ПРОЕКТ «МЫ ОСТРОВИТЯНЕ» Траторова Варвара Александровна, воспитатель высшей категории ГБДОУ детский сад № 28 Приморского района г. Санкт-Петербург, Россия Паспорт проекта Тема проекта: «Мы островитяне» Вид проекта: познавательно-творческий. Время реализации: 01.10.2019 по 30.11.2019. Долгосрочный проект Участники проекта: дети-педагоги-родители. Возраст детей: старшая группа, 5-6 лет. Продукт проекта - Альбом «фотоотчет квест-прогулки» Заключительное мероприятие - Выставка проектов в детском саду. Мини музей архитектурных достопримечательностей. Проблема: Своеобразие архитектурного облика и история любого города тесно связаны с природными условиями, в которых он создавался и развивался. Как показывают наблюдения и беседы, представления детей о родном городе неполные, неточные, в них присутствует множество искажений временного и пространственного характера, дети не могут устанавливать взаимосвязи между некоторыми фактами, событиями и реалиями; у детей достаточно бедные впечатления о городе, чаще всего они ограничены ближайшим социальным окружением – районом; большую трудность для детей представляет задача «нарисовать город» - дети не знают, что нарисовать и как это сделать. Поэтому представляется необходимым начать знакомить детей старшего дошкольного возраста с ключевыми природными особенностями родного города. Для Санкт-Петербурга – это островное положение на севере страны. При этом целесообразно побуждать детей вдумываться в смысл «говорящих названий» островов (т.к. в них заключены некоторые занимательные исторические сведения), устанавливать взаимосвязи между особенностями островов (формой, размером, названием и т.д.) и назначением архитектурных объектов, созданных на них, а также прослеживать временную логику что было давным-давно на том или ином острове и сейчас. Актуальность темы проекта обусловлена первостепенным значением островного положения Санкт-Петербурга для понимания своеобразия его архитектурного облика и истории и несформированностью у детей старшего дошкольного возраста представлений о природных условиях достаточных для того, чтобы устанавливать взаимосвязи и отражать их в творческой деятельности. Цель проекта: формировать у детей старшего дошкольного возраста представление об островном положении Санкт-Петербурга, развивать интерес к городу, его архитектурному облику и истории. Задачи проекта: 1. Формировать у детей представления о некоторых исторических фактах, связанных с островами Санкт-Петербурга. 2. Формировать представления о назначении, внешнем облике архитектурных объектов, расположенных на тех или иных островах в прошлом и настоящем. 3. Развивать у детей умение устанавливать взаимосвязи между особенностями островов (названием, размером, расположением, формой) и назначением архитектурных объектов, расположенных на них. 4. Развивать у детей умение устанавливать взаимосвязи между назначением архитектурных объектов и особенностями их внешнего облика. 5. Создавать условия для накопления детьми непосредственных впечатлений о городе и его архитектуре. 6. Создавать условия для отражения представлений и впечатлений детей в творческой и речевой деятельности. 7. Совершенствовать изобразительные умения и навыки, обогащать активный словарь детей старшего дошкольного возраста. Организационный этап Деятельность педагога - проведение диагностических мероприятий - наблюдений и беседы, направленных на выявление интереса детей к познанию города, особенностей представлений и впечатлений о городе; - определение целей и задач образовательной работы с детьми; - подбор художественной литературы для чтения детям и заучивания наизусть; - подготовка наглядного демонстрационного материала; - подготовка игровой атрибутики – послание от игрового персонажа, условная карта города, посылка и задания от игрового персонажа; - подбор подвижных игр и физкультминуток соответствующей тематики; - разработка буклетов с квест-прогулокй по архитектурным ансамблям Санкт-Петербурга. Деятельность детей - рассматривание наглядного материала, иллюстраций в художественной литературе; - осознание установки на познание нового и интересного о родном городе Санкт-Петербурге. Взаимодействие с семьей - информирование о целях, задачах, сроках, мероприятиях и событиях проекта. Взаимодействие с музыкальным руководителем - подбор музыкального репертуара «Паутинка» проекта Социально-коммуникативное развитие Эвристическая беседа «Почему петербуржцев можно назвать островитянами» (с рассматриванием условной карты островов Санкт-Петербурга). Знакомство с игровым персонажем, который «присылает» детям условную карту города и итоговые задания. Цикл бесед с ориентировкой на условной карте города «Как названия островов отражают историю города» в форме воображаемого путешествия на воздушном шаре. Речевое развитие Чтение художественной литературы: Д. Гольцова «Мы в городе этом родились с тобой», Е. Ефимовский «Путешествие в Санкт-Петербург», С. Сивцова «Петр Первый», М.