Специфика организации образовательного процесса в коррекционной школе
Головина Елена Михайловна
Согласно государственной политике в сфере образования одна из приоритетных задач – создание соответствующих условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение их специфических образовательных потребностей. К сожалению, процент таких детей в последние годы отнюдь не снижается. В современной педагогике «одним из стратегических направлений является обеспечение необходимых условий, предоставляющих детям с ограниченными возможностями здоровья равные возможности участия в социальной жизни, получение общего образования и профессиональной подготовки. … Считается, что барьеры и трудности в обучении, с которыми сталкиваются дети, возникают из-за консервативной организации учебного процесса, а также из-за устаревших негибких методов образовательной деятельности»[1]. Именно поэтому дети с задержкой психического развития нуждаются в создании для них новой образовательной реальности в условиях коррекционных школ.Термин «задержка психического развития» был предложен и введен в научный обиход Г. Сухаревой[2]. Исследования показали, что стойкие формы ЗПР чаще всего связаны с мозаичными органическими повреждениями центральной нервной системы, в чем состоит их главное отличие от умственно отсталых детей с тотальным недоразвитием мозговых структур. Понятие «задержка психического развития» используется специалистами применительно к особой категории детей, развитие которых характеризуется минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы. Для общей картины психического развития показательны незрелость эмоционально-волевой сферы, несостоятельность когнитивной функции, несформированность речи; у детей с ЗПР замедлен процесс переработки поступающей через органы чувств информации, их отвлекают любые посторонние раздражители, они нуждаются в чередовании отдыха и познавательной деятельности. Дети с ЗПР отстают в речевом развитии (недостатки произношения, аграмматизм, ограниченность словаря), показательны недостатки моторики, особенно мелкой. Слабость эмоционально-волевой сферы проявляется в эмоциональной неустойчивости и возбудимости, несформированности произвольной регуляции поведения, слабости учебной мотивации. «Низкая познавательная активность детей с ЗПР – источник низкой продуктивности в выполнении интеллектуальных заданий, отсутствия интереса, снижения необходимого уровня психического напряжения, сосредоточенности, от чего в значительной мере зависит успешность интеллектуальной деятельности. Инертность мыслительной деятельности детей с ЗПР, низкая активность рассматривается в исследованиях как одна из черт, определяющих своеобразие познавательной деятельности младших школьников данной группы. Педагогическое изучение детей с ЗПР, осуществляемое в комплексе с клиническими, патофизиологическими и психологическими исследованиями, помогает глубже раскрыть закономерности и своеобразие их развития и на этой основе определить принципы, пути и средства коррекционного воздействия»[3].
Образовательные потребности детей с ЗПР обусловлены особенностями их психофизиологического развития. «Как и все остальные люди, человек с ограниченными возможностями в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого в педагогике: физические и психические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека»[4]. Условия, которые необходимы учащимся с ЗПР для успешного развития, включают наличие современных специальных образовательных программ (общеобразовательных и коррекционно-развивающих); индивидуальный педагогический подход к каждому ребенку, проявляющийся в индивидуализации коррекционно-педагогического процесса и применении специальных методов и средств образования, компенсации и коррекции; наличие узкоспециализированных профессионалов – педагогов-логопедов, психологов, вспомогательного персонала; предоставление медицинских, психологических и социальных услуг.
«Специальное образование человека с ограниченными возможностями – глубоко индивидуальный и специфичный процесс, объем, качество и конечные результаты которого определяются характером отклонения в развитии, сохранностью анализаторов, функций и систем организма. Существуют образовательные нормативы, определяемые с учетом физических и психических особенностей и ограничений развития обучающихся, которые называются государственным стандартом общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья, или специальным образовательным стандартом»[5]. Образовательные стандарты регламентируют характер общеобразовательной, коррекционно-развивающей, профилактической и оздоровительной работы в коррекционных школах для детей с ЗПР, при этом учитывая их недостатки и внося корректировки в содержание и объемы учебных предметов.
Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения подразумевает качественно новый уровень образовательного процесса, который позволяет удовлетворить потребности каждого конкретного ребенка, учесть его индивидуальные способности, обеспечить полноценное образование и сохранить здоровье. При должной организации работы коррекционной школы учащиеся с ЗПР способны овладеть программой основной школы и в большинстве случаев продолжить образование. «Сложившаяся к настоящему времени система коррекционно-развивающего обучения отражает разработанную в 1993 г. в Институте коррекционной педагогики РАО концепцию коррекционно-развивающего обучения (КРО) в условиях общеобразовательной школы (В. И. Лубовский, Н. А. Никашина, Т. В. Егорова, С. Г. Шевченко, Р. Д. Тригер, Г. М. Капустина)»[6].
Система работы с детьми, страдающими задержкой психического развития, включает такие аспекты как их раннее выявление, основанное на медицинском, педагогическом и психологическом диагностировании; организация специальных образовательных учреждений и коррекционных школ; ведение лечебно-оздоровительной и профилактической работы в условиях общеобразовательных учреждений; формирование и развитие нормативной, учебно-методической, консультативной базы и системы подготовки соответствующих специалистов; усовершенствование критериев и методик диагностики результативности коррекционно-развивающего образования и т.д.
В коррекционной школе работа планируется на основании адаптированных программ и учебных планов, составленных в соответствии со специальным образовательным стандартом. В процессе обучения используются специальные, зарекомендовавшие себя коррекционно-педагогические технологии, позволяющие детям с ЗПР успешно овладевать необходимыми знаниями, умениями и навыками. Обучение ребенка строится с учетом его актуальных возможностей, на основе охраны и укрепления здоровья, создания благоприятной образовательной среды, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и развитие личности. В числе коррекционных задач, которые решаются в процессе обучения ребенка с ЗПР в коррекционной школе, приоритетными являются следующие: развитие познавательных и общеинтеллектуальных навыков; формирование речевой активности, развитие устной речи, логопедическая коррекция и обогащение словарного запаса; стимулирование мыслительных функций, таких как анализ, сравнение, обобщение, синтез, группировка и классификация; осуществление психокоррекции поведения, эмоционально-волевой сферы, самоконтроля; привитие навыков общения и социальная адаптация.
С. Шевченко приводит перечень психолого-дидактических принципов
коррекционно-развивающего обучения, куда входит следующее:
- введение в содержание обучения разделов, которые предусматривают восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложного программного материала;
- использование методов и приемов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребенка, создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;
- коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ребенка, преодоление индивидуальных недостатков развития;
- определение оптимального содержания учебного материала и его отбор в соответствии с поставленными задачами»[7].
Вывод: Организация образовательного процесса в коррекционных школах VII вида должна опираться на индивидуальные потребности детей с задержкой психического развития, обусловленные их врожденными психофизиологическими особенностями и ограничениями в различных видах познавательной деятельности и психических функций. Для этого необходимо опираться на психолого-дидактические принципы коррекционно-развивающего обучения, использовать соответствующие образовательные технологии и педагогические методы.
[1] Тихомирова Л., Макеева Т. Здоровьесберегающие технологии в инклюзивном образовании // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – №3. – С. 82
[2] Сухарева Г. Лекции по психиатрии детского возраста. – М. : Медицина, 1974. – С.12
[3] Гаджимагомедова Т. Проблемы познавательной деятельности детей с ЗПР // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – С. 302
[4] Аксенова Л., Архипов Б., Белякова Л. и др. Специальная педагогика : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Н. Назаровой. – М. : Академия, 2002. – С.122
[5] Аксенова Л., Архипов Б., Белякова Л. и др. Специальная педагогика : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Н. Назаровой. – М. : Академия, 2002. – С.125
[6] Аксенова Л., Архипов Б., Белякова Л. и др. Специальная педагогика : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Н. Назаровой. – М. : Академия, 2002. – С.208
[7] Шевченко С. Коррекционно-развивающее обучение. – М. : Владос, 1999. – С. 78