Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Эффективные методы работы с молодыми инвалидами
с выраженными нарушениями интеллекта

Effective methods of working with young disabled people
with severe intellectual disabilities
Галенко Елена Николаевна,
воспитатель Краевого государственного автономного учреждения
социального обслуживания «Уссурийский реабилитационный
центр для лиц с умственной отсталостью»
Аннотация: статья посвящена популяризации эффективных методов работы с молодыми инвалидами с выраженными нарушениями интеллекта.          
Annotation: the article is devoted to the popularization of kinesiology and the use of kinesiology exercises in the correctional and pedagogical support of persons with severe intellectual impairment
 
Ключевые слова: инвалид, нарушение, интеллект, методы, реабилитация.
Keywords: disabled person, violation, intelligence, methods,  rehabilitation.
 
До недавнего времени вопрос о целесообразности реабилитации людей с ограниченными интеллектуальными возможностями в условиях психоневрологических интернатов ставился под сомнение, поскольку предполагалось, что полная или частичная реабилитация для таких людей невозможна. Люди с ограниченными возможностями были тяжёлым бременем для общества, так как находились на полном государственном обеспечении и требовали значительных затрат на своё содержание.
Согласно классификации МКБ-10 под умственной отсталостью подразумевают группу различных наследственных, врождённых или рано приобретённых состояний общего психического недоразвития. Они характеризуются нарушением интеллектуальных, речевых, моторных, социальных функций. Основными признаками умственной отсталости являются интеллектуальный дефект различной степени тяжести и отсутствие положительной динамики в развитии интеллекта. В соответствии с дефектом умственная отсталость подразделяется на лёгкую, умеренную, тяжёлую и глубокую.
В последние годы отношение общества к данной категории граждан изменилось. На основании Конституции Российской Федерации инвалиды с нарушениями умственного и психического развития наравне с другими категориями граждан страны имеют право на основные социальные гарантии: на образование, охрану здоровья, достойную жизнь и свободное развитие личности.
Так как Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации считает, что отказаться от учреждений интернатного типа на данном этапе развития социального обслуживания невозможно, то создаются государственные программы и прорабатываются механизмы эффективной работы этих программ и комплексов реабилитационных мероприятий для конкретного инвалида.
Для различных категорий граждан с нарушениями интеллекта создаются специальные условия для проживания, обучения, социальной и трудовой адаптации, создаётся доступная среда, направленная на улучшение качества жизни и условий проживания, создаются специальные реабилитационные программы.
Реабилитационные программы могут варьироваться в зависимости от многих обстоятельств: улучшения навыков самообслуживания, повышения степени адаптации, частичного или полного трудоустройства как внутри учреждения, в котором проживает индивид, так и вне зоны его проживания.
Имеющиеся дефекты в развитии (изоляция от здоровой окружающей среды, отсутствие внешних впечатлений, семейная депривация, нахождение в окружении людей с низкими потребностями, неквалифицированный персонал) приводят к негармоничному развитию личности, к формированию поведенческих расстройств, агрессии, которые сначала кажутся бессознательными, а затем сознательно преувеличенной формой протеста. Эти расстройства естественным образом влияют на социальную адаптацию и ограничивают жизненные перспективы молодых людей в психоневрологических интернатах. 
В нашей стране модели психологической, образовательной и социальной поддержки людей с ограниченными интеллектуальными возможностями ещё достаточно не проработаны. И это позволяет искать новые результативные методы работы, направленные на развитие и формирования социально значимых навыков у таких людей.
Эффективной формой работы с молодыми инвалидами с выраженными нарушениями интеллекта является группа спортивных методов, целью которых является повышение функциональных возможностей различных органов и систем организма, регуляция двигательной активности, формирование нравственных качеств (готовность к действиям, уверенность в себе, настрой на результат).
