Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Семья и её роль в развитии и воспитании особого ребенка

Будянская Наталья Владимировна
Семья – это первая и главная среда общения и развития для любого ребенка. Появление ребенка с ограниченными возможностями здоровья очень удручающе и сильно влияет на родителей. Многие родители рассматривают рождение ребенка с ОВЗ, как огромную проблемы и даже катастрофу, в то время, как рождение здорового ребенка приносит много радости, счастья, объединяет семью и делает ее более полной и гармоничной. Такое событие в жизни является колоссальным стрессом для каждого члена семьи.  Кто-то не готов менять свою жизнь кардинально и отказывается от ребенка, отдавая его в школу-интернат. Кто-то набирается смелости и принимает действительность такой, какая она есть и воспитывает, развивает и старается социализировать своего ребенка.
 
 Поведение родителей при появлении в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья
  1. Реакция отрицания
Родители не осознают или не хотят принимать факт того, что их ребенок является особенным, пытаются воспитывать его отрицая его ограничения в здоровье.
  1. Реакция чрезмерной защиты
Родителям сложно контролировать свои эмоции и чувство жалости к ребенку, что проявляется в чрезмерной опеке, любви и заботе. Они выполняют за него многие функции, что может привести к отсутствии адаптированности ребенка к обществу.
  1.     Реакция скрытого отречения от ребенка
Особенность в здоровье ребенка считается позором. Родителя прячут свое истинное отношение к данной проблеме за заботой и показной любовью.
  1. Реакция открытого отречения
  Родители понимают и  осознают свои враждебные чувства, ребенок принимается с отвращением. Часто родители обвиняют всех вокруг и не принимают особенного ребенка в семье.
 
Методика и правильность воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья воспитывает таких детей наличия определенных знаний и умений, изменения уклада семейной жизни, отношений в семье, формирование адекватного и правильного отношения к такому ребенку в семье. Родителям приходится узнавать закономерности развития и воспитания ребенка с ОВЗ самостоятельно, при помомщи социальных служб и педагогов.  Данным вопросом занимались многие советские ученые  такие как Е. М. Мастюкова, И. И. Мамайчук, Р. Ф. Майрамян, М. М. Семаго, К. Л. Белопольская, Л. М. Шипицина. В зарубежной литературе разработкой этой проблемы занимались Скиннер Р., Миллер А., Шнейдер Л. Б., Д. Хейли. Как показал анализ их работ, большинство из них посвящены теоретическим и практическим аспектам работы с самим ребенком, а вот работ, рассматривающих помощь целой семье, где воспитывается и живет больной ребенок - не достаточно.
   Семья это то место, где ребенок усваивает основные навыки поведения в обществе, формирует представление о себе и мире, учится взаимодействовать с этим миром. Для того, чтобы воспитать и социализировать ребенка необходимо осознанное поведение родителей, а также их желание справляться с трудностями.
     Главные участники воспитательного процесса это вся семья : мать и отец, бабушки и дедушки, братья и сестры и так далее. От всех них зависит вырастет ли ребенок социально адаптированным, или будет оторван от общества.
      Для нормального психического развития ребенка, ему нужна любовь родителей, спокойная обстановка в семье, доброжелательное отношение. Только подлинная родительская любовь, огромное терпение, согласованность могут помочь добиться ребёнку желаемых результатов.
  Воспитательные приемы  в семье по отношению к ребенку с ограниченными возможностями должны быть  такими же, как и в воспитании здорового ребенка. Постоянное акцентирование внимания на его «особенностях» - реальный путь к формированию зависимой, неустойчивой, не целеустремленной личности, пассивно воспринимающей все жизненные обстоятельства и не способной преодолевать трудности. Необходимо воспитывать ребенка с ОВЗ, как здорового и полноценного члена общества.
 Родители обязаны придерживатлья следующих советов:
 Создать атмосферу доброжелательности и психической безопасности;
Сравнивать достижения и успехи ребенка с его собственными а не других  детей;
Принимать принимать ребенка без оценки его особенностей и поведения;
Ориентироваться на положительные личностные качества, а также успехи;
Мыслить  позитивно и не выделять особенности его поведения;
Постепенно знакомить ребенка с его реальными особенностями;
Hазвивать таланты и способности, чем воспитывать чувство самоуважения и самоценности.
Учитывать интересы ребенка, индивидуальные особенности ребенка и болезни
Заниматься корректирующей программой используя  лепку, рисование.
Заниматься творческой деятельности, что благотворно влияет личность и развитие ребенка, оказывает психотерапевтическое воздействие, развивает  мелкую моторику, улучшает работу мозга.
  Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.
Дети данной категории должны научиться некоторым общим правилам поведения в обществе. Важно, чтобы ребенок учился принимать себя таким, каков он есть, чтобы у него постепенно развивалось правильное отношение к своей болезни, к своим возможностям. Главная роль отводится родителя: у них ребенок будет заимствовать оценку и представление о себе и о своей болезни. Доброе отношение близких людей в сочетании с требовательностью помогут ему в этом. и поведения родителей он будет рассматривать себя или как инвалида, не имеющего шансов занять активное место в жизни, или, наоборот, как человека, вполне способного достичь каких-то успехов. Родители должны понять сами и внушить ребенку с ограниченными возможностями здоровья, что болезнь является лишь одной из сторон его личности, что у него есть много других качеств и достоинств, которые надо развивать. Ни в коем случае они не должны стыдиться ребенка с ограниченными возможностями здоровья — тогда и он сам не будет уходить в себя, в свое одиночество. Такой ребенок будет лишен эгоцентризма, направленности только на себя, он будет с удовольствием выполнять посильную работу и радоваться тому, чего достигнет. Это даст ему возможности вести спокойную, богатую впечатлениями и положительными переживаниями полноценную жизнь.
    Члены семьи должны  активно взаимодействовать со специалистами и участвовать в программе реабилитации, тогда дети с ограниченными возможностями гораздо быстрее добиваются благоприятных и положительных результатов. Тем не менее, в реальности бывают случаи, когда члены семьи ребенка не желают принимать участия в совместной работе со специалистом, оказываются от помощи и советов.
  Родители должны учиться принимать своего ребенка и не обвинять себя в его проблемах со здоровьем, активно ему помогать социализироваться и расти.
  Важно также поддерживать общение с семьями с детьми-инвалидами, делиться своим опытом и смотреть на чужой. Это важно не только для родителей, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или спутника жизни.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»