Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формы и методы организации учебно-воспитательного
процесса в работе со слабоуспевающими
и неуспевающими учащимися

Орлова Светлана Васильевна
Эпиграфом я выбрала слова психологов, которые утверждают:
«Когда я слушаю я забываю; когда я вижу - я понимаю; когда я действую –я учусь.
Не секрет, что острой проблемой для каждого педагога являются учащиеся слабоуспевающие по предмету. С этой проблемой сталкивается каждый из нас в той или иной степени.
К слабоуспевающим учащимся относятся те, кто имеет:
  • слабые умственные способности и слабые учебные умения;
  • низкие грамотность, навыки письменной, а также устной речи;
  • не владеет нормой чтения физического текста и техникой устного счета;
  • кому присущ низкий уровень памяти и неустойчивые навыки исполнительского труда.
Педагоги и психологи выделяют три основные причины неуспеваемости:
  • физиологические проблемы (частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушения двигательных функций);
  • психологические (особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, не сформированность познавательных интересов, узость кругозора);
  • социальные (неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка).
Поэтому очень важно организовывать систему работы учителя предметника по предупреждению неуспеваемости учащихся.
К мерам предупреждения неуспеваемости ученика относятся:
  • Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
  • Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
  • Индивидуальный подход к каждому ученику.
  • Специальная система домашних заданий.
  • Усиление работы с родителями.
  • Совместная работа учителя-предметника с классным руководителем.
Что же прежде всего необходимо делать для организации работы со слабоуспевающими?
  • создать благоприятную атмосферу на уроке;
  •  своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;
  •  изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный  субъект  деятельности. Использовать для этого обучающие игры;
  • освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;
При организации уроков следует использовать игровые технологии обучения, которые помогают слабым ученикам преодолевать страх перед ошибкой, почувствовать уверенность в себе. Например, игра в «Поле чудес», «Своя игра» созданных по подобию телевизионной игры и в тест лото.
Слабоуспевающим учащимся без помощи учителя не обойтись, так как они нуждаются в педагогической поддержке.
Какую же помощь следует оказывать на уроке в процессе контроля за подготовленностью учащихся?
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.
В процессе контроля за подготовленностью учащихся Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
  Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
  Предложение учащимся примерного плана ответа.
  Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими ученику отвечать на поставленный вопрос.
  Стимулировать оценкой, подбадриванием, похвалой.
 
Так же следует слабоуспевающим  учащимся позволять пользовать наглядными пособиями при устных ответах.
При изложении нового материала необходимо применять меры для поддержания интереса используя наглядность, и интерактивные упражнения, которые позволяют концентрировать внимание учащихся в процессе обучения. Более часто обращаться к слабоуспевающим учащимся выясняя степень понимания ими учебного материала.
При изложении нового материала Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.
  Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.
Каждому из нас понятно, что у многих слабоуспевающих учеников существуют проблемы с запоминанием. Например при работе с формулой на помощь учащемуся приходят интерактивные информационные технологии, которые способствуют развитию зрительной памяти ребенка. При работе с формулой учащимся предлагается составить формулу, назвать физические величины, основные единицы измерения.
При работе с определениями я предлагаю учащимся интерактивное упражнение, которое позволяет им самим формулировать определение тем самым добиваюсь его осмысления ,понимания и запоминания.
При организации самостоятельной работы учащихся следует разбивать задания на этапы реализуя принцип от простого к сложному, Организовывать самостоятельную работу по шаблону; оказывать помощь напоминая способы и приемы выполнения задания, не забывая хвалить , что стимулирует самостоятельные действия, своевременно оказывать помощь при указании ошибок.

 
В ходе самостоятельной работы Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.
  Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
  Напоминание способа и приема выполнения задания.
  Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
  Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки.
 
Например, учащимся по аналогии с разобранным учителем графиком следует предложить прочитать второй.
В ходе организации работы со слабо успевающими учащимися следует использовать различные виды работ такие как :
  • Карточки для индивидуальной работы.
  • Задания с выбором ответа.
  • Творческие задания.
  •  “карточки - с образцами решения
  • Дифференцированные задания
 
Наиболее успешные педагоги рекомендуют следующие Формы и приемы обучения для создания ситуации успешности слабоуспевающего ученика
  • интерактивные технологии
  • технология сотрудничества
  • технология проектирования
  • использование ИКТ
  • деятельностный подход
  • работа по алгоритму и др.
А также следует придерживаться следующих правил
 
10 правил работы со «слабоуспевающими»
  1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.
  • 2. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
  • 3. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.
  • 4. Каждый урок - продолжение предыдущего, Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со слабыми.
  • 5. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
  • 6. Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.
  • 7. Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.
  • 8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.
  • 9. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабым, и пусть продолжается учеба.
  • 10.Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и... «слабоуспевающих».
Приведенные рекомендации помогут каждому учителю правильно организовать работу со слабоуспевающими учащимися.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»