Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Методическая разработка
Индивидуальный образовательный маршрут
речевого развития ребенка с моторной алалией
Загребайло Татьяна Николаевна
  1. Понимание обращенной речи - обращённую речь понимает.
  2. Нарушение звукопроизношения - полиморфное нарушение звукопроизношения свистящих (межзубный сигматизм (С, С᾿, З, З᾿, Ц)); сонорных звуков (ротацизм Р, Р᾿).
  3. Звуко- слоговая структура - слоговая структура слов нарушена (перестановка, пропуск слогов).
  4.  Фонематический слух - фонематический слух нарушен. Не может повторить ряд оппозиционных слогов близких по звучанию как простых, так и сложных по артикуляции.
  5. Фонематические функции - фонематические функции не сформированы. Путает понятия звук и слог.  Не всегда выделяет первый звук в слове, редко – последний. Не может определить последовательность звуков в слове, а, также, количество звуков в слове. Не способен синтезировать звуки в слово и придумать слово на заданный звук.
  6. Словарный запас - беден.
  7. Грамматический строй речи - много аграмматизмов. Допускает множество ошибок в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительных) и словообразовании (образовании слов, названий детёнышей животных, относительных и притяжательных прилагательных).
  8. Состояние связной речи - связная речь плохо сформирована. Испытывает трудности при составлении предложений. Не может выложить картинки по смыслу.
По результатам диагностики определён следующий индивидуальный маршрут развития:
Этапы работы Направления работы Коррекционно-речевые задачи Рекомендованные игры и задания
Подготовительный этап Сенсорное развитие
  1. Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус).
  2. Закрепить знание основных цветов и оттенков, форме и величине предметов, обогатить представления о них.
  1. Упражнения в узнавании, классификации, сравнении, цвета, формы, величины предметов геометричесумх. фигур.
  2. Использовать телесно-ориентированные упражнения, глазодвигательные упражнения, релаксационные упражнения, растяжки, самомассаж.
  Развитие психических функций
  1. Развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств.
  2. Совершенствовать, характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать.
  3. Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения, исключать стереотипность мышления.
  1. Рекомендуемые игры и упражнения: «Где постучали?», «Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай шепот»1, «Где поет птичка?», «Жмурки с колокольчиком», «Найди бубенчик», «Поймай барабанщика», «Сложи радугу», «Теплые и холодные цвета», «Цветные колпачки», «Чудесный мешочек», «Что в мешочке» и т. п
  Развитие мелкой моторики
  1. Развивать мелкую моторику рук и совершенствовать графические навыки.
  1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода обучения).
  2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
  3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.
  4. Печатание пройденных букв в тетради.
  5. Использовать пальчиковую гимнастику по всем лексическим темам и при знакомстве с изучаемыми буквами.
  6. Использование массажных упражнений.
  7. Выкладывать изображения и буквы с помощью спичек, верёвочки, природных материалов.
  8. Использовать пальчиковую гимнастику, по всем лексическим темам, кинезиологические пальчиковые упражнения («кулак-ребро-ладонь» и пр.) .
  9.  Лепка, аппликация, рисование.
  Развитие общих речевых навыков
  1. Вырабатывать чёткие, координированные движения органов речевого аппарата.
  2. Формировать правильное речевое дыхание.
  3. Работать над постановкой диафрагмального дыхания.
  4. Работать над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.
  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Дыхательная гимнастика.
Основной этап Коррекция звукопроизношения
  1. Разрабатывать речевой аппарат, подготовка его к постановке звуков.
  2. Сформировать правильное произношение и первоначальное закрепление неправильно произносимых звуков и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).
  3. Автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, словосочетаниях, связной речи.
  1. Проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики.
  2. Постановка свистящих звуков.
  3. Автоматизация свистящих звуков.
  Работа над звукослоговой структурой слова
(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребёнком звуков)
  1. Учить отвечать на вопросы: «Кто это?», «Что он (она) делает?»
  2. Составление предложений типа «именительный падеж + согласованный глагол +прямое дополнение»
  1. Плавно переключаться со слога на слог.
  2. Плавно произносить стечения согласных в рамках одного слога.
