Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Создание оптимальных условий коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ 

Савицкая Наталья Александровна
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики.
Развитие речи ребенка связано с постепенным овладением родным языком: с развитием фонематического слуха и формированием навыков произнесения звуков родного языка, с овладением словарным запасом, правилами синтаксиса и смысла речи. Активное усвоение лексических и грамматических закономерностей начинается у детей в 1,5-3 года и в основном заканчивается к 7 годам. В школьном возрасте происходит совершенствование приобретенных навыков на основе письменной речи. Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и в большей степени зависит от достаточной речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения.
Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков), фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматический строй (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении). Такое нарушение называется общим недоразвитием речи.  Выделяются три уровня общего недоразвития речи:
I уровень – наблюдается полное отсутствие или резкое ограничение словесных средств общения в возрасте 4-5лет. Словарный запас состоит из звуковых или звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами;
II уровень – у ребенка появляются некоторые искаженные слова, намечается различение некоторых грамматических форм. Но наряду с этим произносительные возможности ребенка значительно отстают от возрастной нормы;
III уровень – характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети вступают в контакт с окружающими, но свободное речевое общение затруднено. 
Причины речевых нарушений
Различают неблагоприятные внутренние (экзогенные) и внешние (эндогенные) факторы. Так в нарушения речи приводят: внутриутробная патология (гипоксия плода (кислородное голодание), токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания матери, травмы плода, резус-несовместимость матери и плода, чрезмерный прием лекарств во время беременности, алкоголизм, курение, наркомания, влияние ионизирующей радиации, постоянная вибрация и др. Особенно вредно сочетание нескольких неблагоприятных факторов во время беременности. Наиболее грубые дефекты могут наступить при неблагоприятных условиях развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев.
Наследственные факторы также могут способствовать появлению у ребенка речевых нарушений. Родовая травма и асфиксия при родах, кровоизлияния в мозг могут приводит к последующим речевым нарушениям. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка (инфекционно-вирусные, менинго-энцефалические и др.), травмы черепа с сотрясением мозга, плохие социально-бытовые условия, неблагоприятное речевое окружение – все это способствует возникновению речевых нарушений. Можно выделить некоторые виды недостатков речи, которые возникают по подражанию (заикание, дефекты звукопроизношения, ускоренный темп речи. Часто страдает речевая функция в критические периоды развития – 1-2 года, 3 года,7 лет.
Речевые нарушения сами по себе не исчезают и при отсутствии специально организованной логопедической помощи могут отрицательно сказаться на развитии ребенка.
Педагогический процесс для детей с нарушением речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально- психологическими особенностями развития воспитанников. Бесспорно, ключевые позиции в организации коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ (группы) для детей с нарушениями речи принадлежит логопеду, деятельности которого оказываются присущи достаточно широкие и разнообразные функции:
· диагностическая;
· профилактическая;
· коррекционно- педагогическая;
· организационно- методическая
· консультативная
· координирующая
· контрольно-оценочная.
Игнорирование хотя бы одной из них неизбежно приводит к дефицитарности других и снижению качества коррекционной работы с детьми в целом.
Однако не следует забывать и о достаточно сильном потенциале других участников коррекционно-образовательного процесса - педагогического коллектива ДОУ, родителей, другие близкие ребенку люди и, наконец, самого ребенка, который самым существенным образом влияет на сроки и результативность логопедической работы. Частные задачи достаточно специфичны для каждого из участников.
Для логопеда, к числу таких задач относятся:
1) Обследование воспитанников групп ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в коррекционно-речевой помощи;
2) Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них;
3) Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными и групповыми программами;
4) Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению;
5) Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, помощь им в организации полноценной речевой среды,
6) Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.
В число частных задач педагогического коллектива ДОУ входят:
1) Обеспечение дошкольникам с нарушениями речи комфортных во всех отношениях условий развития, воспитание и обучения, создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка;
2) Проведение необходимой работы по профилактике и коррекции недостатков речевого развития у детей, обеспечение их эффективной и общей речевой подготовке к школе;
3) Повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье.
Особого внимания требует рассмотрение частных задач, решение которых возлагается на заведующую и методиста. Наиболее значимыми для них являются:
1)Соблюдение требований приема и комплектования групп для детей с нарушением речи
2) Осуществление тесного взаимодействия педагогических и медицинских работников;
3) Создание оптимальных условий для организации преемственности в работе логопеда и педагогического коллектива ДОУ;
4) Насыщение библиотеки ДОУ специальной литературой, групповых комнат - учебными пособиями и специальным оборудованием;
5) Организация обмена опытом коррекционно-педагогической работы с другими ДОУ для детей с нарушением речи;
6) Привлечение родителей к активному участию в коррекционное - педагогическом процессе;
7) Обеспечение связи со школами, принимающими выпускников ДОУ.
