Весёлый досуг
Путешествие в страну Светофорию
Кузнецова Надежда Владимировна,
воспитатель СПб ГБСУСО "Центр для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей №1"
Кировского района Санкт-Петербурга
Цель: вырабатывать у детей навыки безопасного поведения на улицах и дорогах; способствовать овладению правилами дорожного движения и знаниями дорожных знаков.
Оборудование:
модули по ПДД, ООО; ноутбук, экран; Презентация «История появления правил дорожного движения». Костюмы для детей: светофор, регулировщик (изготовленные совместно с детьми). Стихи о ПДД, автор Н.В. Кузнецова. Самокат. Музыкальное сопровождение: Г. Дементьева, Песни: «Дорожные знаки « «Светофор». Физминутка-разминка « Этот мир…».
Оформление помещения:
Детские рисунки: «Дорожные знаки», «Правила перехода», «Транспорт в городе».
Ситуация «На улице города» (дорожки для пешеходов, пешеходные переходы, перекрестки со светофорами).
Картинки дорожных знаков из настольно-печатной игры «Законы улиц и дорог».
Предварительная работа: прогулки - экскурсии по улицам и проспектам города, поездка в городском транспорте, работа с иллюстрациями, чтение художественной литературы, экскурсия к проезжей перекрестку части, рассматривание и рисование дорожных знаков, ситуаций, заучивание стихов, загадок, подвижные и сюжетно-ролевые игры, знакомство с дорожными знаками. Работа с презентациями.
Работа с пословицами, поговорками о дороге, правилах дорожного движения, о сохранение жизни.
Программное содержание
Обучающие задачи:
- дать детям знания об истории возникновения дорожных знаков и правил дорожного движения;
- формирование безопасного поведения в мегаполисе;
- формировать ориентировку в пространстве;
- закрепить знание детей о правилах дорожного движения в форме игровой деятельности;
- закрепить умение называть и узнавать дорожные знаки, регламентирующие движение пешеходов;
- закрепить знания об значение сигналов светофора.
Развивающие задачи:
- развивать наблюдательность, быстроту, реакцию движений;
- развивать эмоциональную сферу личности ребенка;
- развивать творчество, артистизм.
Словарная работа:предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные, предписывающие знаки, название знаков дорожного движения.
Воспитательные задачи:
- воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний правил дорожного движения в повседневной жизни.
- воспитывать у ребенка самодисциплину;
- культуру поведения на улице;
- умение организовывать себя и свое время.
Коррекционные задачи:
- развитие познавательной деятельности;
- коррекция поведения на улице, на дороге;
- развитие речи, памяти.
Методические приемы: рассматривание дорожных знаков, беседа, художественное слово, указания, пояснения, театрализованная деятельность, развитие находчивости и активности,
Разминка-упражнение.
Предварительная работа: прогулки - экскурсии по улицам и проспектам города, поездка в городском транспорте, работа с иллюстрациями, чтение художественной литературы, экскурсия к проезжей перекрестку части, рассматривание и рисование дорожных знаков, ситуаций, заучивание стихов, загадок, подвижные и сюжетно-ролевые игры, знакомство с дорожными знаками. Работа с презентациями.
Работа с пословицами, поговорками о дороге, правилах дорожного движения, о сохранение жизни.
Интеграция с другими образовательными областями:
окружающий мир, физическое воспитание, развитие речи.
Выходят ведущая и школьник на середину зала
(Надежда Владимировна и школьник)
Школьник:
Здравствуйте, уважаемые гости!
Девчонки и мальчишки! Сегодня всем на удивленье,
В нашем зале будет всем ученье!
Мы вспомним правила дорожные,
И научим вас, в пути быть осторожными.
Ведущая:
В центре города большого очень много есть дорог.
И, конечно, важно, чтобы перейти их каждый мог.
И поэтому придумал кто-то правила, друзья,
Эти правила движенья забывать никак нельзя.
Разминка »Этот мир состоит из пешеходов»
дети выполняют движения.
Ведущая:
Город, в котором мы живём,
Можно по праву сравнить с букварём.
