Особенности профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья
Петрова Юлия Евгеньевна
Наиважнейшими особенностями занятий по профориентации для детей с ограниченными возможностями здоровья являются неоднородность групп детей, выделяемых по принципу ОВЗ, которые характеризуются специфическими психологическими, познавательными, эмоциональными, волевыми процессами, а также особенностями личностного развития, межличностных отношений и общения.Таким образом, в профессиональном консультировании должны реализоваться строго индивидуальный и личностно ориентированный подходы, преобладание индивидуальных форм работы над групповыми. Проф.ориентационной работе должно предшествовать знакомство с результатами психодиагностики и медицинской диагностики, имеющимися в личном деле школьника. Необходимо также учитывать специфику его основного заболевания.
Биологическое неблагополучие, являясь предпосылкой нарушения взаимодействия с находящимся вокруг миром, обусловливает зарождение отклонений в психическом развитии.
Уровень психического становления ребят и подростков с ОВЗ находится в зависимости не лишь от времени возникновения, характера причем даже степени выраженности изначального (биологического по собственной природе) нарушения становления, но и от качества предыдущего преподавания и воспитания.
Спектр отличий в развитии деток и школьников с ОВЗ необыкновенно велик: от ребят, фактически неплохо развивающихся, испытывающих кратковременные и сравнительно просто устранимые проблемы, до деток с необратимыми и тяжкими поражениями ЦНС; от деток, способных при специальной поддержке учиться на одинаковых с неплохо развивающимися сверстниками, до ребят, нуждающихся в приспособленной к их вероятностям персональной программе образования. При данном настолько воплощенный спектр отличий имеется не лишь в группе с ОВЗ в целом, но и в любой входящей в нее категории.
Все данные специфики осложняют проф.ориентационную работу с данными группами. Трудности появляются как на шаге подбора методического инвентаря для диагностики, так и в момент выбора профиля проф. подготовки.
Профессионалами сознается, что проф.консультирование и профориентация для школьников с ОВЗ имеют собственную специфику, но исследование идущих в ногу со временем моделей проф. самоопределения подростков с ОВЗ стартовала исключительно в последнее время и представлена очень схематично.
Персональное проф. консультирование молодых людей с ОВЗ обязано основываться на знании их половозрастных особенностей.
К примеру, нужно припоминать, что младшие школьники характеризуются завышенной утомляемостью, а старшие — более энергичны. У младших школьников еще не закончилась генеральная перестройка организма, а старшие — адаптировались к произошедшим в их организме биологическим и гормональным переменам. Младшие школьники устремляются подражать сверстникам — быть как все, а старшие — выделиться из среды, различаться от друзей. Значительно различаются помимо прочего юноши и молодые женщины этого возраста.
В умелое консультирование и профориентацию молодых людей с ОВЗ структурно срабатывают последующие виды работы:
1) тест последствий медико-психологического обследования (в взаимосвязи с наличием у молодых людей на базе основного недостатка в развитии разных нарушений в психическом здоровье);
2) психолого-педагогическое обследование (поскольку в ходе изучения, воспитания, становления у данных ребят появляются специфические трудности);
3) социально-психологическое консультирование, помогающее школьнику с ОВЗ срабатывать как в небольшие группы, так и в более обширное общественное окружение.
Этим образом, личное умелое консультирование, с одной стороны, основывается на совокупных принципах проф.ориентационной работы, с другой — имеет собственную организационную специфику. В его базе лежит гуманистический подход.
Как субъект своей жизни ребенок с ОВЗ имеет мотивы и стимулы к развитию собственного неподражаемого внутреннего мира. Его активность ориентирована на адаптацию и самореализацию, он, как правило, способен нести обязанность за собственную жизнь в условиях урезанных возможностей.
Требуемым условием консультирования школьников с ОВЗ считается их стремление консультироваться — получать поддержка в разрешении вопросов (затруднений), обусловленных психологическими первопричинами, также готовность принять обязанность за свое умелое будущее.
