Андреева Марина Юрьевна
Цель: развитие пространственной ориентировки.
Задачи: Коррекционно-образовательные:
- Дать детям элементарные представления об особенностях Африки.
- Уточнить представления детей о животных жаркой страны: внешний вид, характерные особенности.
- Закрепить представление детей о способах и особенностях передвижения человека в разных средах (закрепление видов транспорта)
Коррекционно-развивающие:
- Научить детей произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение .
- Развивать точную координацию движений, ловкость, концентрировать внимание на одном виде деятельности, активизировать моторику рук.
- Развивать пространственное восприятие, тактильно восприятие, мелкую моторику.
- Развивать логическое мышление.
Воспитательные:
- Создать веселое настроение, принести детям радость, новые впечатления, удовольствие. Оно должно проходить легко, непринужденно.
- Настраивать детей друг на друга ,создавать положительный фон в классе.
· Воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать бережное отношение к животному миру.
Оборудование:
игрушки-животные жарких стран, магнитофон, короба с песком, аквариум с водой, фланелеграф, карта Африки, фотографии животных, контурные изображения животных, изображение самолёта, плоскостные пазлы-вставки.
Предварительная работа: просмотр презентации «животные жарких стран»,рассматривание изображений животных, беседа о внешних признаках животных, чтение учителем стихотворений и загадок о животных, составление описательного рассказа по мнемотаблицам.
Организационный момент:
-Здравствуйте ребята! Давайте мы узнаем готовы ли вы к занятию. Ручки на месте, ножки на месте, голова на месте, глазки на месте, ушки на месте, а ротики на месте, а улыбки. Улыбнулись все друг другу.
-Но теперь к занятию точно мы готовы.
Ход урока:
-Посмотрите на улицу, какая погода сегодня?(холодно,пасмурно,снег).
-Да, за окном мороз, холод, снег, а мы сегодня отправимся с вами в очень жаркую страну и нам станет тепло и весело.
-Послушайте наш маршрут:
“Доплывем до Занзибара,
Поплутаем по Сахаре,
Поглядим Килиманджаро,
Погуляем с Гиппопо.”
-Мы с вами совершим путешествие в далёкую страну Африку! Посмотрите на карту, вот она! Изображая на карте Африку, использовали много желтого цвета. Как вы думаете, что обозначает желтый цвет? Африка – царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка.
“Африка! Африка!
Волшебная страна.
Отправимся мы в Африку,
Давно нас ждет она.
Увидим в жаркой Африке,
Как звери там живут…
Скорее едем в Африку, джунгли нас ждут!”.
- Итак, в путь!
-А как же нам туда попасть? Посмотрите на доску, что это?(самолёт)? Правильно, мы полетим на самолёте!
(Детям на парты ставятся вибро-массажёры, ученики кладут руки на массажёры и учитель читает стихротворение, под расслабляющий вибро- массаж рук)
Полетит наш самолёт.
Сделал правый поворот,
Сделал левый поворот,
Крыльями покачал,
Загудел и задрожал.
Начинается полёт.
Полетел наш самолёт.
Вот закончился полёт,
Приземлился самолёт.
(Фон под песню «Красной шапочки» на сл. А.Рыбникова).
-Вот мы и добрались до Африки. (На доске карта Африки).
(На парты расставляются короба, наполненные тёплым песком).
-В Африке много пустынь.
-Что такое пустыня, как вы думаете? (пустыня от слова пусто, пустынно)
-Совершим небольшую прогулку по пустыне. Здесь дуют горячие ветра, годами не бывает дождей.
-Кажется, в пустыне не может быть животных?Давайте посмотрим так ли это?
Игра «Найди в пустыне».
Цель: развитие ориентировки в пространстве.
- Руками дотроньтесь, и раскопайте в верхнем правом углу!(Дети копают пеок)
-Кто это, живёт в пустыне? Кого вы потревожили?(Это жираф).
-Как вы догадались, что это жираф?(Длинная шея, в коричневых пятнышках).
“Тут входит голову задрав
Не потому, что важный граф
Не потому, что гордый нрав
А потому, что он …(жираф)
-Теперь потрогайте песок в левом верхнем углу!Кто это?(Это слон)
-Как вы догадались? (Большой, есть длинный нос-хобот, и большие уши).