Азбукой улиц, проспектов, дорог.
Город даёт нам всё время урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилось с тобою беда.
Ведущая:
- Что такое Правила дорожного движения?
- Кого можно назвать участниками дорожного движения (пешеходы, водители, транспорт).
- Как называется дорога, по которой движется транспорт?
- Как называется дорога для пешеходов? (тротуар, пешеходная дорожка)
- Что может произойти, если люди не будут выполнять правила дорожного движения?
- Что такое ДТП?
- Как избежать дорожно-транспортных происшествий? (выполнять правила дорожного движения водителям и пешеходам)
- Что может произойти, если люди не будут выполнять правила дорожного движения?
Ведущая:
- Молодцы, вы всё сказали правильно.
- Назовите, пожалуйста, Правила дорожного движения, которые какие вы знаете.
Ответы детей (переходить улицу по пешеходному переходу, на зеленый сигнал светофора, нельзя играть на дороге, можно ездить на велосипеде надо только по велосипедной дорожке, автобус надо обходить сзади, трамвай спереди, слезать с велосипеда, когда надо перейти через дорогу, почему? В метро, на эскалаторе, надо обязательно держаться за поручни, уступать место в транспорте пожилым людям и малышам, и т.д.)
Школьник:
Чтоб аварий избегать.
Надо строго соблюдать Правила движения и нормы поведения. Вы запомните, друзья. На дороге нам нельзя:
Бегать, прыгать и скакать и с мячом в футбол играть.
И не думайте напрасно. Что здесь вовсе не опасно.
Изучайте понемногу, как переходить дорогу.
Подготовка к сценке «Неумеха идёт по улице»:
Светофор уходит за штору, надевает костюм встаёт на «своё место» - у перекрёстка.
Сюрпризный момент
Сценка «Неумеха идёт по городу»
Звучит лёгкая музыка, в зал въезжает на самокате девочка Неумеха
Едет и поёт:
Я живу – не тужу, где хочу – там хожу,
Где хочу – перехожу, где хочу – там езжу.
Маленькие дети, ни за что на свете
Правила движения выполнять не смейте.
На дороге вовсе - не будьте осторожны,
Что вы захотите – всё вам делать можно.
Ты на красный свет иди, на зеленый – стой,
Ну, а если желтый свет – то беги трусцой.
На знаки я и не гляжу. Где захочу, там и хожу.
Пошалить хочу немного: я поеду на дорогу!
(едет, не смотрит по сторонам и сталкивается с машиной).
Включить скрип тормозов на флэшке
Слышен скрип тормозов, падает самокат, падает Неумеха
Неумеха поднимает самокат и говорит:
- Ой! Чуть машина на меня не наехала!!! (испуганно).
Хорошо, что водитель успел затормозить!
На самокате ехала-ехала, и даже не увидела машину…
(поглаживает ушибленную ногу, говорит, что больно!)
За дверью свистит регулировщик, но не входит!
Издалека раздаётся свисток полицейского! (долго свистит)
Ведущая:
Движеньем полон город: бегут машины в ряд,
Цветные светофоры и день, и ночь горят.
Свернул водитель круто, вспотел как никогда!
Еще одна минута, случилась бы беда!
Ведущая подходит к Неумехе
- Девочка, ты кто?
Неумеха:
- Я Неумеха!
Ведущая:
-Почему ты нарушаешь правила дорожного движения?
Неумеха:
- Никаких правил я не нарушаю!
Ведущая:
- Но с тобой чуть не случилась беда! Ты едва под машину не попала!
Неумеха:
- Ой! Я очень испугалась! Виноват водитель, он на меня наехал!
В зал вбегает регулировщик, свистит в свисток, говорит:
Регулировщик:
Я - регулировщик - постовой.
-Что случилось? Что такое произошло?
Ведущая:
- Девочка Неумеха едва не попала под машину! Она не знает правил дорожного движения.
Регулировщик: обращается к Неумехе
Чтоб аварий избегать. Надо строго соблюдать
Правила движения и нормы поведения.
