Сюжетная игра-занятие
Цветик-семицветик
Шадрина Инна Юрьевна,
ГБДОУ №15 Санкт-Петербурга
Задачи: развитие дыхания, артикуляционной моторики, умение различать звуки «с-з», развитие мышц рук и плечевого пояса.
Ход занятия
1. Организационный момент. Вход детей, приветствие.
Воспитатель: У меня есть удивительный цветок. Он вырос в саду волшебницы. У цветка семь волшебных лепестков и все разного цвета. Что это за цветок?
Дети: Цветик-семицветик.
Воспитатель достает цветок с открепляющими лепестками. На каждом написаны белые цифры. "Сегодня мы будем делать то, что подскажет нам цветик - семицветик”.
Дети повторят за логопедом:
Лети-лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли,
Быть по - моему вели.
Вызванный ребенок отрывает лепесток с цифрой 1.
Воспитатель: Сейчас нам этот лепесток скажет волшебные слова (читает на обратной стороне лепестка три слова ”ветерок”, ”насос”, "пильщики”).
2. Развитие дыхания и артикуляции.
Дети встают в круг, в руках зеленые деревья с листочками (из листа тонкой зеленой бумаги нарезаются 12-15 узких полосок, они привязываются ниткой к карандашу — "деревья с листочками”).
Дети на акцент в музыке делают вдох, на слабые доли дуют на листочки (повторяют несколько раз). По слову ”насос” дети имитируют движения с произношением звука ”с”. По слову ”пильщики” дети поворачиваются друг к другу парами, подают руки крест на крест и имитируют движения пильщиков со звуком ”з”. Упражнения ”насос” и ”пильщики” выполняются под музыку.
3. Развитие мышц рук и плечевого пояса.
Ребенок отрывает второй лепесток, на котором написано волшебное слово ”обручи”.
Дети берут в руки обручи, выполняют упражнения под музыку.
” Обруч вперед”
И.п.: ноги слегка расставлены, обруч вниз, хват с боков, за середину. 1-2 — обруч вперед перед собой, посмотреть в середину; 3-4 — и.п., сказать ”вни-и-из”. То же, поднимаясь на носки.
"Следи за обручем”
И.п. — то же. 1 — обруч вперед, 2 — вверх, 3 — вперед, 4 — и.п. Сказать ”вни-и-из”.
”Обруч вверх”
И.п. — то же. 1 — обруч вверх, 2 — и.п., сказать ”вни-и-из”.
"Через обруч на потолок”
И.п. то же, обруч у плеч, хват внутри с боков.
1 — обруч вверх, посмотреть через обруч, па потолок,
2 — и.п. То же, поднимаясь на носки.
”Рули”
И.п. — то же. 1-2 — повороты обруча вправо-влево; 3-4 — и.п. При повторении рулить, перехватывая обруч.
” За Плечи”
И.п.: — сидя, обруч вниз, хват снаружи. 1. — обруч вверх, 2 — обруч за плечи, голову прямо, 3 — обруч
вверх,
4 — и.п.
” Круги”
И.п. — то же, обруч у плеч, хват с боков.
1-4— круговыми движениями вправо влево постепенно поднимать обруч вверх.
5-8 — такими же движениями опускать обруч вниз в и.п. Дыхание произвольное, следить за перемещением обруча.
4. Развитие, мелкой моторики, музыкального слуха.
Вызванный логопедом ребенок срывает третий лепесток, воспитатель читает волшебные • слова: ”Летний дождь”.
Упражнение ”Летний дождь”. Музыка С.Разоренова.
Кап, кап, кап, кап,
Кап, кап, кап, кап,
Дождь пошел сначала редкий,
Капля — две на весь лесок.
Кап, кап, кап, кап,
А потом по каждой ветке — кап!
Па каждый лепесток.
Ливень хлынул проливной
И повис над мокрым лесом,
Словно пряжей водяной.
И. поил он все травинки, огороды и сады.
