Декоративные бусины как арт-терапевтический
материал в работе психолога
Коваленко Инна Владимировна,
учитель ГБОУ школа 131
Красносельского района Санкт-Петербурга
Арт-терапия на сегодняшний день является одним из самых молодых и стремительно развивающихся направлений практической психологии.учитель ГБОУ школа 131
Красносельского района Санкт-Петербурга
Арт-терапию называют «мягкой», оттого что степень воздействия на личность клиента в этом случае минимизирована, а сам процесс «исцеления» больше похож на занятие творческим хобби. Но при этом значение и пользу такой терапии не стоит недооценивать.
Занимаясь творчеством, человек проецирует внутренние переживания на свое творение. Такая проекция не осознается: чувства, эмоции, мысли, переживания и воспоминания выходят наружу, минуя сферу сознания, и оттого не поддаются ни коррекции, ни критике разума. Поэтому методики арт-терапии относят к числу проективных методов психодиагностики и психокоррекции.
Сегодня арт-терапия имеет множество видов и подвидов, которые продолжают появляться:
- изотерапия;
- цветотерапия;
- музыкотерапия;
- песочная терапия;
- видеотерапия;
- игротерапия;
- библиотерапия;
- сказкотерапия;
- маскотерапия;
- драматерапия;
- фототерапия;
- денс-терапия и другие;
- выразить негативные чувства и эмоции (агрессию, обиду, ревность, зависть и другие) в приемлемой форме;
- избавиться от стресса, иного рода напряжений и тревог;
- избавиться от страхов и фобий;
- избавиться от стереотипов и ограничений за счет появления более широкого, креативного взгляда на окружающий мир;
- повысить самооценку и уверенность в себе.
- помогает раскрыть творческий потенциал личности, развить способности и таланты;
- применяется в качестве вспомогательного метода лечения многих заболеваний;
- способ установить доверительные отношения между психологом и клиентом;
- предоставляет возможность сконцентрироваться на внутренних переживаниях и развить эмоциональный самоконтроль;
- является способом социальной адаптации (особенно это заметно когда арт-терапия проводится в группе);
- является прекрасным способом выразить чувства и мысли для тех, кто не умеет/не хочет/не имеет возможности сделать это на словах.
В арт-терапии применяется множество методик и материалов. Со временем появляется все больше арт-терапевтических материалов. Чем они оригинальнее и доступнее в использовании, чем большую активность они дают в самореализации и самовыражении личности, тем они более интересны и эффективны в работе. По моему мнению один из наиболее эффективных материалов – декоративные бусины.
Порой нам всем так не хватаем ярких красок и позитивных моментов,бусины могут помочь исправить эту ситуацию. Это эстетически приятный материал и тактильно, и визуально. С их помощью мы можем на занятиях развивать интеллект, сенсорику, мелкую моторику. Упражнения с бусинами способствуют улучшению внимания: повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.
Игры с бусинами развивают многие положительные качества характера: богатое воображения и творчество при воплощении своего замысла, терпеливость и волевые качества в моменты преодоления трудностей.
Но самое главное: любое взаимодействие с декоративными бусинами – это очень приятно и весело!
Наиболее активно можно использовать бусины в ходе песочной терапии, поскольку здесь клиенту даётся возможность выбирать из огромного количества любые предметы и использовать их при создании своей композиции.
Клиент может наделить выбранные бусины любыми образами, построить свою картину и таким образом проработать волнующую его проблему.
Каждый психолог, арт-терапевт знает, что все что человек сам выбирает, чем себя окружает, все это отражает его собственный мир, его ощущения и восприятия. Выбирая ту или иную бусину, клиент отражает свои предпочтения или отрицания определенного цвета, формы, размера. Мир, построенный с помощью декоративных бусин очень информативен для специалиста и нагляден для самого клиента.
Преимущества в использовании декоративных бусин состоят в том, что их можно использовать и в индивидуальной, и в групповой работе с клиентами. А также использовать в активной и релаксационной деятельности.
Бусины можно использовать с клиентами разного возраста и пола:
- -с маленькими детьми
- -с беременными женщинами
- - со взрослыми
- - с пожилыми людьми
- - с больными и здоровыми и т. д.
Примеры игр и упражнений с применением декоративных бусин в работе психолога:
"Релаксация": знакомство с материалом, спонтанная игра, выбор наиболее отзывающихся бусин. Фокусировка внимания на сенсорных ощущениях помогает ощутить себя в ситуации "здесь и теперь", способствует эмоциональной регуляции.
"Театр прикосновений": групповая форма релаксации, при расслаблении одного участника группы остальные осуществляют с ним сенсорное взаимодействие, раскладывая на теле различные бусины.
"Инсталляция-сказка": создание композиции из бусин в "найденном" или предложенном пространстве. В зависимости от контекста арт-терапевтического процесса, инсталляция может создаваться в песочнице, круглой тарелке, на различных цветовых фонах, фотографиях ландшафта. Придумывается история или сказка, по мере сочинения композиция трансформируется. Техника инсталляции позволяет соединить разрозненные фрагменты в единое целое, обладающее совсем иными качествами, чем его составляющие.
"Инсталляция реальности": с помощью бусин предлагается передать отношения в какой-либо системе (семья, класс, социальные отношения). Выбираются бусины, символизирующее себя и членов системы, раскладываются в соответствии с взаимосвязями присутствующими в системе. Инсталляция позволяет диагностировать аспекты взаимоотношений, осуществив желаемые перестановки спланировать возможные изменения в системе.
"Выбери меня": групповая игра в ассоциации, где каждый участник ассоциирует себя и другого с бусиной, аргументируя свой выбор. Участники делятся своими переживаниями. Игра эффективно применяется при арт-терапии с семьей.
Игра "Остров сокровищ": клиенту предлагается закопать бусины-сокровища в песочнице и отправиться на поиски сокровищ. Раскапывая сокровище, клиент называет, что ценное приходит в его жизнь вместе с сокровищем, какое качество характера, возможность, знание или умение он получает, обладая сокровищем. Игра позволяет обсудить с клиентом его значимые ценности, принятие или отвержение системы ценностей его семьи.
Игра "Как это относится ко мне?": с закрытыми глазами выбираются бусины. Когда бусина выбран, клиент открывает глаза, и психолог спрашивает, что в жизни клиента напоминает эта бусина, как этот цвет и форма относятся к нему. В этой игре бусины используются как стимульный материал для свободных ассоциаций. Использование метода активного воображения позволяет выявить возможные направления работы, прояснить запрос.
Инсталляция "Мир на ладошке": психолог предлагает клиенту создать композицию из понравившихся бусин на ладони.
«Сортировка» (используется для детей): бусины могут быть отличным инструментом обучения. Сортировка бусин по разным параметрам (цвету, размеру, форме, поверхности, наличию отверстий) развивает внимательность, мышление, мелкую моторику.
«Мозаичные картины»: бусины разного размера, цвета и фактуры – хороший материал для создания мозаичных картин и панно. Самый простой вариант – приклеивать бусины с помощью клея или двустороннего скотча к картону. Более прочной основой может быть лист ДСП, керамическая плитка, деревянная пластина. В качестве дополнения к камням подойдут ракушки, семена растений, камушки и пайетки.
Таким образом, взаимодействуя с яркими декоративными бусинами, у клиента активизируется интуитивная творческая деятельность, в ходе которой происходит процесс самопознания, саморазвития и самоисцеления.