Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

 

Планета Толерантности

(Методическая разработка коррекционного занятия)

Скворцова Мария Борисовна, педагог-психолог, учитель музыки

ГБС(К)ОУ № 34, Санкт – Петербург

Цели:

  1. Познакомить воспитанников с понятием «толерантность», выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном поведении. Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание. Продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой.
  2. Способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле. Развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.

 

Оборудование:

  1. Компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация «Планета Толерантности»
  2. Мультипликационный фильм «Рыжий – рыжий, конопатый»;
  3. Оформление кабинета: вырезки из журналов с портретами  людей разных стран мира, глобус, географическая карта мира; макет дерева толерантности, плакат «Цветок толерантности», плакаты с высказываниями о вежливости, терпении, дружбе:

В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе. (Ф. Бэкон);

Человек ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный. (Н.Добролюбов);

Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой. (Э. Берк);

  1. Материалы и инструменты: фломастеры, бумага в форме листьев (например, березы), ватман, на котором изображено дерево без листьев;
  2. Бей джи для каждого воспитанника с изображением паука, мухи, червяка.

Ход урока:

Слайд 1

Педагог:  16 ноябряобъявлен Всемирным Днем Толерантности.

Не всем, может быть, знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

Слайд 2

Педагог: На рубеже XVIII–XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам.

Слайд 3

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность– это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Слайд 4

Толерантность – слово заимствованное,а поэтому мало понятное.

Подберите ближайшие синонимы к этому слову. (Ответы воспитанников)

Слайды 5, 6, 7

Есть вещи в мире, которые мы любим, которые нам приятны. Что вы, ребята, любите на Земле? (ответы воспитанников). Это вкусные конфеты, прекрасные пейзажи, мамина ласка, футбол…

Скажите, какие животные вам нравятся?(ответы воспитанников).

Слайд  8, 9, 10

Каких животных вы не любите или даже боитесь? (Ответы воспитанников).

Слайд 11

Игра «Я – толерантный».

Действительно, есть в нашем большом мире такие существа, которых мало кто любит, которые неприятны для нас. Вы их назвали. Это змеи, пауки, червяки. Найдите в каждом из этих животных черты, за которые их можно ценить и уважать.

Воспитанники делятся на 3 команды. Каждая команда путем жеребьевки получает задание защищать права одного из животных (паук, змея, дождевой червяк). Участники команды получают бей джи с изображением животного.

Змея:уничтожает грызунов, из ее яда делают лекарства, мази.

Паук:ловит мух и комаров, является героем сказок «Муха – цокотуха»,  мультфильма «Человек – паук», служат кормом для птиц

Дождевой червяк:улучшает качества почвы, является кормом для птиц и других животных, необходим рыболовам.

Слайд  12

Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Все – мы разные, все мы – равные!

Толерантность — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

В класс входит девочка в рыжем парике. Она плачет.

Педагог:Что случилось, почему ты плачешь?

Девочка:Со мной никто не хочет играть.

Педагог:Почему?

Девочка:У меня рыжие волосы. Все смеются надо мной, дразнятся.

Педагог: Как вы считаете, ребята, это толерантное поведение?

Ответы воспитанников

А вы хотели бы, чтобы девочка с рыжими волосами училась в нашей школе? Не стали бы дразнить ее? (ответы воспитанников)

А что было бы, если все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались? Интересно ли жить в таком мире клонов? (выслушать ответы воспитанников)

Хорошо или плохо, что все мы разные? (выслушать ответы воспитанников)

Предлагаю поиграть в игру «Мы – разные»

  • Хлопают в ладоши те, у кого светлые волосы
  • Хлопают те, у кого темные волосы
  • Хлопают те, у кого длинные волосы
  • Хлопают те, у кого короткие волосы
  • Хлопают те, у кого вьющиеся волосы

Слайды 13, 14, 15

Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.

На нашей большой планете Земля живут разные люди, непохожие друг на друга. У них разные культуры, разные языки, разный цвет кожи. Мы поем разные песни и играем в разные игры.

Слайд 16

Игра ПРИВЕТСТВИЕ

А сейчас я предлагаю поприветствовать друг друга так, как это делают жители разных стран.

( Поочередно демонстрируются иллюстрации к портретам народов разных стран)

В Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди.

Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку самому себе.

Самоанцы, жители острова Самоа, при приветствии обнюхивают друг друга.

Латиноамериканцы – обнимаются.

Лапландцы, жители Крайнего севера – трутся носами.

Японцы – кланяются.

Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо, еще высовывают язык.

Представьте, если мы высунем язык при приветствии, то вряд ли захотят поздороваться с нами в следующий раз. А для тибетцев – это вежливая форма приветствия.

Русские, англичане, американцыв качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки. Это называется рукопожатие.

Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру. В нее играют ребята из Африки, из страны Конго.

Игра А НУ-КА, ПОВТОРИ! (Конго)

 Ход игры: игроки становятся полукругом, в центре стоит водящий. Время от времени он делает какое-то движение: поднимает руку, поворачивается, наклоняется, топает ногой и т.д. Все игроки должны точно повторить его движения. Если игрок ошибается, то водящий занимает его место, а игрок становится водящим. Если одновременно ошибутся несколько человек, то водящий сам выбирает, кто займет его место.

Слайд 17

Толерантность - это милосердие.

Толерантность - это сострадание.

Толерантность - это уважение.

Толерантность - это доброта души.

Толерантность - это терпение.

Толерантность - это дружба.

Толерантность  - это гармония в многообразии.

Слайд 18, 19

Заключительное задание “Дерево толерантности”

Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными.

В конце мне хочется сказать, что школа – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бетти, Э. Риердон Толерантность – дорога к миру. [Текст] /Бетти, Э. Риердон. – М.: Бонфи, 2001 – 265с. 

2. Гасанов, З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. [Текст] / З.Т. Гасанов //Педагогика – 2001 - №4 – с.24-30.

3. Ильиченко, Л. Педагогика поликультурности и толерантности. [Текст] /Л. Ильиченко //Дошкольное воспитание – 2004- №8 –С20-22.

4. Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков [Текст] /Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. – 2-е изд. стереотип. – М.,2001 – 126 с.

5.Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: Методические материалы. [Текст] /Л.Г. Федоренко. – СПб.: КАРО, 2006– 128 с. 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»