  3. Я ем кашу (котлету, лапшу)
Маша пьет воду
…несёт лейку(банку, куклу)
рис…лепит куклу (кошку, машину)
…рисует собаку (машину, козу)
…ловит бабочку (муху)
  Развитие фонематического слуха, подготовка к обучению грамоте
  1. Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).
  2. Развивать слуховое внимание на материале гласных звуков.
  3. Развивать слуховое внимание на материале согласных звуков.
  4. Знакомить с буквами.
  5. Формировать умение осознанно читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами.
  1. Знакомство с гласными звуками [а], [у], [о], [и], [ы], [э],  
  2. Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков (ау, уа, оуа и др.).
  3. Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т.п.).
  4. Подбор слов на гласные звуки.
  5. Знакомство с согласными звуками. Совершенствованиеумения выделять звук из ряда звуков, на фоне слога, слова.
  6. Знакомство с понятиями: «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук».
  7. Выделение изучаемых согласных звуков из слова (начало, конец, середина).
  8. Определение последовательности звуков в слоге, слове.
  9. Определение количества звуков в слоге, слове.
  10. Определение ударного слога, звука в слове.
  11. Составление звуко-слоговой схемы слов.
  12. Выкладывание слогов, слов из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.
  13. Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами.
 
  1. Читать слоги, слова.
  Развитие словаря
  1. Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.
  2. Упражнять в словоизменении.
  3. Упражнять в словообразовании.
  1. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами 
  2. Обогащение активного словаря сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.
  3. Обогащение активного словаря прилагательными с уменьшительными суффиксами, «Назови ласково» прилагательными.
  4. «Вырастим слова»
  5. «Назови наоборот»
  6. «Из чего что сделано»
  7. «Большой и маленький»
  8. Дальнейшее овладение приставочными глаголами.
  9. Практическое овладение всеми простыми предлогами.
.
  Совершенствование грамматического строя речи
  1. Формировать грамматические категории имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий (по лексическим темам)
  2. Формировать навыки правильного согласования имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий.
  3. Формировать навыки грамматически правильного составления предложений.
  4. Формировать навыки анализа предложений и составления графических схем предложений.
1. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам.
2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам (дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по конюшне, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам, жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о белках).
  1. Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам (листочек, картошечка, пальтишко; кругленький).
  2. Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами (медведище, головища) и суффиксами единичности(горошинка, клюквинка).
5.        Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным (косой заяц, голубая стрекоза, длинноногие журавли; быстрая, проворная, стремительная ласточка).
  1. Закрепление умения образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах (собираться, притаиться; улетает, улетел, улетит).
  2.  Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растёт, яблоки растут).
  3. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
  4. Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои.
.
  1. Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.
  Развитие связной речи 1. Составлять простые распространённые предложения.
2. Обучать задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.
3. Обучать составлению описательных рассказов по лексическим темам.
4. Работать над диалогической речью
5. Обучать пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).
  1. Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
  2. Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.
  3. Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.
  4. Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.
  5. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно
    составленному плану.
 
 Методическая разработка
«Индивидуальный образовательный   маршрут речевого развития ребенка с моторной алалией»
 

 
  1. Понимание обращенной речи - обращённую речь понимает.
  2. Нарушение звукопроизношения - полиморфное нарушение звукопроизношения свистящих (межзубный сигматизм (С, С᾿, З, З᾿, Ц)); сонорных звуков (ротацизм Р, Р᾿).
  3. Звуко- слоговая структура - слоговая структура слов нарушена (перестановка, пропуск слогов).
  4.  Фонематический слух - фонематический слух нарушен. Не может повторить ряд оппозиционных слогов близких по звучанию как простых, так и сложных по артикуляции.
  5. Фонематические функции - фонематические функции не сформированы. Путает понятия звук и слог.  Не всегда выделяет первый звук в слове, редко – последний. Не может определить последовательность звуков в слове, а, также, количество звуков в слове. Не способен синтезировать звуки в слово и придумать слово на заданный звук.
  6. Словарный запас - беден.
  7. Грамматический строй речи - много аграмматизмов. Допускает множество ошибок в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительных) и словообразовании (образовании слов, названий детёнышей животных, относительных и притяжательных прилагательных).