Не оставил ни пылинки — только лужицы воды.
Дети пальцами правой руки постукивают в такт музыке но ладони левой руки в течение первой части песни, затем меняют руки.
Воспитатель: Дождик напоил и наш цветик-семицветик. Скажем о нем наше стихотворение.
Дети:
Лети-лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
Быть по-моему вели.
Ребенок открывает четвертый лепесток, и логопед читает волшебные слова: Кто внимательный?
5. Развитие фонематического слуха.
Дети ходят по кругу. Воспитатель говорит слова, со звуками ”с-з ” и без них. Правило: нет звуков "’с", ”з’’ — продолжать идти. Есть звук ”с” — остановиться, есть звук «з» — остановиться и присесть.
Слова: чашка, зубы, верблюд, восток, дождик, запад, капля, обруч, самолет, машина, лепесток, замок, ветерок, заика, круг, забор, ежик, лиса, зонт, медведь, коза, кролик, ушки, барсук и т.д.
6. Закрепление произношения звуков “с", "з" в тексте.
Дети садятся перед фортепиано. Ребенок срывает пятый лепесток, на котором логопед читает волшебное слово “наездник”. Слова В.Викторова, музыка Г.О.Чичкова. Дети поют с музыкальным руководителем:
Глядите, ребята, что стало со мной.
Что стало со мной,
Что стало со мной?
Когда-то, когда-то
Я был заводной, я был заводной.
Носился в коляске
На сером коне,
И громко звенели доспехи на мне.
Ля, ля, ля...
Глядите, ребята,
Что стало со мной,
Что стало со мной,
Что стало со мной?
Когда-то, когда-то,
Я был заводной, я был заводной.
Теперь ни вожжей,
Ни колес, ни коня,
И в угол швырнул
Мой хозяин меня.
Ля, ля, ля...
Воспитатель проводит беседу по песне, затем одна половина детей поет, вторая — драматизирует по ходу песни.
7. Развитие координации речи и движений.
Вызванный ребенок срывает шестой лепесток, логопед читает ”волшебные слова”: ”Волк и коза”.
Из числа играющих выбираются волк и коза, остальные дети — пастухи. Взявшись за руки, пастухи идут по кругу и говорят:
Сидит волк в избушке,
Пьет чаек из кружки
Сам кряхтит,
Самовар пыхтит.
— Эй, коза, открой глаза,
Выходи сюда, коза.
Только, чур, не пятиться,
Не робеть, не прятаться,
Некого не бояться!
Волк должен поймать козу, но вбегать в круг ему разрешается только через ”ворота”: двое стоящих рядом детей движутся по кругу, с поднятыми вверх руками. Коза вбегает и выбегает из круга в любом месте. Когда волк поймает козу, дети меняются ролями.
Ребенок срывает седьмой лепесток, на котором написаны ”волшебные слова”: Танец с бубнами”, музыка У.Гаджибекова.
Дети стоят по кругу лицом к центру. В левой полусогнутой руке (локоть опущен) держат бубен на уровне плеч.
Такты 1-4. Приставным шагом движутся по кругу влево с легким приседанием во время приставления правой ноги. Пальцами правой руки ударяют бубен точно в такт.
Такты 5-8. Подняв бубен обеими руками над головой, встряхивают им, кружатся па носочках вправо.
Такт 9. Останавливаются лицом в круг и опускают бубен перед собой.
Такты 10-13. Па носочках идут к центру круга, постепенно поднимая бубен вверх.
На повторение музыки движения танца повторяются в маленьком кругу. На такты 10-13 дети, расширяя круг, возвращаются на свои места. Окончание музыки отмечают энергичным встряхиванием бубна.
8. Организация окончания занятия.
Воспитатель: Кончились лепестки у цветика-семицветика. Мы выполнили все его желания. Теперь вспомним, что мы делали на занятии.
Дети отвечают на вопросы воспитателя и музыкального руководителя.
Воспитатель положительно оценивает деятельность каждого ребенка.