Задачи родителей:
В создании в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
В проведении целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимой коррекции недостатков в этом развитии.
Алгоритм коррекционно-образовательной работы специалистов ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи
Коррекционно-образовательная работа может быть представлена в виде алгоритма с разбивкой на ряд этапов, которые для достижения конечного результата - устранения недостатков в речевом развитии дошкольников - реализуется в строго определенной последовательности.
Организационный этап коррекционно-образовательного процесса
Несмотря на то, что комплектование логопедических групп происходит на основании решения психолого-медико-педагогической комиссии, в котором дано логопедическое заключение для каждого ребенка, логопед начинает учебный год с тщательного стартового психолого-педагогического и логопедического обследования детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии.
В качестве основных диагностических методов могут быть использованы:
· индивидуальные (групповые) беседы;
· специальные задания диагностического характера;
· наблюдение особенностей поведения и общения детей в процессе регламентированной и нерегламентированной деятельности;
· изучение медико-педагогической документации;
· беседы с педагогами ДОУ и родителями.
Обычно у каждого логопеда есть свой апробированный в практической деятельности и хорошо отработанный инструментарий для диагностического обследования детей разных возрастных групп, который ориентирован на то, чтобы помочь охарактеризовать, с одной стороны, актуальное состояние всех компонентов речевой системы группы детей, а с другой - выявить индивидуально-типологические особенности и уровень общего развития, которые в последующем должны быть уточнены при проведении логопедической работы в ДОУ и семье. Для уточнения причин и механизмов формирования недостатков речевого развития у детей используются данные бесед с родителями, педагогами, результаты медицинского обследования детей и др. При случае необходимости ребенок может быть направлен на консультацию к врачу-психоневрологу, оториноларингологу, окулисту, психологу и другим специалистам. Обобщение данных, полученных в ходе углубленного изучения ребенка с помощью разных методов и из разных источников информации позволяет сформулировать объективное логопедическое заключение и наметить индивидуальные программы коррекционно-педагогической работы на долгосрочную перспективу (учебный год). В то же время подробный анализ результатов логопедической диагностики, проведенный вместе с воспитателями, дает основание составить групповые педагогические и речевые «профили» и на их основании разработать долгосрочные программы групповой (подгрупповой) коррекционно-педагогической работы с детьми.
С индивидуальными и групповыми коррекционно-педагогическими программами обязательно должны быть ознакомлены педагоги ДОУ и родители детей. вторая часть работы логопеда нацелена на формирование коррекционно-развивающей направленности деятельности участников коррекционно-образовательного процесса. Логопед ориентирует педагогов и родителей в видах и причинах речевых нарушений, знакомит с программами индивидуальной и групповой работы на учебный год. Разговор с родителями ребенка и информирование их об уровне речевого развития ребенка, текущих задачах коррекционной работы в отдаленных перспективах требует от логопеда не только большой корректности в речи и поведении, но и создания условий для проведения конструктивного анализа социальной ситуации развития ребенка для выделения позитивных сторон его личности, на которые он сам, а также педагоги ДОУ и родители будут в первую очередь опираться в коррекционно-логопедической работе.
Формы работы логопеда с родителями и педагогическим коллективом ДОУ на организационном этапе могут быть следующие:
тематические педсоветы, консультации для специалистов ДОУ
мини педсоветы с участием педагогов, работающих в группе, которые посвящаются анализу недостатков речевого развития и выбору средств коррекционного воздействия применительно к каждому воспитаннику группы;
индивидуальные беседы и консультации с педагогами, проводимые в рабочем порядке;
родительские собрания и тематические консультации для родителей.
индивидуальные консультации для родителей.
Определенной подготовки к предстоящим коррекционно-речевым занятиям требуют и дети, зачисленные в группу. Формирование позитивной установки детей на участие в таких занятиях также требует определенного времени и усилий со стороны логопеда, педагогов ДОУ и родителей. Залогом успешности этого процесса служит доброжелательный и искренний настрой самих взрослых на помощь детям и устранении имеющихся у них речевых трудностей, наличие которых они в одних случаях еще недостаточно осознают, а в других - наоборот, относятся к ним чрезвычайно критично и в связи с этим неадекватно воспринимают любое высказывание или действие взрослого. Случается, что дефектное произношение даже одного- двух звуков негативно сказывается на всем поведении ребенка, который из-за этого сознательно ограничивает активность общения со сверстниками, отказывается вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и т. д. Поэтому от того, насколько верный тон выберут педагоги в общении с каждым ребенком с первых дней зачисления в группу зависит его дальнейшее эмоциональное и психофизическое благополучие.