  8. Состояние связной речи - связная речь плохо сформирована. Испытывает трудности при составлении предложений. Не может выложить картинки по смыслу.
По результатам диагностики определён следующий индивидуальный маршрут развития:
Этапы работы Направления работы Коррекционно-речевые задачи Рекомендованные игры и задания
Подготовительный этап Сенсорное развитие
  1. Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус).
  2. Закрепить знание основных цветов и оттенков, форме и величине предметов, обогатить представления о них.
  1. Упражнения в узнавании, классификации, сравнении, цвета, формы, величины предметов геометричесумх. фигур.
  2. Использовать телесно-ориентированные упражнения, глазодвигательные упражнения, релаксационные упражнения, растяжки, самомассаж.
  Развитие психических функций
  1. Развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств.
  2. Совершенствовать, характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать.
  3. Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения, исключать стереотипность мышления.
  1. Рекомендуемые игры и упражнения: «Где постучали?», «Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай шепот»1, «Где поет птичка?», «Жмурки с колокольчиком», «Найди бубенчик», «Поймай барабанщика», «Сложи радугу», «Теплые и холодные цвета», «Цветные колпачки», «Чудесный мешочек», «Что в мешочке» и т. п
  Развитие мелкой моторики
  1. Развивать мелкую моторику рук и совершенствовать графические навыки.
  1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода обучения).
  2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
  3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.
  4. Печатание пройденных букв в тетради.
  5. Использовать пальчиковую гимнастику по всем лексическим темам и при знакомстве с изучаемыми буквами.
  6. Использование массажных упражнений.
  7. Выкладывать изображения и буквы с помощью спичек, верёвочки, природных материалов.
  8. Использовать пальчиковую гимнастику, по всем лексическим темам, кинезиологические пальчиковые упражнения («кулак-ребро-ладонь» и пр.) .
  9.  Лепка, аппликация, рисование.
  Развитие общих речевых навыков
  1. Вырабатывать чёткие, координированные движения органов речевого аппарата.
  2. Формировать правильное речевое дыхание.
  3. Работать над постановкой диафрагмального дыхания.
  4. Работать над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.
  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Дыхательная гимнастика.
Основной этап Коррекция звукопроизношения
  1. Разрабатывать речевой аппарат, подготовка его к постановке звуков.
  2. Сформировать правильное произношение и первоначальное закрепление неправильно произносимых звуков и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).
  3. Автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, словосочетаниях, связной речи.
  1. Проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики.
  2. Постановка свистящих звуков.
  3. Автоматизация свистящих звуков.
  Работа над звукослоговой структурой слова
(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребёнком звуков)
  1. Учить отвечать на вопросы: «Кто это?», «Что он (она) делает?»
  2. Составление предложений типа «именительный падеж + согласованный глагол +прямое дополнение»
  1. Плавно переключаться со слога на слог.
  2. Плавно произносить стечения согласных в рамках одного слога.
  3. Я ем кашу (котлету, лапшу)
Маша пьет воду
…несёт лейку(банку, куклу)
рис…лепит куклу (кошку, машину)
…рисует собаку (машину, козу)
…ловит бабочку (муху)
  Развитие фонематического слуха, подготовка к обучению грамоте
  1. Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).
  2. Развивать слуховое внимание на материале гласных звуков.
  3. Развивать слуховое внимание на материале согласных звуков.
  4. Знакомить с буквами.
  5. Формировать умение осознанно читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами.
  1. Знакомство с гласными звуками [а], [у], [о], [и], [ы], [э],  
  2. Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков (ау, уа, оуа и др.).
  3. Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т.п.).
  4. Подбор слов на гласные звуки.
  5. Знакомство с согласными звуками. Совершенствованиеумения выделять звук из ряда звуков, на фоне слога, слова.
  6. Знакомство с понятиями: «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук».
  7. Выделение изучаемых согласных звуков из слова (начало, конец, середина).
  8. Определение последовательности звуков в слоге, слове.
  9. Определение количества звуков в слоге, слове.
  10. Определение ударного слога, звука в слове.