В. Смирнова «Прекрасный город», С. Скаченков «На Петропавловке в 12». Разучивание наизусть стихотворений: Е. Ефимовский «Петропавловский собор», Е. Ефимовский «Здесь создавался русский флот …», «Ростральные колонны». Отгадывание загадок об островах Санкт-Петербурга. Составление описательных рассказов о некоторых объектах города из личного опыта /или по наглядности. Познавательное развитие НОДыПетропавловская крепость – первое защитно-оборонительное сооружение Санкт-Петербурга (с рассматриванием наглядности). Адмиралтейство – крепость – верфь, «помощница» Петропавловской крепости. Стрелка Васильевского острова – главный речной и морской порт России в прошлом. Художественно-эстетическое развитие Аппликация «Воздушный шар для воображаемого путешествия над городом». Лепка «Кораблик Адмиралтейства» (пластилинография). Лепка из соленого теста: «Барельеф» (на выбор детей Петропавловская крепость, Адмиралтейство, ростральная колонна) Рисование: «Петропавловская крепость», «Ростральная колонна», «Адмиралтейство». Разучивание песни «Мы островитяне» Физическое развитие Подвижная игра «По болту Петр пошел…» Физкультминутка «Посмотрите-ка кругом на места, где мы живем …» Деятельностный этап Деятельность педагога: - проведение бесед, НОД с детьми; - знакомство с игровым персонажем и игровой атрибутикой – условной картой островов Санкт-Петербурга, чтение послания от Городовичка; - создание игровой обстановки – воображаемое путешествие на воздушном шаре над островами Санкт-Петербурга; - стимулирование познавательной активности детей в ходе бесед и НОД с помощью поисковых вопросов, вопросов на познавательное фантазирование, на сравнение, высказывание предположений; - создание условий для отражения впечатлений и представлений детей в творческой деятельности; - рассматривание наглядного материала и иллюстраций по соответствующей теме; - создание условий для обмена детьми впечатлениями по результатам квест-прогулки по архитектурным ансамблям города; - чтение художественной литературы; - разучивание стихотворений наизусть; - повторение музыкального репертуара; - организация выставки макетов архитектурных достопримечательностей Санкт-Петербурга, выделение «экспозиций»; - проведение подвижной игры и физкультминуток соответствующей тематики. Деятельность детей: - рассматривание условной карты островов, ориентирование на ней; - поиск ответов на поисковые вопросы; - подбор образных сравнений островов с предметами окружающего мира; - рисование «Петропавловский собор», «Адмиралтейство», «Ростральная колонна»; - лепка: пластилинография «Кораблик Адмиралтейства», соленое тесто - «барельеф» (на выбор Петропавловский собор, Адмиралтейство, Ростральная колонна); - аппликация «Волшебный воздушный шар»; - активное участие в подвижных играх, физкультминутках; - выразительное чтение стихотворений; - рассказы из личного опыта по впечатлениям от прогулок по городу; - изготовление с родителями макетов архитектурных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Взаимодействие с музыкальным руководителем - разучивание музыкального репертуара соответствующей тематики. Взаимодействие с родителями: - информирование о ходе и событиях проекта; - информирование об индивидуальных успехах и достижениях детей в ходе проекта; - презентация детских творческих работ; - участие в выставке макетов архитектурных достопримечательностей Санкт-Петербурга – оформление и представление экспонатов; - участие в квест-прогулке на выбор: по Петропавловской крепости, Адмиралтейству, Стрелке Васильевского острова; - поиск ответов на вопросы квест-прогулки и подготовка фотоматериалов; - презентация выставки макетов архитектурных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Заключительный