Инновационные технологии в обучении детей с ОВЗ
Использование камешков Марблс в коррекционной работе учителя-логопеда
Лунькова Екатерина Александровна
Процесс обучения дошкольников должен происходить в игровой форме. Работа с ребенком должна быть игровой, эмоционально приятной, разнообразной. Возникает необходимость сочетать традиционные и нетрадиционные игровые приёмы и средства, например, применение камешков Марблс.Что же такое Марблс?
Марблс - это сияющий стеклянный шарик сплюснутой, круглой, овальной или другой формы.
Игра в Марблс признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения: она развивает ловкость пальцев рук, точную координацию движений, внимание, наблюдательность.
В силу позитивных эмоций, сопровождающих действия с камешками, значительно повышается работоспособность, снижается утомляемость, что благотворно сказывается на общем состоянии здоровья.
Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М. М. Кольцовой, "...мощным средством повышения работоспособности головного мозга". Движение пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка.
Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс интересным.
Цель использования камешков Марблс:
Разнообразить педагогический процесс, повысить интерес детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями к коррекционно-развивающим заданиям.
Использование камешков Марблс на практике решает следующие задачи:
- Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.
- Формирование правильного захвата камешка кистью руки.
- Развитие сложно координированных движений пальцев рук.
- Развитие тактильных ощущений
- "Разбери по цвету", "Разбери по форме", "Разбери по размеру".
- Игра "Выложи по контуру" (изучение лексических тем, геометрических фигур и т. д.)
- Игра "Вверх-вниз, вправо-влево"
- Выкладывание камешков на напечатанные на листке бумаги буквы, слоги, слова.
- Игра "Услышь звук"
- Игра "Волшебный мешочек"
- Игра "Выложи звуковую схему слова"
- Игра "Знакомство с буквой" (выкладывание камешками букву по котуру)
- Игра "Строители" (часть буквы выложена камешками, ребенок "достраивает" недостающие части буквы).
- Игра "Назови ласково"
- Игра "Гроздь винограда"
Ход игры: нужно на веточку прикрепить ягодки (камешки) синего, зеленого, черного, фиолетового цвета (на выбор ребенка).
Взрослый показывает картинку и называет слова, а ребенок делит слово на слоги и на веточке винограда ищет маленькую веточку из нужного количества слогов. Одна маленькая веточка - слово из одного слога, один камешек, две веточки - слово из двух слогов, два камешка и т. д.
- Игра "Сосчитай. не ошибись"
10. Развитие связной речи
- Игра "Составь предложение"
- Игра "Составь предложение из 2х, 3х, 4х слов.
- Игра "Сосчитай, сколько слов в предложении
- "Цифра и число"
- Геометрическая фигура
- Игра "Продолжи ряд"
Таким образом, работа с камешками Марблс активизирует и развивает внимание, сенсорное восприятие, мелкую моторику, воображение детей. повышает их речевую активность. Могут быть использованы как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.