Проект в старшей группе
Широкая масленица
Смоленцева Юлия Юрьевна,
ГБДОУ детский сад № 108
общеразвивающего вида
Московского района Санкт-Петербурга
Тип проекта: познавательно-творческий, краткосрочный.ГБДОУ детский сад № 108
общеразвивающего вида
Московского района Санкт-Петербурга
Участники проекта: воспитатели, дети, музыкальный руководитель, ИФК, родители.
Сроки реализации проекта: неделя
Возраст детей: 5-6 лет.
Цель проекта:
Расширить знания детей о традициях русского народа.
Задачи проекта:
- Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
- Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
- Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
- Формировать представление о народных русских обрядовых праздниках.
- Воспитывать эстетическое и духовно - нравственное отношение к традициям своего народа.
Актуальность проекта:
Внедрение метода проектов в воспитательный процесс дошкольного образования обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать, помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Любая тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с детьми.
Тема проекта «Широкая масленица» является актуальной. Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям.
Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.
Проблема:
Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Ожидаемые результаты проекта:
- Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
- Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Продукт проектной деятельности: выпекание блинов совместно с детьми.
Интеграция образовательных областей:
Социализация и познание:
- познакомить с русским народным праздником Масленицей, его историей, обычаями.
- воспитывать гражданско-патриотические чувства к традициям и обычаям своего народа.
- формирование необходимых умений и навыков в разных видах труда.
- дать представление о трудовой деятельности наших предков с старину.
- формировать навыки безопасного поведения дошкольников на улице во время праздника.
Физическое развитие:
- стимулирование двигательной активности детей совместными спортивными занятиями, подвижными играми.
- познакомить с правилами и научить играть в русские народные игры.
- формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Речевое развитие:
- воспитание любви к народным праздникам через произведения художественной литературы.
- чтение и заучивание произведений фольклора народного праздника
- учить детей делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.
- поощрение речевой активности, развитие свободного общения со взрослыми и детской аудиторией.
- использование педагогами и родителями каждой возможности для общения с ребенком.
- обращение внимания родителей на возможность развития интереса ребенка к народным праздникам в ходе ознакомления с художественной литературой.
Художественно-эстетическое развитие:
- вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ народного праздника в произведениях великих художников.
- развивать эмоциональную отзывчивость при слушании классических произведений.
- стимулировать эмоционально-нравственную сферу, посредством различных видов музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально - ритмические движения.
- познакомить с русскими народными музыкальными инструментами.
- обучать обыгрывать воображаемые образы и предметы, развивать мелкую моторику, творческие способности;
Формы работы:
- Электронная презентация «О праздниках, традициях русского народа»
- Беседы о традициях и обрядах праздника.
- Знакомство со значением и символикой блинов.
- Беседа о правилах поведения во время праздника.
- Физическая культура - двигательная, игровая.
- Народные подвижные игры.
- Заучивание приговорок, закличек, поговорок о Масленице, блинах.
- Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах, о зиме и весне.
- Разучивание пальчиковых игр.
- Рисование на тему: «Масленица».
- Рассматривание мини-выставки иллюстраций на тему масленичных гуляний.
- Знакомство с лоскутным рукоделием.
- Лепка на тему «Масленица».
- Слушание русских народных песен.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный:
• Разработка содержания проекта, составление плана работы;
• Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие);
• Изготовление атрибутов для проведения подвижных игр;
• Подбор материалов для продуктивной деятельности;
• Заучивание закличек, частушек;
Основной:
• Проведение тематического занятия;
• Художественно-творческая деятельность.
• Разучивание масленичных частушек, русских народных песен, закличек.
• Чтение художественных произведений по теме.
• Прослушивание музыкальных композиций.
Заключительный:
• Приготовление блинов для чаепития.
• Оформление выставки продуктов детской деятельности «Масленица».