Неумеха:
Если я правил не знаю,
Значит, их не нарушаю! Вот!
- Что мне красный цвет!
- Где захочу, там и пойду!
Регулировщик:
Не пойдешь на красный свет!
Потому, что ходу нет!
Здесь стоит мой друг трехглазый показывает на светофор
Мой помощник светофор.
Светофор: обращается к Неумехе:
Я грозный и серьёзный, очень важный светофор
С перекрестка и проспекта я на всех гляжу в упор.
Всё, что я хочу сказать, по глазам надо читать!
Различать ты должна ясно свет зеленый, желтый, красный!
Ну-ка, все быстрей вставайте, и Неумехе помогайте, все сигналы угадайте!
Неумеха, к нам вставай и с ребятами играй!
Неумеха и дети встают, и Светофор проводит
игру «Сигналы светофора»
Регулировщик:
Правила такие: Если красный свет горит,
Пешеход всегда…. стоит. (стоим на месте)
На зеленый – мы …идем, (идём на месте)
А жёлтый – …. ждём! (хлопаем)
Игру «Сигналы Светофора» проводит Светофор
Неумеха:
Не хочу быть Неумехой, я хочу Умехой стать!
И тогда везде и всюду всем смогу я так сказать:
-Правила дорожные я знаю и всегда их выполняю.
Никогда не нарушаю!
Приношу всем извиненье за плохое поведенье!
Надо быть сознательной,
Правила выполнять обязательно!
Светофор говорит:
- Путь открыт! Идите, люди! Смело можете шагать!
Регулировщик (Даня) говорит:
И давайте с вами будем мы друг другу помогать!
Дети поют Песню «Песенка про светофор» Г. Дементьевой, дети садятся на свои места
Ведущая:
Представьте себе, что вы находитесь в большом городе. И вам надо перейти дорогу.
Как вы будете переходить, расскажите!
Ответы детей (по сигналу светофора, по подземному переходу, там, где есть знак «Пешеходный переход» и т.д.).
Ведущая:
-Молодцы, хорошо знаете правила перехода улиц .
-Посмотрите какие бывают переходы для людей
Пешеходные переходы бывают разные: наземный (слайд), подземный (слайд), надземный (слайд), пешеходный переход – зебра (слайд).
Просмотр слайдов сопровождаются чтением стихотворений:
Надземный пешеходный переход»:
Как дорогу перейти, если нет по ней пути. слайд
Мы над ней найдем проход вот надземный переход.
«Подземный пешеходный переход»
Подбегаем к перекрестку. Ах, досадная загвоздка:
Через дорогу хода нет, на светофоре – красный свет. слайд
Но зато не подведет нас подземный переход:
Дорога пешеходная в нем всегда свободная.
Ребенок:
Пешеход, пешеход! Помни ты про переход! Про подземный, про наземный и про тот, который зебра.
Знай, что только переход от беды тебя спасет.
Ведущая продолжает:
Для безопасности людей были придуманы правила дорожного движения и различные пешеходные переходы, о которых мы сейчас говорили. От того, как мы переходим дорогу, часто зависит наша жизнь и наше здоровье.
Ведущая:
В давние-давние времена не было машин, люди вынуждены были ходить пешком или ездить на лошадях из одного поселения в другое. Чтобы легче было найти нужную дорогу, наши предки оставляли на дорогах условные знаки: ставили камни, надламывали ветки деревьев, делали зарубки на стволах деревьев,
Можно сказать, что это были первые дорожные знаки.
Время шло вперед. Стали появляться небольшие города. По улицам и дорогам ходили люди, передвигались всадники на конях, повозки, запряженные лошадьми. Ездили они, не соблюдая правил, и поэтому нередко сталкивались друг с другом. Стало ясно, что нужно придумать правила, которые сделали бы движение по улицам удобным и безопасным.
В разных странах люди стали придумывать свои правила движения.
Некоторые из этих правил дошли до наших дней. Например, уже в те давние времена на многих улицах древних городов было разрешено только одностороннее движение.