Группа спортивных методов состоит из адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта. Использование спортивных методов в работе с молодыми инвалидами с нарушениями интеллекта формирует у данной социальной группы положительное отношение к адаптивной физической культуре и в целом к своему здоровью. 
Целью адаптивного физического воспитания является развитие физических способностей и формирование устойчивых двигательных навыков через применение особых физкультурных комплексов упражнений.
Применение специального адаптивного физического воспитания оказывает положительное влияние на общее состояние организма инвалидов, помогает восстановлению нарушенных функции организма, способствует коррекции поведения.
Компонентом адаптивной физической культуры, дающим возможность молодым инвалидам максимально реализовать свои физические способности, потребности в самореализации, коммуникативности и социализации, является адаптивный спорт. Он помогает молодым инвалидам с выраженными нарушениями интеллекта максимально реализовывать заложенный в их организм физический потенциал, воспитывать силу духа и выносливость, позволяет корректировать поведенческие реакции и способствует их социализации в обществе.
Именно адаптивный спорт является практически единственной возможностью удовлетворять коммуникативные потребности, т.к. трудовая, общественно-политическая и другие виды деятельности оказываются недоступными.
Содержание адаптивного спорта направлено прежде всего на формирование у инвалидов высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысших результатов в его различных видах состязаний с людьми, имеющих аналогичные проблемы со здоровьем. Основу адаптивного спорта составляет соревновательная деятельность и целенаправленная подготовка к ней, которая помогает корректировать физический, эмоциональный, психический и интеллектуальный потенциал инвалидов с выраженными нарушениями интеллекта.
Эффективным методом в работе с молодыми инвалидами с нарушениями интеллекта являются игровые методы. Они выполняют коррекционную, развлекательную, терапевтическую, диагностическую функции. Фактор удовольствия, присущий игровым метода, способствует формированию устойчивого положительного интереса в любом виде деятельности (на занятиях по бытовой или средовой адаптации, трудотерапии, в спортивных или подвижных играх).
Игры могут быть разных форм: предметно-ролевые, трудовые, подвижные, сюжетные. А желание играть является главным стимулом, побуждающим молодых людей с умственной отсталостью к обучению или овладению новыми видами деятельности. Во время игры охотнее и с интересом выполняется то, что вне игры кажется неинтересным и тяжёлым. Во время игры легче преодолеваются психические и эмоциональные проблемы. Игровые методы не только улучшают работу основных психических процессов, но и позволяют корректировать деструктивные поведенческие реакции, а также способствуют групповой сплочённости, формируя чувства взаимопомощи, поддержки и коллективизма.
Использование спортивных и игровых методов в организационной работе и включение их в индивидуальные программы комплексной реабилитации будут способствовать улучшению качества жизни молодых инвалидов с выраженными нарушениями интеллекта, окажут положительное влияние на работу мозга и его внутренних отделов, оптимизируют работу основных психических процессов, помогут эффективно корректировать нежелательные формы поведения и отклонения в их психическом состоянии, несёт краски в их тесный мир.
 
Список литературы
1. Арасланова А.А. Психология и педагогика в схемах/ А.А. Арасланова - М: Русайнс, 2018. С. 32.
2. Международная классификация болезней (10 пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройст. Клинические описания и указания по диагностике. Пер. на русск.яз. под ред. Ю.Л. Нуллера, С.Ю. Циркина - Спб.: "АДИС", 1994 - С. 6-22, 222-227.
3. Бордовская Н.В., Психология и педагогика: Учебник/Н.В. Бордовская, С.И. Розум - Спб.: Питер, 2018, С. 32
4. Т.В. Насибулина, И.Д. Новикова. Организация занятий адаптивной физической культурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Методическое пособие: г. Сыктывкар, 2016. С. 5-7
5. Н.Ф. Голованова. Педагогика: учебник / Н.Ф. Голованова - М.: Academia. 2019. -  352 с.
6. Жуков, Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Альфа-М, 2018. - 448 c.
7. https://perspektiva-inva.ru// Положение людей с нарушением умственного и психического развития в России
8. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) - Ст. 7.  

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»