Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Совершенствование процесса чтения у младших школьников с ОВЗ

Гордюшова Елена Евгеньевна,
учитель начальных классов, олигофренопедагог
ГБОУ школа № 499 Санкт-Петербурга 
Важным условием для начала успешного обучения ребёнка в школе является хорошо сформированная устная речь, расширяющая возможности в познании окружающей действительности, способствующая формированию и становлению письма и чтения. Процесс формирования чтения и письма очень сложный, продолжается несколько лет и проходит определённые стадии.
Для младшего школьника с ОВЗ характерно недоразвитие всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, речи и мышления. Формирование новых условно-рефлекторных связей проходит замедленно. Новые условные связи неустойчивы и быстро распадаются. В связи с этим каждый из этапов овладения чтением характеризуется для них определёнными трудностями, такими как: усвоение букв, соединение звуков в слоги; отсутствие доминирующих букв, являющихся ориентиром узнавания слова.
Нарушения чтения у школьников с ОВЗ можно представить в виде следующих групп типичных ошибок:
  1. Замены фонетически близких звуков и графически сходных букв.
  2. Побуквенное чтение.
  3. Искажения звукобуквенной структуры слова.
  4. Нарушение понимания прочитанного.
  5. Аграмматизмы при чтении.
  Для совершенствования процесса чтения должна проводиться целенаправленная и систематическая работас использованием специальных упражнений:
  1. Группа упражнений, связанных со зрительным восприятием.
В эту группу включены три вида заданий:
1). «Кто самый внимательный?» - этот вид упражнений направлен на развитие зоркости к буквенной структуре слова для обеспечения правильности чтения:
- чтение слов, написание которых включает несколько одинаковых букв: догореть – догорать – догонять;
- чтение слов, написание которых отличается одной-тремя буквами:
листами – листками;
- чтение слов с одинаковой приставкой: побежал – полежал;
- чтение слов с одинаковыми окончаниями: небесами – коврами.
2). «Читай быстро целыми словами» - этот вид упражнений необходимо выполнять в оптимальном темпе, чтобы увеличить «поле» чтения учащихся:
- чтение однокоренных слов: бег-бегать-бегство;
- чтение слов-синонимов: воин-боец-солдат;
- чтение словосочетаний и предложений из текста: Весеннее солнце.
Слоговые трудности наращиваются постепенно, начинать надо с малого «поля» чтения. Упражнения начинаем с предъявления простых односложных слов, затем переходим к двусложным, трёхсложным, четырёхсложным и многосложным словам.
3). «Читай плавно» - этот вид упражнений развивает беглость и совершенствует способ чтения.
Трудные слова из текста выписываются на доске и прочитываются учащимися перед чтением текста сначала медленно (но не по слогам!), а затем в темпе разговорной речи.
  1. Группа упражнений, совершенствующих произношение.
Упражнения этой группы способствуют формированию правильного и выразительного чтения:
1). Упражнения для работы над дикцией.
Материал в упражнениях распределён от простого к сложному. Сначала артикуляция отрабатывается на отдельных звуках (гласные, согласные), потом при чтении слогов, слов, предложений (чистоговорки, скороговорки), текстов (отрывки из сказок, художественных текстов с диалогами).
2). Упражнения на соблюдение орфоэпических правил:
- правильно произноси гласные в словах под ударением и без ударения:
  •  
вода-воды, снег-снегами;
- произноси сочетание «чн» в некоторых словах как «шн»: конечно, скучно, скворечник;
- между предлогами и словами не делай паузы: за парту, в лес.
3). Упражнения для работы над интонацией:
- произнеси фразы «Закрой книгу», «Сядь на место» с разной интонацией: а) ласково, мягко попросите;
б) просите с досадой;
в) резко прикажите;
- прочитай скороговорку с целью удивить, порадовать, возмутить, предостеречь.
Работа над выразительностью чтения включает составление аппликатуры текстов (выделение важных слов, расстановка логических ударений, соблюдение пауз).
  1. Группа упражнений, способствующих синтезу восприятия и понимания прочитанного.
Упражнения этой группы направлены на развитие способности предвосхищать читаемое. Понимание содержания произведения раскрывается, прежде всего, через понимание значения слов. Поэтому в этой группе используются упражнения для объяснения значений слов:
- Показ предмета, действия, рисунка.
- Замена слова синонимом: корысть – выгода.
- Сопоставление прямого и переносного значения слова: весна-прекрасное дитя, зима-ведьма злая.
Успешное овладение чтением способствует развитию аналитико – синтетической деятельности младших школьников с ОВЗ, формированию словаря и грамматического строя речи.
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»