-Теперь потрогайте песок в левом нижнем углу! Кто это?(Это обезьяна).
-А в правом нижнем углу, тоже кто-то есть? Кто это(Это зебра).
-А почему вы решили что это зебра?(чёрные плоски и белые).
-Теперь давайте пороем в центре! Кто это?(Это лев)
-Как вы его узнали?(У него большая грива, длинный хвост).
-А наше путешествие продолжается.
-Здесь берут свое начало многие реки Африки: Нил, Конго, Замбези, Лимпопо.
(На парты выставляются аквариумы, наполненные водой)
-А какие ещё есть обитатели Африки? Давайте посмотрим, заодно искупаемся, уж очень жарко!
(Детям предлагается достать со дна ракушки, камушки, и найти ещё животное Африки-крокодила).
“А по реке плывет бревно
Ох, и злючее оно
Тем, кто в речку угодил
Нос откусит…” (крокодил) (показать)
-По берегам рек растут лимоновые и апельсиновые деревья, кокосовые пальмы, бананы.
-Посмотрите, по этим деревьям прыгают обезьяны. А давайте и мы немного порезвимся! Физкультминутка.
Мы, ребята,-обезьяны, (руки согнуты в локтях, пальцы раздвинуты).
И живём мы в жарких странах. (сжимают и разжимают пальцы перед ртом)
Любим мы жевать бананы,
Бросать кокосы, (поднимают и опускают руки).
Качать лианы.
Открывать пошире рот (широко открывают рот, вытягивают язык)
И дразнить честной народ. (кривляются)
Показать руками ушки (потянуть себя за уши)
И пошлёпать по макушке, (легко постучать себя ладонями по макушке).
А теперь остановились (опустить руки на парту)
И на место опустились.
Игра «Найди место».
Детям раздаются деревянные вкладыши с изображением животных Африки. Ученики раскладывают пазлы по инструкции учителя.
-Саша, возьми слона и поставь его в верхний правый угол! Теперь найди жирафа, и помести его в верхний левый угол!
-Стёпа! Возьми льва и поставь его в центре картинки!
(Дети распределяют всех животных на свои места, с помощью воспитателя).
-Какие вы молодцы, у вас всё получилось, нашли каждому животному своё место!
Игра «Фотография на память»
- Ребята, давайте на память сфотографируем животных, которых мы видели!(Дети имитируют движения с фотоаппаратом, на фланелеграфе учитель закрепляет фотографии животных).
-Где живут эти животные?(В Африке).
-Как мы их можем назвать?(животные жарких стран)
-Возьмите, пожалуйста, фото зебры и поместите на карту Африки в верхнем левом углу! А слона поместите в нижнем правом углу! Жирафа поставьте в центр карты! А весёлых обезьян в верхний правый угол! Льва давайте прикрепим в нижний левый угол!
Игра «Чего не хватает?».
Цель: закреплять знания о внешнем виде животных жарких стран.
(На парту детям раздаётся нарисованная фотоплёнка с изображениями животных и в тарелочках элементы частей тела животных: хобот, грива, уши, хвост, полоски чёрные).
-Ребята! Смотрите, мы проявили наши фотографии с животными Африки, но у каждого из животных чего-то не хватает7Давайте исправим, что забыли проявить на фотографиях!(Дети раскладывают части тела животных с помощью учителя).
Итог урока:
-Скажите, понравилось вам наше путешествие? Я очень надеюсь, что вам понравилось путешествие по Африке, что вы узнали много интересного и многих обитателей Африки! Каких вы запомнили животных?
-Слона, жирафа, зебру, крокодила!
-А как их можно назвать? Это, какие животные?
-Животные жарких стран!
-Ну, что ребята молодцы! Вы очень хорошо работали на уроке!Стёпа,умница!Саша,старалась!Настя,молодец!
-На этом наше занятие закончилось. До свидания Африка. До скорых встреч. До свидания!
-Ой, смотрите, обезьянки передали вам свои подарки в корзинке. (детям раздают бананы)!