А в Древнем Риме появились знаки, которые либо требовали — «Уступи дорогу», либо предупреждали — «Это опасное место». В России дорожное движение регулировалось царскими указами.
Так, в указе императрицы Анны Иоанновны от 1730 года говорилось: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей в упряжи, со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил, — бить кнутом и ссылать на каторгу». А в указе императрицы Екатерины II сказано: «На улицах ямщикам ни в коем разе не кричать, не свистеть, не звенеть и не бренчать».
Появились автомобили…
В Англии ввели правило, по которому впереди каждого автомобиля должен был идти человек с красным флажком или фонарём и предупреждать встречные кареты и всадников, что за ним едет автомобиль. Автомобиль ехал очень медленно. Водителям запрещалось подавать сигналить.
Во Франции в Париже появились первые четыре дорожных знака. Они имели названия: «Неровная дорога», «Опасный поворот», «Пересечение равнозначных (одинаковых) дорог» и «Железнодорожный переезд со шлагбаумом».
Они сохранились и до наших дней, хотя их внешний вид изменился.
В каждой стране появлялись свои правила дорожного движения. Но это было очень неудобно.
Представители разных стран договорились, что на всех дорожных знаках должны быть символы-рисунки — понятные и иностранным туристам, и неграмотным людям.
История светофора
А знаете ли ты, когда появился привычный для нас светофор?
200 лет назад, в Лондоне появился первый светофор. Он стоял в центре города на столбе высотой 6 метров. Управлял им специально приставленный человек. С помощью нескольких ремней он поднимал и опускал стрелку, показывая нужный свет. Потом стрелку заменил фонарь, работавший на светильном газе. В фонаре были зелёные и красные стёкла, а жёлтые ещё не придумали.
В Америке, жёлтый сигнал светофора заменял свисток полицейского. Но шло время, и появились трёхцветные электрические светофоры с автоматическим управлением.
Во всех странах мира сигналы светофора располагаются по единому правилу: вверху—красный, посередине — жёлтый, внизу — зелёный. В России первый светофор появился в Москве. Он был похож на круглые часы с тремя секторами (частями) — красным, жёлтым и зелёным. А регулировщик вручную поворачивал стрелку, устанавливая её на нужный цвет.
Позже и в Санкт-Петербурге недалеко от Невского проспекта появился пешеходный светофор с тремя сигналами. Вот такая история возникновения Правил дорожного движения и появления светофора.
В давние времена не было ни автомобилей, ни общественного транспорта. Даже конных экипажей ещё не было, и люди вынуждены были ходить пешком из одного поселения в другое. Можно сказать, что это были первые дорожные знаки.
А в Древнем Риме появились знаки, которые либо требовали — «Уступи дорогу», либо предупреждали — «Это опасное место». Кроме того, римляне стали ставить вдоль самых важных дорог каменные столбы. На них высекали расстояние от данного столба до главной площади в Риме — Римского Форума.
А в самом Риме у здания форума стоял позолоченный камень, от которого велся счёт расстояний всех главных дорог. По этим столбам можно было узнать направление дороги и определить расстояние.
Самые старые из всех дорожных знаков – указатели расстояния. Для того, чтобы люди не сбились с пути, дорогу помечали.
Наши предки славяне тоже заботились о путешественниках, старались помочь им правильно выбрать нужное направление движение. В лесистых местах вдоль дорог устанавливали вешки из сучьев деревьев, делали затёсы, зарубы на стволах, а в степи вдоль дорог укладывали камни или ставили столбы. На перекрёстках дорог устанавливали каменные или деревянные кресты, строили часовни.
В России в XVI веке на дороге, которая вела из Москвы в царское имение Коломенское, поставили верстовые столбы высотой в 4 метра.Отсюда и пошло выражение «верста коломенская».
По указу Петра I в Российской империи прокладывалось много дорог и появлялись верстовые столбы. Раскрашивали их в чёрные и белые полосы.Так их было лучше видно в любое время суток. На них указывали расстояние от одного поселения до другого и название местности.