Итог работы на организационном этапе - составление индивидуальных и групповых (подгрупповых) коррекционно-речевых программ, расписание (графика) индивидуальных и групповых (подгрупповых) занятий с детьми, плана работы с педагогическим коллективом ДОУ и родителями.
Основной этап коррекционно-образовательного процесса
На этом этапе основной акцент делается на собственно коррекционно-речевой работе с детьми. Она базируется на ряде общих принципов, среди которых приоритетными являются:
индивидуализация;
разносторонность;
комплексность;
систематичность коррекционно-педагогического воздействия.
Индивидуализация логопедического воздействия достигается за счет тщательного динамического изучения логопедом структуры нарушений речи каждого ребенка, объективного анализа причин наблюдаемых отклонений и особенностей в его речевом развитии. Задачи и содержание как индивидуальных, так и групповых занятий определяются исходя из структуры, степени выраженности речевого нарушения у детей, их индивидуально-типологических особенностей и в соответствии с традиционными логопедическими методиками.
Разносторонность (интегрально-личностный характер) логопедической работы предполагает обязательный учет в коррекционном процессе не только речевых, но и индивидуально- типологических особенностей дошкольников, которые прямо и косвенно мешают нормальному развитию их речи. Нацеленность логопеда не только и не столько на устранение выявленного у ребенка речевого недостатка, сколько на целостное развитие его личности с помощью специфических и неспецифических коррекционно-педагогических средств, и способов - залог успешности логопедического воздействия.
Вместе с тем, анализ разных сторон психофизического развития детей, его потенциальных возможностей и опора на них при проведении педагогического воздействия должны стать приоритетными задачами не только логопеда, но и все участников коррекционного процесса - педагогического коллектива ДОУ, родителей. Тем самым обеспечивается комплексность коррекционного воздействия и возможность проведения соответствующей речевой работы не только непосредственно, но и опосредованно, используя для этого резервы различных видов детской деятельности (игровой, учебно-познавательной, продуктивной и др.) режимных моментов в д/саду, свободного общения и взаимодействия ребенка со взрослыми в семье. Педагоги создают условия для логопедизации жизни детей - т.е. создания обогащенной предметно-развивающей и поддерживающей речевой среды в д/у и в семье.
Необходимо соблюдение должной систематичности. Только проведение хорошо продуманной, рационально спланированной, скоординированной и ежедневной работы дает основание говорить о реальном достижении положительных результатов.
Перечисленные условия - дифференцированность, разносторонность, комплексность, систематичность коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ (групп) для детей с нарушениями речи - являются принципиальными и должны быть приняты во внимание при работе с каждым ребенком (группой детей) независимо от причин, характера и степени выраженности речевых нарушений. Эффективность работы по преодолению речевых недостатков зависит от включенности педагогического коллектива в педагогический процесс. В целом логопедическая работа содержит два вида преемственной взаимосвязи логопеда и педагогов: в развитии (коррекции) речи и развития (коррекции) внеречевых психических процессов и функций. Здесь важно учитывать, что основную работу по формированию правильных первичных речевых навыков проводит логопед, а педагоги ДОУ включаются в нее на этапе закрепления уже в определенной степени сформированных речевых автоматизмов. В то же время педагоги ДОУ берут на себя ведущую роль в процессе формирования внеречевых психических процессов и расширения кругозора детей, обеспечивают условия для сохранения и поддержания их нравственного и физического благополучия. Такое распределение функциональных обязанностей вполне оправданно, хорошо зарекомендовало себя в многолетней практике.
Содержание, дидактическое оснащение, методическая инструментовка занятий логопеда и др. специалистов ДОУ также должны соответствовать структуре речевых нарушений детей, их возрастным и индивидуально-типологическим особенностям.
Важное средство оптимизации построения корректирующих воздействий - проведение комплексных занятий, в ходе которых ведется необходимая работа по совершенствованию тех или иных компонентов речевой системы дошкольников и ВПФ. При этом, важным моментом, обеспечивающим целостность занятий, могут выступать сквозная сюжетно-игровая линия, тематическая организация речевого и познавательного материала и др.
Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в коррекционное занятие обеспечивают педагогам серьезный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии внеречевых процессов. Т.е., психических: восприятия, внимание, память, мышление). Особенно важна роль игры в плане становления познавательной деятельности, коммуникативного поведения.
Составная часть коррекционно-речевой работы с детьми - психолого-педагогический и логопедический мониторинг, цель которого - выявить динамику и особенности продвижения в коррекционно-образовательном процессе всех и каждого из воспитанников группы. Данные мониторинга позволяют вовремя скорректировать характер психолого-педагогического и логопедического воздействия на детей. Доминирующей при этом должна стать тактика активного включения освоенных речевых эталонов в ситуацию естественного общения, т.е. такая организация совместной деятельности взрослых и детей, которая стимулировала бы детей к непроизвольному упражнению и закреплению новых речевых навыков. Посильный труд, игра, занятия изобразительной и конструктивной деятельностью, аппликацией, лепкой и др. обеспечивают полноценную мотивацию речи. В этих видах деятельности не просто формально закрепляются заданные речевые конструкции - речь оказывается мотивированной теми действиями, которые ребенок выполняет, тем самым воспринимается им не как упражнение, а как необходимость.
Эффективность работы логопеда с родителями: специальные «логопедические уголки», информационные стенды, тематические выставки книг, папки-передвижки и т.п., освещены конкретные приемы закрепления у дошкольников навыков правильного звукопроизношения, совершенствования грамматических средств речи, обучения элементам грамоты, которые рекомендуется использовать в семье. Доступность, четкость, ясность изложения материала и эстетичность оформления.
Заключительный этап коррекционно-образовательного процесса
Предполагает качественную оценку результатов проведенного логопедического воздействия, а у старших дошкольников определения общей и речевой готовности к систематическому обучению в условиях школы. Проанализировать данные логопедического мониторинга и оценить качество коррекционно-педагогической деятельности всех специалистов и на основе обобщения результатов наметить пути ее оптимизации на следующий год.
Для создания оптимальных условий коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ необходима организованная деятельность специалистов различного профиля.
Приоритетные принципы коррекционно-речевой работы с детьми:
1. Индивидуализация.
Речевая работа в ходе индивидуальных занятий и занятий подвижными микрогруппами 
2. Разносторонность работы.
Логопед направляет свою работу не только на устранение у ребенка речевого недостатка, сколько на целостное развитие его личности.
3. Комплексность коррекционного воздействия.
Участники педпроцесса (педколлектив ДОУ, родители) создают условия для логопедизации жизни детей /создание обогащенной предметно-развивающей речевой среды в ДОУ и семье/.
4. Систематичность коррекционно-педагогического воздействия.
В целом логопедическая работа содержит два вида преемственной взаимосвязи логопеда и педагогов:
а) в коррекционной речи;
б) коррекции внеречевых психических процессов и функций /общей и мелкой моторики, восприятия, памяти, мышления/.
Важное средство оптимизации построения корректирующих воздействий - проведение комплексных занятий логопедами, другими специалистами, в ходе которых совершенствуется речевая система, внеречевые процессы.
Целостность занятия обеспечивается сквозной сюжетно-игровой линией, тематической организацией речевого и познавательного материала.
Обязательное включение разных видов игр в коррекционные занятия обеспечивает педагогам серьезный позитивный эффект в преодолении речевых нарушений, в развитии внеречевых процессов, предупреждении неблагоприятных форм поведения.
Логопедические занятия с детьми любого возраста являются только частью необходимого для ребенка языкового общения. Поэтому языковое общение должно быть организовано педагогами и родителями во всех жизненных ситуациях: на прогулках, в играх, в режимных моментах детского сада. Работу по развитию всех форм устной речи необходимо тесно связывать с развитием познавательной деятельности детей.
Благодаря комплексному подходу всех специалистов в ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи создаются благоприятные условия для успешного всестороннего развития каждого ребенка. Работа с детьми, построенная таким образом, несомненно, приведет к большим сдвигам в речевом и умственном развитии дошкольников. У детей формируются высокая культура речи и тенденция к ее саморазвитию, повышается точность и выразительность.
Список используемых источников:
Пименова Л.В. Концепция развития ДОУ. - 2016.
Поволяева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. - Ростов на Дону, 2016.
Поташник М.М. Управление качеством образования. - М., 2017.
Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М., 2017.
Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М., 2013.
http://logoped-sfera.ru/

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»