавательной и речедвигательной деятельности человека [10]. Оно является ячейкой хранения нового полученного знания, но одновременно и отсылает нас к уже созданным словам и знакам, что называется мотивированностью [10]. Однако, производность слова имеет способность частично утрачиваться или вовсе не проявляться, в зависимости от сложившихся отношений в словообразовании в один из периодов истории языка. Производная и производящая основы находятся в тесном взаимодействии, что считается важным принципом при анализе образования слов.
Любые слова, полученные с помощью средств словообразования согласно имеющимся моделям словообразования, всегда образованы на основе конкретных слов, что состоят в словообразовательных отношениях. Поэтому производная основа существует до тех пор, пока с ней соотносится непроизводная основа («Окно» – непроизводное, «подоконник» - производное).
За любым названием кроется понятие, его обозначение. Получается, что производное рождает новую семантическую единицу со своим собственным значением. Оно упрощает нам выбор слов для тех категорий, которые должны иметь своё определение (школьник – учится в школе). Словообразовательное значение всегда основывается на накладывании нескольких значений в пределах одного понятия. Также оно связано с типом источника наименования, с признаками части речи и категориями грамматики, к которой принадлежит слово, с контекстом и лексическими связями. По мнению Г.О.Винокура, производное слово передает своё значение посредством указания на другое, уже имеющее понятие, и формирует свою семантику из его мотивирующей основы (дождь-дождевик) [3]. Но также связь между «обозначаемым» и «обозначающим» может быть условной, то есть заимствованной у другого знака.
А.А. Потебня считает, что даже мельчайшее изменение в семантике слова меняет его целиком и создает новое [16]. Для него не существует многозначных слов, есть только однозвучные, но разные по значениям. Его идеям противостоит В.М.Марков, который считает, что семантику не каждого слова можно выразить через одно значение [13]. Поэтому он утверждает, что омонимия является актуальной, так как «недостаточная выразительность словесного комплекса может возмещаться контекстом и интонацией для нужного понимания слова («кошка» – животное и орудие).
Не менее важной единицей словообразовательной системы является словообразовательное гнездо – общность однокоренных слов, объединенная по содержанию и смысловой части (соль, солонка, солонина). Гнездо имеет подвижные и неоднородные границы, состоящие из устаревающих и слов новых. Непроизвольные (исходные) слова возглавляют гнездо (озеро, писать, два). Именно в гнезде постепенно лексические и семантические значения производных слов имеют свойство меняться, а также расширяться, поддаваться влиянию родственных слов [18].
Б.А.Серебренников считает, что так как при строении новых слов используются разноуровневые языковые средства, то система словообразования выполняет функцию организатора и объединяет разнородные группы в упорядоченные и взаимосвязанные словообразовательные модели. Так появляются способы словообразования [17].
Способы словообразования разграничивают по диахроническому и синхроническому принципам. В диахроническом словообразовании понятие «способы словообразования» отвечает на вопрос «какие средства участвовали в построении нового слова», а в синхроническом – «какие средства выражают словообразовательное значение производного слова [19].
Первую полную классификацию способов словообразования выдвинул В.В.Виноградов [3], в которую включены:
1) лексико-семантический способ – новое слово образуется с помощью изменения значения уже имеющегося наименования (завод – машиностроительный и завод – у часов);
2) лексико-синтактический – на основании словосочетания происходит объединение нескольких слов (сумасшедший – с ума сшедший);
3) морфолого- синтаксический – слово трансформируется в другую часть речи (больной – как прилагательное и существительное);
4) морфологический – согласно определенным правилам соединения морфем появляется новое слово (конфета – конфет-н-ый).
Данные способы принято относить к диахроническому словообразованию. Однако, морфологический способ содержит в себе многообразие производных с синхронической точки зрения: аффиксальные способы (новое слово создается путём присоединения словообразовательного элемента к основе) и безаффиксные (без участия аффикса).