Границы данной ответственности у школьников с ОВЗ варьируют от высочайшей активности и самостоятельности, когда школьник на самом деле считается владельцем своей жизни и сам рвется выискивать выход из затруднительных обстановок, до высочайшей инфантильности и зависимости от иных. И так как инфантильность считается популярной чертой школьников с ОВЗ, в процессе проф. консультирования нужно решать Особые воздействия для побуждения (актуализации) личной активности и ответственности консультируемого: положительный настрой, закрепление веры в его силы и возможности.
В рамках комплексного подхода к проф.консультированию великое значение имеет привлечение к данной работе воспитателей и опекунов молодых людей с ОВЗ.
В личном проф консультировании молодых людей с ОВЗ, как ни в котором ином, нужно будет применять разные формы работы, такие, как массовые тренинги по отработке мастерски важных умений, ролевые игры, дозволяющие примерить разные проф. роли, просмотр и дискуссия видеоматериалов и т.п.
В проф.консультационной работе с школьниками, имеющими ОВЗ, психолог-консультант обязан держаться конкретных принципов:
• умения показывать эмпатию, рефлексию, приятие;
• толерантности по отношению к людям с ОВЗ, их надеждам, ужасам и личным затруднениям;
• открытости к восприятию, вполне возможно, вздорных, незрелых суждений школьников с ОВЗ;
• готовности к работе со экспертами соседних областей (дефектологами, психиатрами, педиатрами, невропатологами и др.).
Молодые люди с ОВЗ нередко считаются лабильными и чрезвычайно сензитивными не лишь к содержанию, но и к форме всякого выражения, потому очень важно исполнять этико-психологические правила коммуникативного действия на них.
С плодами диагностического исследования молодых людей с ОВЗ необходимо начинать знакомить с положительной информацией, для того чтоб чувственно разместить их к восприятию сведений о лимитированиях в области выбора профессий.
Ту информацию, которая может вызывать отрицательные впечатления и чувства, вполне возможно отдать посреди общения консультанта и школьника с ОВЗ.
Методический инструментарий для претворения в жизнь проф диагностики обязан быть адекватен уровню становления и необыкновенностям самочувствия школьника. При выборе профессии нужно предусматривать его типологические и индивидуально-личностные необыкновенности, и еще возможности развития.
Весомой задачей комплексной профориентации считается составление у детей с ОВЗ проф. выбора и мотивации к работы, адекватной их вероятностям, ибо они претерпевают проблемы последующего характера:
• из-за ограничений в познании мира вокруг нас нередко мало сформированы их представления о видах проф. деятельности;
• ориентация на получение популярных профессий может затруднить трудоустройство вследствие высочайшей конкуренции на рынке труда;
• составление проф.планов затруднено в следствии недоступности сети специализированных учебных заведений, позволяющих получить избранную профессию.
Учитывая данные необыкновенности, нужно исполнять принцип соотношения избираемой профессии интересам, предрасположенностям, возможностям и полномочиям школьника, соотнесенным с настоящим состоянием его самочувствия и имеющимися лимитированиями. Помимо того, ребенок обязан обдумывать возможности самореализации в грядущей проф. деятельности.
Подводя результаты рассмотрения трудности комплексного подхода к профориентации детей с ОВЗ, вполне возможно сделать последующие выводы:
- целенаправленную проф.ориентационную работу с детками, имеющими ОВЗ, надлежит проводить начиная со старшего дошкольного возраста. Данная работа обязана включать в себя обширное проф. информирование, основанное на сюжетно-ролевых играх;
- профессиональное ориентирование деток с ОВЗ надо совершать комплексно, вовлекая в данный процесс всевозможных профессионалов и родителей;
- методический инструментарий для определения типологических отличительных черт персоны, выбирающей профессию, обязан быть адаптирован к полномочиям ребенка с ОВЗ;
- важно в протяжении всего периода профориентации корректировать проф. намерения каждого малыша согласно с его возможностями;
- на базе исправления проф. проектов подходяще проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию свойств, требуемых для овладения той или же другой профессией.