  11. Составление звуко-слоговой схемы слов.
  12. Выкладывание слогов, слов из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.
  13. Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами.
 
  1. Читать слоги, слова.
  Развитие словаря
  1. Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.
  2. Упражнять в словоизменении.
  3. Упражнять в словообразовании.
  1. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами 
  2. Обогащение активного словаря сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.
  3. Обогащение активного словаря прилагательными с уменьшительными суффиксами, «Назови ласково» прилагательными.
  4. «Вырастим слова»
  5. «Назови наоборот»
  6. «Из чего что сделано»
  7. «Большой и маленький»
  8. Дальнейшее овладение приставочными глаголами.
  9. Практическое овладение всеми простыми предлогами.
.
  Совершенствование грамматического строя речи
  1. Формировать грамматические категории имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий (по лексическим темам)
  2. Формировать навыки правильного согласования имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий.
  3. Формировать навыки грамматически правильного составления предложений.
  4. Формировать навыки анализа предложений и составления графических схем предложений.
1. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам.
2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам (дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по конюшне, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам, жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о белках).
  1. Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам (листочек, картошечка, пальтишко; кругленький).
  2. Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами (медведище, головища) и суффиксами единичности(горошинка, клюквинка).
5.        Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным (косой заяц, голубая стрекоза, длинноногие журавли; быстрая, проворная, стремительная ласточка).
  1. Закрепление умения образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах (собираться, притаиться; улетает, улетел, улетит).
  2.  Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растёт, яблоки растут).
  3. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
  4. Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои.
.
  1. Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.
  Развитие связной речи 1. Составлять простые распространённые предложения.
2. Обучать задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.
3. Обучать составлению описательных рассказов по лексическим темам.
4. Работать над диалогической речью
5. Обучать пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).
  1. Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
  2. Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.
  3. Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.
  4. Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.
  5. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно
    составленному плану.
 
 Методическая разработка
«Индивидуальный образовательный   маршрут речевого развития ребенка с моторной алалией»
 

 
  1. Понимание обращенной речи - обращённую речь понимает.
  2. Нарушение звукопроизношения - полиморфное нарушение звукопроизношения свистящих (межзубный сигматизм (С, С᾿, З, З᾿, Ц)); сонорных звуков (ротацизм Р, Р᾿).
  3. Звуко- слоговая структура - слоговая структура слов нарушена (перестановка, пропуск слогов).
  4.  Фонематический слух - фонематический слух нарушен. Не может повторить ряд оппозиционных слогов близких по звучанию как простых, так и сложных по артикуляции.
  5. Фонематические функции - фонематические функции не сформированы. Путает понятия звук и слог.  Не всегда выделяет первый звук в слове, редко – последний. Не может определить последовательность звуков в слове, а, также, количество звуков в слове. Не способен синтезировать звуки в слово и придумать слово на заданный звук.
  6. Словарный запас - беден.
  7. Грамматический строй речи - много аграмматизмов. Допускает множество ошибок в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительных) и словообразовании (образовании слов, названий детёнышей животных, относительных и притяжательных прилагательных).
  8. Состояние связной речи - связная речь плохо сформирована. Испытывает трудности при составлении предложений. Не может выложить картинки по смыслу.
По результатам диагностики определён следующий индивидуальный маршрут развития:
Этапы работы Направления работы Коррекционно-речевые задачи Рекомендованные игры и задания
Подготовительный этап Сенсорное развитие
  1. Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус).
  2. Закрепить знание основных цветов и оттенков, форме и величине предметов, обогатить представления о них.
  1. Упражнения в узнавании, классификации, сравнении, цвета, формы, величины предметов геометричесумх. фигур.
  2. Использовать телесно-ориентированные упражнения, глазодвигательные упражнения, релаксационные упражнения, растяжки, самомассаж.
  Развитие психических функций
  1. Развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств.
  2. Совершенствовать, характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать.
  3. Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения, исключать стереотипность мышления.