Согласно местонахождению морфемы, выделяют: 1) префиксы (перед корнем); 2) суффиксы (после корня); 3) конфиксы (префиксальный и постфиксальный) [12]. Аффиксальные способы делятся на несколько видов:
1. Суффиксальный – присоединение суффикса к основе производящей. Чаще всего суффикс прибавляется не ко всему слову, а к корню или основе. Суффиксация встречается во всех основных частях речи русского языка. Новые слова, как и производящие, могут относиться к одним частям речи (газ – газовщик), или к иной (газ – газовый). Примеры: Учитель – учитель-ниц-а, глаз-глаз-аст-ый, мыть – мыть-ся, красивый – красив-о.
2. Префиксальный – приставка употребляется в качестве словообразовательного аффикса. Встречается в словообразовании всех основных частей речи, однако производное всегда соответствует части речи производящего. Примеры: путник – с-путник, прочный – сверх-прочный, бежать – до-бежать, красиво – пре-красиво.
3. Постфиксальный – к целому производному слову присоединяется постфикс. Глагольные основы используют постфикс -ся/-сь: занимать-ся, занимаю-сь; местоименные: -то, -либо, -нибудь: когда-нибудь, где-то, кто-либо.
4. Часто также при совмещении постфиксального способа с суффиксальным и префиксальным образуются смешанно-аффиксальные способы: префиксально – суффиксальный (стакан – под-стакан-ник), префиксально-постфиксальный (лететь - раз-лететь-ся), суффиксально-постфиксальный (резвый – резв-и-ть-ся), префиксально-суффиксально-постфиксальный (счастливый – по-счаст-лив-и-ть-ся).
5. Сложно суффиксальный – складывание словосложения и суффиксации. Действует при образовании имен существительных (канат-о-ход-ец).
Безаффиксные способы словообразования разветвляются на:
1. Чисто сложение – сложение нескольких слов, последний компонент является основным носителем морфологических элементов. Он встречается в построении прилагательных и существительных. Пример: кораблестроение.
2. Сращение – производное слово рождается путём соединения словосочетания в одно слово (быстросохнущий). Используется только при образовании прилагательных.  
3. Аббревиация – части слова сокращаются и объединяются в одно сочетание (ЕГЭ –единый государственный экзамен).
Вместе с традиционными способами словообразования современные исследователи языка выделяют и специфические: 1) универбация - образование слова на базе словосочетания, где производным становится лишь его часть, но смысл не изменяется (сгущенка –сгущенное молоко); 2) Усечение – производное состоит из части производящего слова (мышка – мыша). Авторы считают, что такие способы отвечают языковой экономии в выразительных средствах, они экспрессивны и всё больше набирают популярность в обществе [5].
Их точку зрения поддерживает Л.П.Крысин, говоря о том, что в последнее время слова неузуальные (не являющиеся общепринятыми или нарушающие нормы словообразования) в противовес узуальным (общепринятым) всё чаще употребляются в лексике современного русского языка. Происходит перераспределение ролей и функций в словообразовании. Способы образования слов, ранее занимавшие периферийные позиции, стали проявлять активность. К таким он причисляет префиксацию, аббревиацию, словосложение. К новым способам словообразования он причисляет такие как: иноязычные приставки «анти-» (анти-герой), «супер-» (супер-герой), «пост-» (пост-империя); слова-гибриды (пиар); уменьшительность/увеличение слов без правил (документики); словообразовательные игры с языком (солжефрения); игра в два алфавита (вы100ять, Z dobрым утром) [8].
Е.А. Земская дополняет приведенные выше исследования своими замечаниями об изменениях в функциях словообразования. Она вводит новую функцию словообразования – игровую, которая ставит своей целью не создание нового слова, а представляется игрой с формой речи. Это напоминает явление фразеологичности семантики производных слов. Способами игрового словообразования Е.А.Земская выделяет: 1) каламбурное (дракосочетание); Повтор-озвучивание (кофточки-шмофточки); игры с именами лиц (Евлампия –Лампочка); игры с уменьшительными производными (салатики – винегретики); игры с префиксами (негрустин); трансформация части речи (лимонадиться) [7].
