Я - человек. Части тела
воспитатель ГБОУ школы № 502
Цель урока: Закрепление понятий о частях тела человека.
Задачи:
Коррекционно - образовательные: закрепить знания учащихся о частях тела человека; усвоить название частей тела
( голова, туловище, волосы, уши, глаза, нос, рот, брови, руки, ноги) и их роли в жизни человека.
Коррекционно - развивающие: расширить и актуализировать словарь по данной теме; работа над развитием мимики и движений, развитием памяти, общей моторики, осязания.
Коррекционно - воспитательная: воспитывать у детей положительное отношение к своей внешности, желание ухаживать за всеми частями тела.
Оборудование: демонстрационный материал - плакат с изображением тела человека, пособие «Части тела», кукла, наглядное пособие интерактивное оборудование, шаблон пустого нарисованного лица, простые карандаши.
1. Организационный момент.
Учитель: Прозвенел звонок, начинается урок!
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Учащиеся: Здравствуйте!
Учитель: Садитесь на свои места.
II. Постановка целей урока, мотивирование на учебную деятельность.
Учитель: Ребята, посмотрите на доску. Кто изображен на этом плакате? (Человек.)
-Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? (О человеке, о себе)
Учитель: Ребята, нам в гости из сказки пришла кукла Маша. Давайте с ней поздороваемся.
Учащиеся: Здравствуй.
Учитель: Ребята, на кого похожа кукла Маша?
Учащиеся: На человека.
Учитель: А чем же кукла Маша похожа на человека?
Учитель: Давайте посадим гостью на удобное место, чтобы она посмотрела наш урок и помогла нам разобраться в волнующем нас вопросе.
2. Сообщение темы урока.
Учитель: Дети, посмотрите на меня– это что? (учитель показывает на свою голову).
Учащиеся: Голова.
Учитель: Правильно. Дотроньтесь к своей голове. А у куклы Маши есть голова?
Учащиеся: Да. (Учащиеся дотрагиваются к своей голове и показывают на кукле)
Учитель: Какой формы голова? Круглая?
Учащиеся: Да.
Учитель: (Учитель загадывает загадку и показывает на глаза)
Есть два помощника на службе у тебя. Не замечая, их используешь шутя. Что это?
Учащиеся: Глаза.
Учитель: Покажите где у вас глаза. (Учащиеся показывают пальцем глаза). А у куклы Маши есть глаза?
Учащиеся: Да. (Учащиеся показывают глаза на кукле)
Учитель:
Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Учитель: Ребята, глаза очень важный орган чувств.
Глаза тебе даны, чтоб видеть прекрасный мир вокруг нас. (Показ картинок радуги, солнца, вид из окна)
3.Основная часть урока.
Учитель: Дети, обратите внимание на доску, на ней висит шаблон лица человека, но на нем отсутствуют части лица. Мы с вами должны с вами сегодня изучить части лица и тела, и собрать макет человека с помощью пособия «Части тела». (Учитель раскладывает дидактическое пособие у себя на столе и предлагает учащемуся выбрать глаза и прикрепить на доску) Ярослав, возьмите из пособия «Части тела» глаза и прикрепи их к лицу, где они должны быть. Правильно! (Учащийся выполняет задание) Молодец!
Учитель: Ребята, посмотрите на меня, что это? (Учитель показывает пальцем брови у себя на лице)
Учащиеся: Брови.
Учитель: Ребята, покажите у себя на лице брови. (Дети показывают брови) А у куклы Маши есть брови?
Учащиеся: Да.
Учитель: Покажите, где у куклы брови. Возьмите брови из пособия «Части тела» и прикрепите к голове брови, где они должны быть? Правильно, над глазами. ( Дети выполняют задание). Молодцы! Ребята, когда мы удивляемся, то поднимаем брови. Поднимите брови от удивления. (Дети выполняют) А теперь отпустите. Когда мы грустим, брови нахмуриваем. Давайте нахмурим брови. (Дети выполняют) Молодцы!
Учитель: Дети что это? (Учитель показывает пальцем на свой нос)
Учащиеся: Нос.
Учитель: Покажите свой нос. ( Учащиеся показывают)
Нос нужен, чтобы запах различать. Давайте мы подышим носиком. (Учащиеся с учителем нюхают цветы)
Учитель: Покажите, где у куклы нос. (Дети показывают) Степан, подойди к пособию «Части тела» возьми нос и прикрепи к лицу, где уже у нас есть глаза и брови. Молодец!
Учитель: Дети, посмотрите что это? (Учитель показывает на себе уши и спрашивает)
Учащиеся: Уши.
Учитель: Правильно. Покажите, где у вас уши. (Дети показывают) Молодцы! Ребята, а у куклы Маши есть уши?
Учащиеся: Да
Учитель: Покажите, где у куклы уши. (Дети показывают) Молодцы! Степа, подойди к пособию "Части тела" и возьми уши, прикрепи уши к голове. (Ребёнок выполняет задание) Молодец! Ребята, а для чего человеку нужны уши?