этап Деятельность педагога - разработка, организация и проведение игрового досуга по итогам проекта; - проведение эксперсс – диагностики в форме «интервью с юными петербуржцами»; - проведение с детьми виртуальной экскурсии по мини-музею макетов архитектурных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Деятельность детей - участие детей в игровом досуге по итогам проекта – выполнение творческих заданий и заданий на актуализацию представлений и впечатлений о городе; - участие детей в экспресс – диагностике в форме «интервью с юными петербуржцами»; - участие детей в виртуальной экскурсии по выставке макетов архитектурных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Взаимодействие с родителями: - информирование об итогах проекта; - презентация детских творческих работ; - презентация группового фотоальбома по итогам квест-прогулки по городу; Ожидаемый результат: - дети имеют общее представление об островном положении родного города Санкт-Петербурга, ориентируются на условной карте; - дети могут назвать некоторые острова и объяснить, почему они так названы (Заячий, Адмиралтейский, Васильевский, Аптекарский, Городской и др.); - дети могут назвать некоторые архитектурные объекты, расположенные на тех или иных островах (Петропавловская крепость, Адмиралтейство, Стрелка Васильевского острова); - дети могут рассказать о некоторых исторических сведениях, связанных с тем или иным, островом и / или архитектурным сооружением; - дети могут объяснить назначение того или иного архитектурного сооружения и как оно отражается в его внешнем облике. - дети в самостоятельной деятельности рисуют известные им архитектурные сооружения; - дети выразительно читают выученные ими стихотворения о некоторых архитектурных объектах, островах и городе; - дети с интересом включаются в практическую и творческую деятельность, содержанием которой является город; - дети проявляют интерес к дальнейшему познанию родного города; - у детей накоплен определенный опыт непосредственного восприятия архитектуры Санкт-Петербурга. Итоговые события по проекту: - игровой досуг с детьми с творческими заданиями и заданиями на актуализацию представлений и впечатлений детей о городе; - выставка макетов архитектурных достопримечательностей Санкт-Петербурга, выполненных родителями с детьми; - виртуальная экскурсия по экспозициям мини-музея архитектурных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Продукты: - групповой фотоальбом по результатам квест-прогулок по городу; - фото «экспозиций» мини-музея архитектурных достопримечательностей Санкт-Петербурга. - буклеты с квест-прогулками по Петропавловской крепости, Стрелке Васильевского острова, Адмиралтейству; - сценарий игрового досуга по итогам проекта. Распространение опыта: - систематически обновляемая информация о ходе и результатах проекта на сайте детского сада и группы «Дом загадок»; - организация выставок детских творческих работ. Рефлексия: Эксперсс-диагностика в форме «Интервью с юными петербуржцами» и итоговые мероприятия с детьми показали, что поставленные в ходе проекта «Мы островитяне» цели и задачи достигнуты. В начале проекта представлялось большой трудностью организовать прогулки по Санкт-Петербургу в связи с санитарно-эпидемиологической ситуацией и занятостью родителей. Но такая форма как Квест-прогулка и эвристический характер образовательной работы с детьми позволил избежать трудностей. Значительная часть родителей и детей сходили на прогулку к выбранному им архитектурному ансамблю. Большое количество родителей и детей приняло участие в выставке макетов архитектурных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Это также является показателем актуальности и востребованности проекта, как родителями, так и детьми. Освоенные детьми содержание, изобразительные умения и навыки дети в конце проекта стали переносить в самостоятельную творческую деятельность – по собственной инициативе рисовали понравившиеся им архитектурные объекты, детали и острова. Список использованной литературы: Т.Ю. Толкачева «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт – Петербурга» А.М. Вербенец, О.В. Солнцева, О.Н. Сомкова «Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство»». Никонова Е. «Первые прогулки по Петербургу» Гурьева Н.А. «Прогулки по Петропавловской крепости»