Позднее стали устанавливать столбы на перекрестках, делать на них надписи, объясняющие, куда какая дорога ведет. На опасных неровных участках дороги устанавливались надолбы – небольшие неровности на дороге.
Но время шло… Когда по дорогам вместо саней, колясок и телег, запряженных лошадьми,стали ездить машины, оказалось, что одних указателей расстояния мало. Стало понятно, что ездить быстро и без аварий можно лишь в том случае, если шоферу помогают другие указатели - дорожные знаки.
И очень давно на Международном конгрессе было принято решение о том, что дорожные знаки должны быть во всём мире едиными по назначению и виду. Люди всех стран договорились, что на всех дорожных знаках должны быть не надписи, а символы-рисунки — понятные и иностранным туристам, и неграмотным людям.
В 1903 году во Франции в Париже появились первые дорожные знаки. Тогда установили четыре дорожных знака. Они сохранились и до наших дней, хотя их внешний вид изменился. Эти знаки имеют такие названия: «Неровная дорога», «Опасный поворот», «Пересечение равнозначных (одинаковых) дорог» и «Железнодорожный переезд со шлагбаумом». Эти знаки были круглой формы, имели рисунки, почти полностью соответствующие тем, которые применяются на современных знаках для обозначения тех же видов опасности.
Ведущая продолжает:
Скажите мне, пожалуйста, какие бывают виды знаков дорожного движения?
Ответы детей(разрешающие, запрещающие, предписывающие, знаки сервиса)
Уточнение ведущего при необходимости.
Запрещающие: круглые знаки с красной ка каёмочкой по краям, на белом фоне нарисованы: велосипед,человечек - запрещает движение пешеходам, запрещает движение велосипедов и мопедов, запрещает движение пешеходов, делать повороты, ставить машины и т. д.
Предупреждающие знаки: в треугольнике в красной каёмочкой различные знаки: железнодорожный переезд со шлагбаумом, опасный поворот, крутой спуск и т.д.
Предписывающие знаки:
круглый голубой знак,на котором нарисован белым цветом велосипед и перечеркнут красной полоской - конец пешеходной дорожки, не перечеркнут велосипед - велосипедная дорожка; белый человечек на голубом фоне - пешеходная дорожка;
Круглые знаки на голубом фоне:
Информационно-указательные знаки:круглые знаки, на голубом фоне
Знаки сервиса:
Пункт медицинской помощи, больница, пункт питания, гостиница, место отдыха, телефон, бассейн или пляж и т.д.
Ведущая:
- Помощниками на дорогах служат дорожные знаки…
А давайте-ка, ребята, в гости знаки позовём.
И приятное знакомство с ними дружно заведём.
Ребенок с места: Каждый знает, что без правил, без дорожных не прожить. Все должны мы на дороге осмотрительными быть! Ведущая обращает внимание детей на выставленные знаки, продолжает: Это - знаки дорожные. Запомнить их не сложно. Весёлых знаков – целый ряд , они вас от беды хранят. Они о правилах дорожных, Вам всем безмолвно говорят.
Ведущая :
- О чём же говорят нам дорожные знаки? Как они называются? Сейчас вы расскажите. Задание: послушать текст, узнать дорожный знак, выставить на середину зала.
Ведущая:
Я хочу спросить про знак. Нарисован он вот так:
В треугольнике – ребята со всех ног бегут куда-то.
(Осторожно – дети!)
По полоскам черно-белым пешеход шагает смело.
Кто из вас, ребята, знает, знак о чём предупреждает?
(Пешеходный переход)
В этом месте, как ни странно ждут чего-то постоянно.
В этом месте пешеход терпеливо транспорт ждёт.
Он пешком устал шагать, хочет пассажиром стать.
(Остановка)
Шли из школы мы домой. Видим – знак на мостовой. Круг, внутри – велосипед, ничего другого нет. Что это за знак? (Знак “Велосипедная дорожка”)
Этот знак совсем несложный, но зато такой надёжный,
Помогает он в пути нам дорогу перейти. (Пешеходный переход)
В белом треугольнике с окаёмкой красной,
Маленьким – деткам очень безопасно. Этот знак дорожный знают все на свете: Будьте осторожны, на дороге… (Дети)
Под дорогою нора. Кто быстрее всех смекнёт, Почему по ней с утра ходят люди взад – вперёд? (Подземный пешеходный переход).
