Несмотря на проработанность темы гиперактивного поведения детей в школе в современной детской практической психологии, существующие методы работы с гиперактивным поведением детей младшего школьного возраста имеют недостаточно комплексный характер.
Практики, работающие с детьми, достаточно часто сталкиваются со случаями осложнений психического развития, большая часть которых является отклонением от нормы, а не симптомом психического заболевания. Среди наиболее часто встречающихся трудностей в поведении и развитии детей младшего школьного возраста, можно выделить нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность).
Гиперактивность относится к тем нарушениям развития, которые можно считать типичными для здоровых детей. Говоря о гиперактивности, имеют в виду не выраженную патологию, а случаи, вполне укладывающиеся в популяционные распределения нормальных признаков и, следовательно, в представлении о широкой вариативности к анализу психологических проблем нормального детства, встающих в практике консультирования, мы относим к ним затруднения и проблемы распространенные, типичные, свойственные если не большинству, то значительной части детского населения.
Гиперактивность относится к тем нарушениям развития, которые можно считать типичными для здоровых детей. Одним из составляющих понятий гиперактивности считается гиперактивное поведение. Гиперактивное поведение - это специфические нарушения поведения,характеризующиеся повышенной двигательной активностью, нарушением внимания и импульсивностью [1].
Практика показывает, что большинство детей любого возраста, обозначаемых педагогами как трудный ученик (воспитанник), родителями – как трудный ребенок, а социологами – как несовершеннолетний из группы риска, принадлежат к этой категории. Среди детей начальной школы, вызывающих проблемы, трудности, повышенное внимание педагогов, часто оказываются даже не дети с задержкой умственного и психического развития, а шумные, беспокойные, гиперактивные дети.
Гиперактивные дети очень трудные дети, которые часто приводят в отчаяние как родителей, так и учителей. В семье эти дети обычно страдают от постоянных сравнений с братьями и сёстрами, поведение и учёба которых ставиться им в пример. Они не дисциплинированны, непослушны, не реагируют на замечания, что сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но не результативным наказаниям. Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечаются диструктивное поведение, агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения [2].
У них нередко отмечаются диструктивное поведение, агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения. У них проявляется избыточная подвижность (не могут усидеть на месте, размахивают руками и ногами, вертятся, не сидят в классе и без разрешения ходят во время урока), предпочитают шумные, подвижные игры и не способны к тихим занятиям, игнорируют ситуативные условия и социальные запреты.
К сожалению, такого ребёнка зачастую считают просто непослушным и невоспитанным и пытаются воздействовать на него строгими наказаниями в виде бесконечных запретов и ограничений. В результате ситуация только усугубляется, так как нервная система гипердинамического ребёнка просто не справляется с нагрузкой и срыв следует за срывом. Поэтому с первых дней пребывания такого ребёнка в школе психологу необходимо наладить совместную работу с его родителями и учителями.
Исследования В.Петрунек, Е.Гаспаровой, Е.Е.Сапоговой, Е.М.Мостюковой, В.Д.Еремеевой, В.Красова и др. показали, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как синдромы дефицита внимания.
Синдром ( синдром – медицинское понятие, означающее комплекс взаимосвязанных признаков), характеризующийся гиперактивностью и дефицитом внимания, очень различен по причинам возникновения и проявления. Для детей, имеющих нарушение поведения, характерны повышенное двигательное беспокойство, невнимательность, эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, раздражительность, т.е на первый план выступает недостаточность регуляции активного внимания и тормозящего контроля.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей встречается довольно часто. Об этом свидетельствуют исследования, проведенные в США, Великобритании, Германии, Чехославакии, Китае и других странах мира. Анализ литературы выявил широкую вариабельность данных по распространенности синдрома: в США эти цифры колеблются от 4 до 20 %, в Великобритании – 1-3 %, Германии – 9-18 %, Италии – 3-10 %, Чехославакии – 2-12 %, Китае – 1-13%, Австралии – 7-10 % [3].
