Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Применение некоторых инновационных педагогических
технологий в практике логопедической работы

Струкова  Мария  Васильевна,
учитель-логопед ГБОУ гимназии № 66
Приморского района Санкт-Петербурга
        Современная логопедическая наука находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях. Развивающая функция обучения стала приоритетной в современном образовательном процессе. Она должна обеспечить становление личности школьника, развить его умения применять знания и способствовать раскрытию индивидуальных способностей. Поэтому качество современного образования зависит не только от эффективного отбора его содержания, но и от выбора адекватных инструментов его передачи и усвоения. Работа учителя – логопеда в общеобразовательной школе является одной из составляющих всего единого процесса. Сформированная устная и письменная речь является залогом успешного обучения ребёнка, средством преодоления депривации, социальной адаптации в обществе.  В современной школе невозможно всестороннее развитие учащихся без использования современных образовательных технологий. Логопедия находится на стыке разных наук: педагогики, медицины, психологии.  И в своей практике использует и адаптирует к своим потребностям и нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда. Инновационные технологии в логопедической практике – это дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования лексико-грамматического строя при различных нарушениях речи и другие). Использование современного методического инструментария для развития и коррекции речи, формирования и развития универсальных учебных действий на логопедических занятиях позволяет разработать систему выявления, отслеживания, коррекции обучения, полноценной социализации детей.  Хочу поделиться своими наработками, а именно, как я использую некоторые инновационные технологии на своих занятиях.
Здоровьесберегающие, здоровьеформирующие (здоровьесозидающие) образовательные технологии. Федеральный государственный образовательный стандарт впервые определил здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования. Ранее большое внимание уделялось здоровьесберегающим и здоровьеформирующим технологиям. На данный момент вводится понятие «здоровьесозидания». Данный термин более широкий, полный, т.к. включает в себя и технологии здоровьесбережения и новые смыслы: созидания здоровья как качественно новой характеристики. Часто, группу учащихся с системными речевыми нарушениями составляют соматически ослабленные дети. А также, нарушения устной и письменной речи сопровождаются у детей: неустойчивостью внимания, повышенной истощаемостью эмоционально-волевой сферы и повышенной утомляемостью. Осуществление коррекционно-развивающих программ по развитию устной и письменной речи невозможно без применения технологии здоровьесозидания.  Цель данной технологии: обеспечить учащимся возможность сохранения и укрепления физического и психического здоровья, путём повышения адаптивных возможностей детского организма. Сформировать необходимые знания, умения, навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Для достижения данной цели на логопедических занятиях мною используются различные виды гимнастики, самомассажа.
Упражнения для развития общей моторки. Пальчиковая гимнастика. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Достаточная степень развития моторного и сенсорного компонентов двигательного анализатора и готовность руки к выполнению точных и сложных движений являются важными условиями полноценного овладения ребёнком учебными навыками, и в первую очередь навыками письма. Двигательные методы активизируют, восстанавливают и выстраивают взаимодействия  между различными уровнями психической деятельности. Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая учащимся упражнения, соответствующие их возрасту и возможностям. Данные упражнения помогают развитию речи, развивают качества внимания, операции мышления, память, воображение. Нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков, вызывают эмоциональный подъём, разрядку нервно-психического напряжения, повышают работоспособность.  
С этой же целью используется биоэнергопластика - совместные движения руки и артикуляционного аппарата. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений. Использование биоэнергопластики может существенно ускорить процесс коррекции неправильно произносимых звуков. Движение руки можно подобрать под любое артикуляционное упражнение, это могут делать и сами дети, что усиливает игровой эффект использования данной технологии и дополнительно будет стимулировать ребёнка к выполнению задания. Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка. Динамические упражнения способствуют нормализации мышечного тонуса, переключаемости движений. Делают  движения более точными, ритмичными. Статические упражнения развивают мышечную силу, что помогает ребёнку быстрее находить и принимать правильный артикуляционный уклад и пальчиковую позу.
А под влиянием кинезиологических тренировок, в организме происходят положительные структурные изменения. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии. Все виды гимнастик  можно использовать как самостоятельный компонент логопедического занятия, так и в структуре физкультминуток. По данному направлению работы мною систематизирован материал игр и игровых упражнений.
Самомассаж рук, лица. Целью самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса. Самомассаж является средством дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом. Целью логопедического самомассажа является, в первую очередь, стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также и нормализации мышечного тонуса мышц. В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей. Перед выполнением приёмов самомассажа дети должны принять спокойную расслабленную позу.  Обучение приёмам самомассажа осуществляется под руководством логопеда, который показывает каждый приём, сопровождая действие комментарием. Сначала выполнение массажного приёма выполняется детьми при наличии зрительного контроля (зеркало), а по мере усвоения – без него. Когда приёмы самомассажа будут освоены, можно их проводить под стихотворный текст или под специально подобранную тихую музыку. Это будет способствовать формированию чувства ритма. Процедуру самомассажа лучше проводить в игровой форме, по рекомендуемой педагогом схеме: массаж головы, лица, ушных раковин, губ, языка. Во время выполнения движений у ребёнка не должно быть ощущений дискомфорта.