Учащиеся: Чтобы слышать. (Прослушивание звуков природы)
Учитель: Дети, что это? (Учитель показывает пальцем на свой рот)
Дети: Рот.
Учитель: Правильно. Покажите на себе, где у вас рот. (Дети показывают) Молодцы! А у куклы Маши есть рот?
Дети: Да.
Учитель: Покажите, где рот у куклы. (Дети показывают). Молодцы! Катя, теперь ты подойди к пособию " Части тела" возьми рот и прикрепи его к лицу, где есть уже глаза, брови и нос. ( Ребёнок выполняет задание) Умничка!
Учитель: Давайте покажем кукле Маше, как мы можем удивляться с помощью рта. (Дети показывают) Как мы можем грустить с помощью рта. (Дети показывают) Покажите радость. (Дети показывают) Молодцы!
Учитель: Дети, посмотрите что это? (Учитель показывает на волосы и спрашивает у учащихся)
Учащиеся: Волосы.
Учитель: Правильно, волосы. Покажите, где у вас волосы? (Дети показывают). Молодцы! А у куклы Маши есть волосы?
Учащиеся: Да.
Учитель: Покажите, где волосы у куклы. ( Дети показывают) Молодцы! Ярослав, теперь подойди к пособию « Части тела» возьми волосы и прикрепи к голове, где есть уже глаза, брови, нос и рот. ( Ребёнок выполняет задание) Молодец!
Учитель: Посмотрите ребята, что у вас получилось на доске? Из частей лица получилась целая голова. И у меня такие части лица и такая же голова.
4.Физкультминутка: «Это я!»
Учитель: А сейчас я предлагаю с помощью пальчиков выполнить интересные движения. Ребята, повторяйте за мной.
Это глазки. Вот, вот. (Показываем сначала левый глаз, потом правый)
Это ушки. Вот, вот. (Беремся сначала за мочку левого уха, потом - правого)
Это нос, это рот. (Левой рукой показываем рот, правой - нос)
Там спинка. Тут живот. (Левую ладошку на спину, правую - на живот)
Это ручки. Хлоп-хлоп. (Показываем обе руки, потом 2 раза хлопаем в ладоши)
Это ножки. Топ-топ. (Кладем ладони на бедро, потом 2 раза топаем)
Ой, устали! Вытрем лоб. (Правой ладонью проводим по лбу)
Учитель: Отдохнули? Продолжим урок. Дети посмотрите на доску, мы с вами собрали только голову. А что еще нужно приставить к голове, чтобы получился человек?
Учащиеся: Туловище.
Учитель: Покажем на себе туловище и на кукле Маше. Молодцы! Подойдем к пособию « Части тела» возьмем туловище и прикрепим к голове. . Молодцы!
Учитель: Чего еще не хватает, чтобы получился человек. (Учитель показывает на руки)
Учащиеся: Руки.
Учитель: Правильно, руки. Покажем свои руки. (Дети показывают)
У куклы Маши есть руки?
Учащиеся: Да
Учитель: Покажите руки у куклы Маши. А сколько рук у нас? Давайте посчитаем. (Дети вместе с учителем считают)
Учитель: У нас две руки. Степа, подойди к пособию «Части тела» возьми руки и приставь их к туловищу. (Ребёнок выполняет задание) Молодец!
Учитель: Ребята посмотрите внимательно, получился ли у нас человек.
Учащиеся: Нет.
Учитель: А чего еще не хватает? (Учитель показывает на свои ноги).
Учащиеся: Ног.
Учитель: Покажите свои ноги. Потопаем ногами. Молодцы! А сколько ног у нас. (Дети считают вместе с учителем ноги) У нас две ноги. У куклы Маши есть ноги?
Учащиеся: Да.
Учитель: Сколько ног у куклы?
Учащиеся: Две.
Учитель: Покажите у куклы Маши ноги. Молодцы. Катя, подойди к пособию «части тела», возьми ноги и прикрепи к туловищу. (Ребёнок выполняет задание) Умничка!
Учитель: Какие молодцы, вы собрали человека! А теперь давайте ответим на волнующий нас вопрос: похожа кукла Маша на человека.
Учащиеся: Да. У неё такие же части тела, как и у человека.
5. Итог урока.
Учитель: Итак, наш урок подходит к концу. Мы с вами составили человека из разных частей тела. Давайте вспомним, из чего состоит наше лицо.
Учитель: Посмотрите, у каждого на столе лежит нарисованное лицо. Но оно пустое. Вам нужно нарисовать глазки, носик, ротик. Возьмите простой карандаш и нарисуйте недостающие элементы. (Учащиеся закрепляют свои знания, самостоятельно рисуя части лица).
Молодцы! Давайте прикрепим на доску наши красивые личики.
Спасибо, дорогие ребята, за хорошую работу!