Такой широкий диапозон – от 1 до 20 % - обусловлен прежде всего отсутствием единых диагностических критериев и методов оценки симптомов гиперактивного поведения. Актуальность выявления и изучения гиперактивных детей обусловлена не только значительной распространенностью таких проявлений поведения, но и в первую очередь выраженной дезадаптацией, затрудняющей у этих детей приобретение знаний и навыков, налаживание отношений в детском коллективе. Именно для детей такого варианта развития, как никакого другого, необходима готовность близких ребенку взрослых людей понять особенности его развития и обеспечить коррекцию поведения ребенка.
Коррекция ( от лат. Correction) –это исправление, в данном случае исправление гиперактивного поведения у младших школьников.
Коррекция гиперактивного поведения в нашей работе представляет собой программу, включающую игры и игровые упражнения, направленные на снижение уровня гиперактивного поведения младших школьников в учебно-воспитательном процессе, целью которой является теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность средств снижения гиперактивного поведения у детей младшего школьного возраста.
Разработанная программа дает возможность снизить гиперактивное поведение после выполнения комплекса таких упражнений, которые направлены на развитие внимания, мышления, координации движения, релаксацию, эмоционально – личностную сферу. Чем лучше будет развито внимание, координация движения, эмоционально-личностная сфера, тем эффективнее будут занятия и, соответственно, будет выявлено снижение гиперактивного поведения.
В работе для выявления гиперактивного поведения были выделены следующие критерии: дефицит активного внимания, двигательная активность, импульсивность и использованы методики: «Проставь значки», « Обведение контура», методика «Пьерона-Рузера».
На формирующем этапе исследования после проведения методики «Проставь значки» оказалось, что очень низкий уровень переключения и распределения внимания у 5 испытуемых (Бакшук К., Кравчинских Д., Разливкин И., Семенова С., Тупицын К.,), это 25 % от общего количества учащихся; низкий уровень переключения и распределения внимания - 7 испытуемых (Астаева А., Вычужанин Я., Деканов С., Пехтерева В., Рагозина К., Михайличенко А., Степанова Д.,), это 35 % от общего числа учащихся; средний уровень переключения и распределения внимания - 5 испытуемых (Калинкина А., Киселева А., Ковяткин И., Корсуков А., Ломовцева А.,), это 25 % от общего числа учащихся; высокий уровень переключения и распределения внимания - 3 испытуемых (Курченко Е., Мингалев И., Струнина Д.,), это 15 % от общего числа учащихся.
Во время проведения методики оказалось, что очень низкий уровень концентрации внимания имеют 2 учащихся (Бакшук К., Разливкин И.,), это 10 % от общего количества учащихся; низкий уровень концентрации внимания наблюдается у 7 учащихся (Астаева А., Вычужанин Я., Кравчинских Д., Пехтерева В., Рагозина К., Семенова С., Тупицын К.,), это 35 % от общего числа учащихся; средний уровень концентрации внимания у 7 учащихся (Деканов С., Ковяткин И., Корсуков А., Михайличенко А., Степанова Д.,), это 35 % от общего числа учащихся; высокий уровень концентрации внимания у 6 учеников (Калинкина А., Киселева А., Курченко Е., Ломовцева А., Мингалев И., Струнина Д.,), это 30 % от общего числа учащихся.
Во время проведения методики оказалось, что у 3 испытуемых (Бакшук К., Разливкин И., Тупицын К.,) очень низкий уровень устойчивости внимания, это составляет 15 % от общего числа учащихся; у 7 испытуемых уровень устойчивости внимания низкий (Астаева А., Вычужанин Я., Деканов С., Кравчинских Д., Пехтерева В., Рагозина К., Семенова С., ), это составляет 35 % от общего числа учащихся; у 2 испытуемых (Курченко Е., Мингалев И.,) уровень устойчивости внимания среднего уровня, это 10 % от общего числа учащихся; у 3 испытуемых (Киселева А., Ломовцева А., Струнина Д.,) уровень устойчивости внимания находится на высоком уровне, это составляет 15 % от общего числа учащихся.