Таким образом, словообразование является разделом языкознания, представляющим из себя процесс образования слов новых (производных), их строение, а также способы и средства, используемые при словообразовании. Средствами образования новых слов служат морфемы: приставки, суффиксы, корни слов и основы. Среди способов словообразования в русском языке выделяют такие, как: суффиксальный, префиксальный, постфиксальный, смешано-аффиксальные (префиксально-суффиксальный, префиксально-постфиксальный, суффиксально-постфиксальный, префиксально-суффиксально-постфиксальный), сложно суффиксальный, чистое сложение, сращение, аббревиация. Однако в последнее время исследователи замечают появление специфических способов словообразования и активный рост их популярности: универбация, сращение, неузуальные формы слов и игровое словообразование. Это говорит о том, что словообразование меняется вместе со временем и обществом, его формирующим.
 
Список литературы:
  1. Бодуэн де Куртенэ И. А. Общее языкознание. Избранные труды / И. А. Бодуэн де Куртенэ. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 343 с.
  2. Бондарко, А.В. Теория морфологических категорий и аспектологические исследования / А.В.Бондарко. — М.: Языки славянских культур, 2005. — 624 с.
  3. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / Под. ред. Г. А. Золотовой. — 4-е изд. - М.: Рус. яз., 2001. – 720 с.
  4. Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку / Г.О. Винокур. - М.: Издательство: Флинта, 2016. – 784 с.
  5. Земская Е.А. Русская разговорная речь. Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис / Е.А. Земская, М.В. Китайгородская, Е.Н. Ширяев. - М.: Наука, 1981. – 276 с.
  6. Земская Е.А. О парадигматических отношениях в словообразовании // Современный русский язык: хрестоматия. Ч. 2. Словообразование. Морфология / Т.Н.Волынец, В.Л. Леонович, И.С.Ровдо. – Мн: БГУ, 2005 – 242 с.
  7. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование / Е.А. Земская. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Флинта : Наука, 2011. - 328 с.
  8. Крысин Л.П. Современный русский язык: Система – норма – узус / Л.П. Крысин / Ин-т рус. яз. им. В.В.Виноградова РАН. – М.: Языки славянских культур, 2010. – 480 с.
  9. Кубрякова Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / Е.С. Кубрякова. - Рос. академия наук. Ин-т языкознания. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 560 c.
  10. Кубрякова Е.С. Типы языковых значений. Семантика производного слова / Е.С.Кубрякова. - М. : Издательство «Либроком», 2016. – 208 с.
  11. Лашкевич О.М. Словообразование как источник образования новых морфем [Электронный ресурс] // Вестник Удмуртского Университета. Выпуск № 2 – 2010.
  12. Литовкина А.М. Морфемика и словообразование современного русского языка / А.М. Литовкина. – Иркутск: Изд-во Иркутского госуниверситета, 2011. – 116 с.
  13. Марков В.М. О семантическом способе словообразования в русском языке / В.М. Марков. - Ижевск: Изд-во Удмуртского гос. ун-та, 1981. – 29 с.
  14. Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование / В.Н. Немченко.  — М.: Высшая школа, 1984. — 255 с.
  15. Николаев Г.А. Русское историческое словообразование: Теоретические проблемы. Изд. 2-е /А.Г.Николаев. – М.: «ЛИБРОКОМ», 2010. – 184 с.
  16. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике: Часть 2 / А. А. Потебня – М.: Книга по Требованию, 2012. – 550 с.
  17. Серебренников Б.А. Языковая номинация. Виды наименований / Б.А.Серебренников. -  М.: "Наука", 1977. – 358 с.
  18. Тихонов А.Н. Словообразовательное гнездо как единица словообразовательной системы языка // Современный русский язык: хрестоматия. Ч. 2. Словообразование. Морфология / Т.Н.Волынец, В.Л. Леонович, И.С.Ровдо. – Мн: БГУ, 2005. – 242 с.
  19. Тюрина Р.Я. К вопросу о статусе словообразования в современной русистике // Вестник Томского государственного педагогического университета. - Томск: Изд-во ТГПУ. – Выпуск № 2 (65) - 2007. – 128 с.
  20. Фортунатов Ф. Ф. Сравнительное языковедение / Ф. Ф. Фортунатов. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 220 с.
  21. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию и лексикологии / Н.М.Шанский. - Изд. 4-е. - Москва: Ленанд, 2016. – 332 с.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»