Гимнастика для глаз используется в профилактических и оздоровительных целях. Специальные упражнения  для глаз способствуют: профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, снятию утомления с глаз,  расслаблению зрительной системы, положительно влияют на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения, на тренировку аккомодационных мышц, укрепление глазодвигательных мышц. Важно не только научить учащихся выполнять специальные упражнения в системе, но и привести их к пониманию необходимости заботы о своём зрении. Многофункциональность этого метода заключается в том, что специальные упражнения для глаз сопровождаются словесными текстами.Их содержание может соответствовать теме того занятия, на котором используется тот или иной комплекс гимнастики. Тем самым происходит активизация и обогащение словаря, совершенствуется лексико-грамматический строй речи. В процессе выполнения упражнений дети обучаются пространственной ориентировке и закрепляют пространственную терминологию: право, лево, вверху, внизу, далеко, близко, вокруг. Данные упражнения могут проводиться с речевым сопровождением, с предметами и без них, с применением картинок, плакатов и т.д. Упражнения для глаз часто сочетаются  с играми и заданиями, направленными на развитие общей и мелкой моторики. Специальные упражнения для глаз  могут включаться  в структуру физкультминуток. Выполнение общеразвивающих упражнений в сочетании с движениями глаз имеет общеукрепляющее влияние на организм ослабленного ребёнка.
Дыхательная гимнастика. Данные упражнения являются важным компонентом логопедической работы, а так же и профилактикой простудных заболеваний. Дыхательная гимнастика проводится как самостоятельная часть логопедического занятия, или включается в другие виды деятельности учащихся на  уроке. Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, достаточный объём дыхательного аппарата. В результате дыхательных упражнений возрастает объём, глубина, сила дыхательных мышц, нормализируется ритм дыхания, координируются дыхательные движения, и  улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма. При выполнении упражнений необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Нужно следить, чтобы ребёнок не поднимал плечи, не напрягал туловище, грудь, живот. Надо не допускать больших задержек дыхания, не набирать большое количество воздуха, следить за правильной направленностью воздушной струи, её силой и плавностью выдоха. Все  упражнения на дыхание начинаются с выдоха.
 Эмоциональные разрядки (минутки покоя). Нервная система ребёнка младшего школьного возраста далека от своего совершенства. Большинству детей с речевыми нарушениями свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Детям сложно контролировать процессы возбуждения и торможения нервной системы. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Релаксация - комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Ребёнку нужно дать почувствовать, что мышечное упражнение по его воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием. Умение распознать отдельные группы мышц, выделять их среди остальных, начинается с расслабления наиболее знакомых крупных мышц рук, ног, шеи, корпуса. Дети могут лучше почувствовать расслабление указанных мышц, если сначала дать им ощутить некоторое напряжение этих же мышц, продемонстрировать как неприятно состояние напряжённости. После этого мышцы расслабляются, и логопед подчёркивает комфортность данного состояния. При этом необходимо обращать внимание на то, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным. Расслабляющие упражнения можно проводить начале и в конце каждого занятия
Технология критического мышления через чтение и письмо.
Новые стандарты акцентируют внимание на личностно-ориентированном подходе в обучении, отличительной чертой которого является:
-более высокое восприятие и репродуцирование знаний;
- рождение новых идей;
- выход на исследование, выдвижение новых идей;
- поиск альтернативных решений проблем;
- собственное конструирование.
Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.  Ведь ученику важно не только получать знания, но и уметь сопоставлять, сравнивать различные точки зрения, связывать жизненный опыт с новой информацией. Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, необходимо максимально использовать известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи. Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи, у данных учащихся часто имеются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая важная задача: создание условий для активизации собственного высказывания. Одним из способов, помогающих развить речевые способности, является технология «Критическое мышление через чтение и письмо». Для своей работы я выбираю наиболее эффективные  приёмы данной технологии, исходя из учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, содержания учебного материала и собственных возможностей. Это позволяет превратить учение не только в нужный и полезный, но и в интересный процесс.
 Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. И использование данной схемы не всегда возможно при проведении логопедического занятия. Но использование некоторых методических приемов, стратегий данной технологии открывает новые возможности, которые помогают оптимизировать работу учителя-логопеда, способствует успешной коррекции всей речевой системы ребёнка.
Приём «Верные – неверные утверждения». Этот прием может быть началом урока. На этом этапе важно не только активизировать учащихся, помочь освежить в памяти все, что им известно по данной теме и те знания, умения и навыки, что пригодятся сегодня на уроке. Нужно и заинтересовать их, мотивировать.
В то же время, с помощью вопросов и предположений ограничивается круг вопросов, которые будут обсуждаться на уроке. Учащиеся уже в начале занятия могут наглядно увидеть, что им предстоит узнать, что из этого они уже знали или предполагали, а что является неожиданным, что противоречит их знаниям. Очень важно обратить на этот момент внимание, чтобы каждый из учеников получил в ходе урока ответы на те вопросы, которые у него возникли в самом начале — после работы с приемом.
Алгоритм работы приема ТРКМЧП "Верно — Не верно".
Учащиеся, выбирая «верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, систему правил). На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Учащимся предлагается обосновать свой ответ.
Приём  «Тонкие и толстые вопросы» может быть использован на любом этапе урока. Ученикам предлагается таблица с «толстыми и тонкими» вопросами. Дети должны «продолжить» вопросы, составить вопросы по теме. Это можно делать устно, письменно, индивидуально, в парах, в группе.
Тонкие вопросы Толстые вопросы
Что…?
Где…?
Для чего…?
Как…?
Когда…?
Объясните, почему …?
Предположите, что будет …?
Что, если …?
  В чем разница …?
Может ли …?
Верно ли …?
Что такое приставка?
Где она встречается в словах?
Для чего нужна приставка  в словах?
Как обозначается приставка?
Какие бывают приставки?
Почему называется приставка так?
Что будет, если не будет приставок?
В чем разница между приставкой и суффиксом?
 