Таким образом, оказалось, что почти половина детей имеют признаки гиперактивного поведения. Это обусловило проведение констатирующего эксперимента.
На констатирующем этапе экспериментального исследования была разработана и апробирована с экспериментальной группой программа, включающая игры и игровые упражнения, направленные на снижение уровня гиперактивного поведения младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
На контрольном этапе исследования эксперимент был проведен еще раз с целью проверки эффективности проведенных занятий. В исследовании приняло участие 2 группы: контрольная и экспериментальная.
Проведя работу с использованием разработанной программы и сделав ее анализ, получились следующие результаты: после повторного проведения методики «Проставь значки» оказалось, что у 3 испытуемых (Бакшук К., Разливкин И., Тупицын К.,) уровень развития переключения и распределения внимания стал низким, это составляет 30 % от группы;у 7 испытуемых (Астаева А., Вычужанин Я., Деканов С., Пехтерева В., Рагозина К., Кравчинских Д., Семенова С.,) уровень развития переключения и распределения внимания стал средним, это составляет 70 % от группы.
После повторного проведения методики «Обведение контура» оказалось, что уровень концентрации внимания у 2 испытуемых (Бакшук К., Разливкин И.,) с очень низкого повысился до высокого, это составляет 20 % от всей группы; у 1 испытуемого (Рагозина К.,) уровень концентрации внимания со среднего повысился до высокого, это 10 % от всей группы; у 6 испытуемых (Астаева А., Вычужанин Я., Пехтерева В., Кравчинских Д., Семенова С., Тупицын К.,) уровень концентрации внимания с низкого повысился до высокого, это составляет 60 % от всей группы; у 1 испытуемого (Деканов С.,) уровень концентрации внимания не изменился, т.е. остался средним, это составляет 10 % от всей группы.
После повторного проведения методики «Пьерона-Рузера» у половины испытуемых (Бакшук К., Вычужанин Я., Рагозина К., Разливкин И., Тупицын К.,) уровень устойчивости внимания повысился до среднего, это составляет 50 % от всей группы; у половины ( Астаева А., Деканов С., Пехтерева В., Кравчинских Д., Семенова С.,) уровень устойчивости внимания стал высоким, это составляет 50 % от всей группы.
Результаты проведения контрольного эксперимента показали, что количество ошибок существенно изменилось. Проведенный сравнительный анализ ошибок, допущенных каждым учеником, показывает, что количество ошибок уменьшилось у каждого без исключения испытуемого – налицо общая положительная динамика. Можно сказать, что уровень гиперактивного поведения у учащихся младшего школьного возраста в среднем уменьшился на 20 %.
Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что разработанная программа может быть использована педагогами- психологами и теми людьми, кто посвящает себя детям и работе с ними в качестве методического пособия в практической работе с гиперактивными детьми младшего школьного возраста.
Данная работа оказала положительный результат на повышение интереса к выявлению гиперактивного поведения у детей младшего школьного возраста, что своевременная диагностика детей с гиперактивными синдромами позволяет выстроить схему комплексной психолого-педагогической помощи и создать благоприятные условия для преодоления отставания в развитии высших психических функций.
Таким образом можно сделать вывод о том, что если при работе в учебно – воспитательном процессе использовать разработанную программу, включающую игры и игровые упражнения, направленные на развитие внимания, мышления, координации движения, релаксацию, эмоционально- личностную сферу, то уровень гиперактивного поведения у младших школьников можно снизить.
Библиография:
- Безруких,М.М. Специфические нарушения поведения, характеризующиеся повышенной двигательной активностью, нарушениями внимания и импульсивностью [ Текст] / М.М. Безруких.- М.: Экспертный доклад, 2007.- 42 с.
- Губанова, Л. Из опыта работы с гиперактивными детьми [Текст] / Л.Губанова // Дош.воспитание.- 2008.- № 6.- С. 99-102
- Кучма,В.Р. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: распространенность, фпкторы риска [ Текст] / В.Р.Кучма.- М.: РАРОГЪ, 1993.- 224 с.