Методическая разработка
Индивидуальный образовательный маршрут
речевого развития ребенка с моторной алалией
речевого развития ребенка с моторной алалией
Загребайло Татьяна Николаевна
- Понимание обращенной речи - обращённую речь понимает.
- Нарушение звукопроизношения - полиморфное нарушение звукопроизношения свистящих (межзубный сигматизм (С, С᾿, З, З᾿, Ц)); сонорных звуков (ротацизм Р, Р᾿).
- Звуко- слоговая структура - слоговая структура слов нарушена (перестановка, пропуск слогов).
- Фонематический слух - фонематический слух нарушен. Не может повторить ряд оппозиционных слогов близких по звучанию как простых, так и сложных по артикуляции.
- Фонематические функции - фонематические функции не сформированы. Путает понятия звук и слог. Не всегда выделяет первый звук в слове, редко – последний. Не может определить последовательность звуков в слове, а, также, количество звуков в слове. Не способен синтезировать звуки в слово и придумать слово на заданный звук.
- Словарный запас - беден.
- Грамматический строй речи - много аграмматизмов. Допускает множество ошибок в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительных) и словообразовании (образовании слов, названий детёнышей животных, относительных и притяжательных прилагательных).
- Состояние связной речи - связная речь плохо сформирована. Испытывает трудности при составлении предложений. Не может выложить картинки по смыслу.
Этапы работы | Направления работы | Коррекционно-речевые задачи | Рекомендованные игры и задания |
Подготовительный этап | Сенсорное развитие |
|
|
Развитие психических функций |
|
|
|
Развитие мелкой моторики |
|
|
|
Развитие общих речевых навыков |
|
|
|
Основной этап | Коррекция звукопроизношения |
|
|
Работа над звукослоговой структурой слова (индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребёнком звуков) |
|
…несёт лейку(банку, куклу) рис…лепит куклу (кошку, машину) …рисует собаку (машину, козу) …ловит бабочку (муху) |
|
Развитие фонематического слуха, подготовка к обучению грамоте |
|
|
|
Развитие словаря |
|
|
|
Совершенствование грамматического строя речи |
|
1. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам. 2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам (дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по конюшне, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам, жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о белках).
|
|
Развитие связной речи | 1. Составлять простые распространённые предложения. 2. Обучать задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом. 3. Обучать составлению описательных рассказов по лексическим темам. 4. Работать над диалогической речью 5. Обучать пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ). |
|
Методическая разработка
«Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка с моторной алалией»
- Понимание обращенной речи - обращённую речь понимает.
- Нарушение звукопроизношения - полиморфное нарушение звукопроизношения свистящих (межзубный сигматизм (С, С᾿, З, З᾿, Ц)); сонорных звуков (ротацизм Р, Р᾿).
- Звуко- слоговая структура - слоговая структура слов нарушена (перестановка, пропуск слогов).
- Фонематический слух - фонематический слух нарушен. Не может повторить ряд оппозиционных слогов близких по звучанию как простых, так и сложных по артикуляции.
- Фонематические функции - фонематические функции не сформированы. Путает понятия звук и слог. Не всегда выделяет первый звук в слове, редко – последний. Не может определить последовательность звуков в слове, а, также, количество звуков в слове. Не способен синтезировать звуки в слово и придумать слово на заданный звук.
- Словарный запас - беден.
- Грамматический строй речи - много аграмматизмов. Допускает множество ошибок в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительных) и словообразовании (образовании слов, названий детёнышей животных, относительных и притяжательных прилагательных).
- Состояние связной речи - связная речь плохо сформирована. Испытывает трудности при составлении предложений. Не может выложить картинки по смыслу.
Этапы работы | Направления работы | Коррекционно-речевые задачи | Рекомендованные игры и задания |
Подготовительный этап | Сенсорное развитие |
|
|
Развитие психических функций |
|
|
|
Развитие мелкой моторики |
|
|
|
Развитие общих речевых навыков |
|
|
|
Основной этап | Коррекция звукопроизношения |
|
|
Работа над звукослоговой структурой слова (индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребёнком звуков) |
|
…несёт лейку(банку, куклу) рис…лепит куклу (кошку, машину) …рисует собаку (машину, козу) …ловит бабочку (муху) |
|
Развитие фонематического слуха, подготовка к обучению грамоте |
|
|
|
Развитие словаря |
|
|
|
Совершенствование грамматического строя речи |
|
1. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам. 2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам (дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по конюшне, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам, жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о белках).
|
|
Развитие связной речи | 1. Составлять простые распространённые предложения. 2. Обучать задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом. 3. Обучать составлению описательных рассказов по лексическим темам. 4. Работать над диалогической речью 5. Обучать пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ). |
|
Методическая разработка
«Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка с моторной алалией»
- Понимание обращенной речи - обращённую речь понимает.
- Нарушение звукопроизношения - полиморфное нарушение звукопроизношения свистящих (межзубный сигматизм (С, С᾿, З, З᾿, Ц)); сонорных звуков (ротацизм Р, Р᾿).
- Звуко- слоговая структура - слоговая структура слов нарушена (перестановка, пропуск слогов).
- Фонематический слух - фонематический слух нарушен. Не может повторить ряд оппозиционных слогов близких по звучанию как простых, так и сложных по артикуляции.
- Фонематические функции - фонематические функции не сформированы. Путает понятия звук и слог. Не всегда выделяет первый звук в слове, редко – последний. Не может определить последовательность звуков в слове, а, также, количество звуков в слове. Не способен синтезировать звуки в слово и придумать слово на заданный звук.
- Словарный запас - беден.
- Грамматический строй речи - много аграмматизмов. Допускает множество ошибок в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительных) и словообразовании (образовании слов, названий детёнышей животных, относительных и притяжательных прилагательных).
- Состояние связной речи - связная речь плохо сформирована. Испытывает трудности при составлении предложений. Не может выложить картинки по смыслу.
Этапы работы | Направления работы | Коррекционно-речевые задачи | Рекомендованные игры и задания |
Подготовительный этап | Сенсорное развитие |
|
|
Развитие психических функций |
|
|
|
Развитие мелкой моторики |
|
|
|
Развитие общих речевых навыков |
|
|
|
Основной этап | Коррекция звукопроизношения |
|
|
Работа над звукослоговой структурой слова (индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребёнком звуков) |
|
…несёт лейку(банку, куклу) рис…лепит куклу (кошку, машину) …рисует собаку (машину, козу) …ловит бабочку (муху) |
|
Развитие фонематического слуха, подготовка к обучению грамоте |
|
|
|
Развитие словаря |
|
|
|
Совершенствование грамматического строя речи |
|
1. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам. 2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам (дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по конюшне, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам, жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о белках).
|