Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Современное представление о структуре дефекта при стёртой дизартрии

 Галкина Нина Дмитриевна,
учитель-логопед ГБДОУ Детский сад №112

Выборгского района Санкт-Петербурга
 
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к шести – семи годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.
 
У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции с различными мелкими предметами, задерживает развитие речи. А также затрудняет овладение письмом и другими учебными и трудовыми навыками. Всё это обуславливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом, особенно у детей с нарушениями речи.
Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН М.М.Кольцова, А.В.Фомина (2, 4) установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей, была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом  может быть нормальной, даже выше нормы.
М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи.
Особенно тесно связано с восстановлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами. И наоборот, ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе непроизвольно высовывая язык.
Связь движений руки с речью была отмечена ещё в 1928 году В.М.Бехтеревым (1), который отмечал стимулирующее влияние движений руки на развитие речи. Рядом с отделами, иннервирующими артикуляционную мускулатуру, располагается участок коры, обеспечивающий общую и мелкую моторику рук. «Речь и труд – основа человеческой деятельности, тесно связаны между собой.» (1, с.82).
Современное представление о локализации функций в коре головного мозга связано с работами А.Р.Лурия, Г.И.Полякова и их школы.
Сопоставляя анатомические, физиологические и клинические наблюдения о значении долей мозга и выделенных в них полей, наука доказала их различие и раскрыла их особенности. В передней и задней центральной извилине на наружной поверхности мозга находится большой участок для представительства лицевой и артикуляционной мускулатуры, несколько выше (средняя треть извилины) располагаются участки мозговой коры, представляющие интересы руки и особенно пальцев рук. Такое расположение двигательных и чувствительных отделов в передней и задней центральной извилине указывает на значимость для человека артикуляционной моторики и ручной умелости.
На основе специально проведённых исследований М.М.Кольцовой (1973 год) было высказано предположение, что движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Эти данные определяют необходимость сочетать логопедическую работу с развитием функции рук и общей моторики ребёнка.
Л.В.Фоминой (4) была проведена серия экспериментов на 19 детях в возрасте от одного года одного месяца и одного года трёх месяцев. Со всеми детьми проводились ежедневные занятия по развитию речи, в течение двух с половиной минут, каждому ребёнку педагог показывал игрушку и называл её (показывал собачку и говорил «ав-ав»). При этом группе из девяти человек была предоставлена возможность свободного передвижения по полу в период бодрствования, а вторая группа из десяти человек находилась в период бодрствования в манеже, где их движения были ограничены. Широкое включение двигательного анализатора почти вдвое ускорило появление голосовой реакции и сказалось на качестве реакции, в среднем на двадцатый день дети начали артикулировать звуки, близкие к произносимым педагогом. Кроме того, все девять детей стали пытаться произносить спонтанно различные слоги и вне занятий. У детей, лишённых свободы передвижения, в течение всего периода наблюдений не было отмечено совершенствования артикуляции и попытки подражания оставались слабыми.
Для изучения этого вопроса Л.В.Фомина сопоставила влияние движений пальцев рук и общей моторики на развитие активной речи ребёнка.
С детьми ежедневно проводились занятия по развитию речи. В первой группе работа ограничивалась этими занятиями. Дети второй группы, кроме того ежедневно свободно передвигались по полу. У детей третьей группы ежедневно в течение двадцати минут тренировали тонки движения пальцев рук (перебирали бусы, нанизывали пуговки и т.д.).
В результате в первой группе совсем не удалось получить дифференцированных голосовых реакций у детей. Во второй группе дифференцированные звуковые реакции зарегистрированы в десяти процентах случаев после пятнадцатого дня занятий. А в третьей группе уже с пятого дня их количество достигло сорока одного процента случаев, а с пятнадцатого дня – 67,3 процента.
Следовательно, при тренировке тонких движений пальцев рук голосовые реакции не только развиваются интенсивнее, но и оказываются более совершенными. Л.В.Фомина проанализировала свыше трёхсот историй развития здоровых детей в детских учреждениях и отметила, что уровень развития речи детей тесно связан со степенью развития движения пальцев рук.
В ходе физиологического изучения речи выявилось совершенно исключительное значение тонких движений пальцев рук для формирования функций речи. Связь функций кисти рук и речи настолько тесна и значима, что тренировку пальцев рук можно рассматривать как мощный физиологический стимул развития речи детей
Формирование словесной речи ребёнка начинается когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь речевой и моторной деятельности, что позволяет использовать более сохранную функцию для коррекции нарушения другой, то при наличии речевого дефекта у ребёнка на тренировку его пальцев необходимо обратить особое внимание.
Движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы, одним из проявлений которого должно быть ускорение развития речи.
Поэтому логопедическая работа по коррекции речевого нарушения (особенно у детей со стёртой дизартрией) должна сочетаться с лечебными мероприятиями для преодоления отклонений в общей моторике и проведением различных коррекционных упражнений для совершенствования артикуляционной и ручной моторики.

Литература. 

  1. Бехтерев В.М. Рефлексологии человека, Госиздат, 1928.
  2. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить, М, Советская Россия, 1979.
  3. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Развитие фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стёртой формой дизартрии, Логопедическая работа в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии, С-П, 1994.
  4. Фомина Л.В. Роль движений пальцев рук в развитии моторной речи ребёнка,  Проблемы речи и психолингвистики, М, 1971.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»