Приём «Кластер»
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.   Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие.  Ученик записывает на листе ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.
 
Кластер – универсален. Он может быть использован на самых разных стадиях урока:
-  на стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности;
- на стадии осмысления – для структурирования учебного материала;
- на стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Этот приём очень оживляет урок, учащиеся не боятся свободно и открыто высказать своё мнение по поводу какой – либо темы, т.к. здесь принимаются любые суждения. В ходе работы всё неточное, неправильное можно исправить, а информацию дополнить. Ученики могут дать волю воображению, фантазии. Преимущества этого метода:
- позволяет охватить значительно больший объём материала;
- вовлекает всех учеников в обучающий процесс;
- активизирует творческую деятельность.
    Использование данного приёма способствует развитию системного мышления, способности к творческой переработке информации, учит анализировать, классифицировать, учит формулировать и высказывать своё мнение, т.е. способствует развитию монологической речи.
Особо хочется остановиться на таком приёме как дидактический синквейн. Эта технология органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий. Целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:
- способствует обогащению и актуализации словаря.
- является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
- носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но и способствует развитию психических процессов в целом.
Синквейн в коррекционной работе с детьми совершенствует не только словарь, но и развивает языковое чутье, формирует фразовую речь, ассоциативное мышление, помогает анализировать информацию, кратко излагать чувства и представления в нескольких словах. Умение сочинить дидактический синквейн требует от ребенка определённой подготовки, а от учителя-логопеда продуманной, планомерной работы. Первое время важна помощь, поощрение, образец к которому нужно стремиться. Использовать дидактический синквейн в работе, целесообразно, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Учащимся очень нравится этот приём работы. Они активно включаются в процесс творчества, с удовольствием подбирают слова, фразы. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово (тема). По части речи это местоимение или существительное. Во второй строке – находятся два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета. В третьей строке – содержатся три слова, которые описывают действия обычные для этого явления.  В четвертой строке — словосочетание или предложение, состоящие из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора к теме. Пятая строка – одно слово - существительное, связанное с первым, обобщающее слово по теме. Пример синквейна:
Предложение.
Простое, сложное
Побуждает, утверждает, спрашивает
Я люблю составлять предложения.
Мысль!
Дидактический синквейн создает условия для свободного выбора ребенком деятельности, выражения мыслей, благодаря ему возможна поддержка инициативы каждого ребенка.
Информационно-коммуникативные технологии. Цель использования технологии:
  •  формировать информационные мировоззрения, культуру, развивать информационные компетенции личности; формировать учебно-познавательную, информационную, общекультурную деятельность.
Использование ИКТ позволяет учителю:
- усилить образовательные эффекты;
- повысить качество усвоения материала;
- построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
- осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
- организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Использование ИКТ на логопедических занятиях повышают мотивацию, т.к. можно подобрать разные варианты преподнесения информации. Конечно же, они развивают творческие способности, положительно воздействуют на различные стороны речи, на активизацию неречевых высших психических функций. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства побуждает учителя осваивать новые неизведанные пространства. Использование ИКТ осуществляется мною по следующим направлениям:
- создание презентаций к логопедическим занятиям:
- создание наглядного материала с помощью Интернет ресурсов;
- использование готовых обучающих программ;
- видеоуроки;
- интернет программы;
- мультимедийные технологии (сказки, мультфильмы, физкультминутки);
 
Литература
  1. Бутова С.В. Оздоровительные упражнения на уроках. // «Начальная школа» 2006 №8 с.98
  2. Гладкова Н.Г. Использование технологии критического мышления на уроках литературы. Мастер-класс. Приложение к журналу «Методист» -2010.№ 5.- с.47
  3. Даутова О.Б., Иваньшина Е.В., Казачкова Т.Б. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Современный педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. Спб «Каро» 2013 г.
  4. Карасёва Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий. «Начальная школа» 2005 г. №11 с. 11
  5. Ковалько В.И.  Школа физкультминуток. 1-4 классы. ФГОС. М.: ВАКО 2016 г.
  6. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра. // «Начальная школа» 2006 №6 с.56
  7. Савватеева С.С. Как помочь ребёнку сохранить хорошее зрение. М. Вентана-Граф 2003
  8. Харитонова Л.А. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Изд. «Феникс» 2011 г.
    
 
 
 

 
 
 

 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»