Формы и методы организации учебно-воспитательного
процесса в работе со слабоуспевающими
и неуспевающими учащимися
Орлова Светлана Васильевна
Эпиграфом я выбрала слова психологов, которые утверждают:«Когда я слушаю я забываю; когда я вижу - я понимаю; когда я действую –я учусь.
Не секрет, что острой проблемой для каждого педагога являются учащиеся слабоуспевающие по предмету. С этой проблемой сталкивается каждый из нас в той или иной степени.
К слабоуспевающим учащимся относятся те, кто имеет:
- слабые умственные способности и слабые учебные умения;
- низкие грамотность, навыки письменной, а также устной речи;
- не владеет нормой чтения физического текста и техникой устного счета;
- кому присущ низкий уровень памяти и неустойчивые навыки исполнительского труда.
- физиологические проблемы (частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушения двигательных функций);
- психологические (особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, не сформированность познавательных интересов, узость кругозора);
- социальные (неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка).
К мерам предупреждения неуспеваемости ученика относятся:
- Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
- Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
- Индивидуальный подход к каждому ученику.
- Специальная система домашних заданий.
- Усиление работы с родителями.
- Совместная работа учителя-предметника с классным руководителем.
- создать благоприятную атмосферу на уроке;
- своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;
- изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры;
- освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;
Слабоуспевающим учащимся без помощи учителя не обойтись, так как они нуждаются в педагогической поддержке.
Какую же помощь следует оказывать на уроке в процессе контроля за подготовленностью учащихся?
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.
В процессе контроля за подготовленностью учащихся | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. |
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. | |
Предложение учащимся примерного плана ответа. | |
Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими ученику отвечать на поставленный вопрос. | |
Стимулировать оценкой, подбадриванием, похвалой. |
Так же следует слабоуспевающим учащимся позволять пользовать наглядными пособиями при устных ответах.
При изложении нового материала необходимо применять меры для поддержания интереса используя наглядность, и интерактивные упражнения, которые позволяют концентрировать внимание учащихся в процессе обучения. Более часто обращаться к слабоуспевающим учащимся выясняя степень понимания ими учебного материала.
При изложении нового материала | Применение мер поддержания интереса к усвоению темы. |
Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. |
При работе с определениями я предлагаю учащимся интерактивное упражнение, которое позволяет им самим формулировать определение тем самым добиваюсь его осмысления ,понимания и запоминания.
При организации самостоятельной работы учащихся следует разбивать задания на этапы реализуя принцип от простого к сложному, Организовывать самостоятельную работу по шаблону; оказывать помощь напоминая способы и приемы выполнения задания, не забывая хвалить , что стимулирует самостоятельные действия, своевременно оказывать помощь при указании ошибок.
В ходе самостоятельной работы | Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. |
Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. | |
Напоминание способа и приема выполнения задания. | |
Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. | |
Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки. |
Например, учащимся по аналогии с разобранным учителем графиком следует предложить прочитать второй.
В ходе организации работы со слабо успевающими учащимися следует использовать различные виды работ такие как :
- Карточки для индивидуальной работы.
- Задания с выбором ответа.
- Творческие задания.
- “карточки - с образцами решения
- Дифференцированные задания
Наиболее успешные педагоги рекомендуют следующие Формы и приемы обучения для создания ситуации успешности слабоуспевающего ученика
- интерактивные технологии
- технология сотрудничества
- технология проектирования
- использование ИКТ
- деятельностный подход
- работа по алгоритму и др.
10 правил работы со «слабоуспевающими»
- Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.
- 2. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
- 3. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.
- 4. Каждый урок - продолжение предыдущего, Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со слабыми.
- 5. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
- 6. Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.
- 7. Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.
- 8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.
- 9. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабым, и пусть продолжается учеба.
- 10.Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и... «слабоуспевающих».