Вот в квадрате пешеход вверх по лестнице идёт. Этот знак обозначает здесь движенье - переход. (Надземный пешеходный переход).
Если ты поставил ногу на проезжую дорогу, Обрати внимание, друг: знак дорожный – красный круг,
Человек, идущий в черном, красной черточкой зачеркнут.
(Знак “Движение пешеходов запрещено”)
Пешеход, пешеход! Помни ты про переход!
Он наземный, похожий на зебру.
(Знак “Пешеходный переход”)
Машины мчат во весь опор, и вдруг навстречу знак.
Изображен на нем забор. Шоссе закрыто на запор? (Знак “Переезд со шлагбаумом” )
Нарисован человек. Землю роет человек. Почему проезда нет?
Может быть, здесь ищут клад?
И старинные монеты в сундуке большом лежат?
Их сюда, наверно, встарь спрятал очень жадный царь.
Что ты, что ты! Здесь … (Знак “Дорожные работы”)
Ведущая: Близки вам стали с давних пор приветливые знаки.
Они вам грезятся порой среди ночи во мраке.
Остались в памяти слова о правилах движенья.
И вам теперь, мои друзья, мы скажем без сомненья: Ребенок:
Пускай проносятся года, и жизнь петляет кругом.
Дорожный знак теперь всегда нам будет лучшим другом!
Дети исполняют песню «Дорожные знаки» Дети садятся на свои места
Ведущая:
Молодцы, хорошо знаете дорожные знаки.
Сейчас я предлагаю вам задание:
«Собрать дорожный знак из частей, и назвать этот дорожный знак».
Выходите те, кто хочет выполнить это задание.
Детям выдаются конверты с разрезными дорожными знаками. Дети выполняют задание.
Ведущая продолжает:
- Дорога полна неожиданностей и требует внимания всех участников дорожного движения. Люди часто рассказывают друг другу о том, что происходит на дорогах, рассказывают о неприятностях и происшествиях. Люди придумали даже пословицы, поговорки о дороге. Вспомните, пожалуйста, их. Скажите, зачем люди это придумали.
Дети называют и объясняют значение выражений
На экране появляются поговорки и пословицы
Тише едешь – дальше будешь.
На улице - не в комнате, о том, ребята, помните!
Помни правила движенья, как таблицу умноженья! слайды
Не гони, водитель. Помни, - ты – родитель! Ведущая хвалит детей. При необходимости уточняет высказывание.
Регулировщик
- Уважаемые гости, сейчас мы поиграем в игру, а вы нам поможете.
Правила очень простые: вы должны говорить:
«Это я, это я, это все мои друзья!» - если вы согласны с тем, что услышите. Хлопайте в ладоши, если не согласны с высказыванием.
Ведущая проводит игру «Это я, это я, это все мои друзья…»
- Кто из вас идёт вперёд, только там, где переход?
- Кто из вас в трамвае тесном уступает старшим место?
- Кто из вас идя домой, держит путь на мостовой?
- Кто летит вперед так скоро, что не видит светофора?
- Кто из вас в вагоне тесном не уступил малышке место?
- Кто из дома выбегает, на дороге мяч гоняет? (молчат)
- Знает кто, что свет зеленый означает - путь открыт? (это я)
- Знает кто, что красный свет – это значит – хода нет?
Ведущая благодарит детей, гостей.
Ребенок-регулировщик вручает детям медали «Знаток Правил дорожного движения».
Ведущая:
Уважаемые гости, наше мероприятие закончено. Благодарим Вас за то, что пришли к нам. Надеюсь, Вы поняли, что наши дети хорошо знают и выполняют правила дорожного движения. Ведь от этого зависит их жизнь и окружающих людей. До свидания.
Дети уходят под музыку о ПДД.