  1. Рекомендуемые игры и упражнения: «Где постучали?», «Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай шепот»1, «Где поет птичка?», «Жмурки с колокольчиком», «Найди бубенчик», «Поймай барабанщика», «Сложи радугу», «Теплые и холодные цвета», «Цветные колпачки», «Чудесный мешочек», «Что в мешочке» и т. п
  Развитие мелкой моторики
  1. Развивать мелкую моторику рук и совершенствовать графические навыки.
  1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода обучения).
  2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
  3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.
  4. Печатание пройденных букв в тетради.
  5. Использовать пальчиковую гимнастику по всем лексическим темам и при знакомстве с изучаемыми буквами.
  6. Использование массажных упражнений.
  7. Выкладывать изображения и буквы с помощью спичек, верёвочки, природных материалов.
  8. Использовать пальчиковую гимнастику, по всем лексическим темам, кинезиологические пальчиковые упражнения («кулак-ребро-ладонь» и пр.) .
  9.  Лепка, аппликация, рисование.
  Развитие общих речевых навыков
  1. Вырабатывать чёткие, координированные движения органов речевого аппарата.
  2. Формировать правильное речевое дыхание.
  3. Работать над постановкой диафрагмального дыхания.
  4. Работать над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.
  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Дыхательная гимнастика.
Основной этап Коррекция звукопроизношения
  1. Разрабатывать речевой аппарат, подготовка его к постановке звуков.
  2. Сформировать правильное произношение и первоначальное закрепление неправильно произносимых звуков и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).
  3. Автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, словосочетаниях, связной речи.
  1. Проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики.
  2. Постановка свистящих звуков.
  3. Автоматизация свистящих звуков.
  Работа над звукослоговой структурой слова
(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребёнком звуков)
  1. Учить отвечать на вопросы: «Кто это?», «Что он (она) делает?»
  2. Составление предложений типа «именительный падеж + согласованный глагол +прямое дополнение»
  1. Плавно переключаться со слога на слог.
  2. Плавно произносить стечения согласных в рамках одного слога.
  3. Я ем кашу (котлету, лапшу)
Маша пьет воду
…несёт лейку(банку, куклу)
рис…лепит куклу (кошку, машину)
…рисует собаку (машину, козу)
…ловит бабочку (муху)
  Развитие фонематического слуха, подготовка к обучению грамоте
  1. Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).
  2. Развивать слуховое внимание на материале гласных звуков.
  3. Развивать слуховое внимание на материале согласных звуков.
  4. Знакомить с буквами.
  5. Формировать умение осознанно читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами.
  1. Знакомство с гласными звуками [а], [у], [о], [и], [ы], [э],  
  2. Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков (ау, уа, оуа и др.).
  3. Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т.п.).
  4. Подбор слов на гласные звуки.
  5. Знакомство с согласными звуками. Совершенствованиеумения выделять звук из ряда звуков, на фоне слога, слова.
  6. Знакомство с понятиями: «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук».
  7. Выделение изучаемых согласных звуков из слова (начало, конец, середина).
  8. Определение последовательности звуков в слоге, слове.
  9. Определение количества звуков в слоге, слове.
  10. Определение ударного слога, звука в слове.
  11. Составление звуко-слоговой схемы слов.
  12. Выкладывание слогов, слов из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.
  13. Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами.
 
  1. Читать слоги, слова.
  Развитие словаря
  1. Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.
  2. Упражнять в словоизменении.
  3. Упражнять в словообразовании.
  1. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами 
  2. Обогащение активного словаря сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.
  3. Обогащение активного словаря прилагательными с уменьшительными суффиксами, «Назови ласково» прилагательными.
  4. «Вырастим слова»
  5. «Назови наоборот»
  6. «Из чего что сделано»
  7. «Большой и маленький»
  8. Дальнейшее овладение приставочными глаголами.
  9. Практическое овладение всеми простыми предлогами.
.
  Совершенствование грамматического строя речи
  1. Формировать грамматические категории имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий (по лексическим темам)
  2. Формировать навыки правильного согласования имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий.
  3. Формировать навыки грамматически правильного составления предложений.
  4. Формировать навыки анализа предложений и составления графических схем предложений.
1. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам.
2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам (дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по конюшне, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам, жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о белках).
  1. Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам (листочек, картошечка, пальтишко; кругленький).
  2. Формиро

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»