Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Содержание прогулки как условие формирования
познавательной самостоятельности детей

Знаменкова Еватерина Александровна
    Проблема развития познавательной самостоятельности детей дошкольного возраста – сегодня одна из самых значимых. Актуальной задачей нашего времени является владение человеком не только знаниями, но и умением добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими.
    Под познавательной самостоятельностью можно подразумевать готовность ребенка при незначительной помощи взрослого или без нее инициативно осуществлять познавательную деятельность, предполагающую сознательную постановку, удержание и достижение познавательной цели, планируя и применяя различные способы действий, а также оценку полученного результата и собственных совершенных усилий.
     Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.
     В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначены основополагающие качества, которые необходимо формировать у детей в условиях дошкольных образовательных учреждений. В ряду важнейших личностных качеств, которыми должен владеть ребенок, особое внимание уделено самостоятельности и ответственности. Естественно предположить, что эти качества совершенствуются в процессе взросления дошкольников, а их успешность будет достигаться действием многочисленных факторов окружающей среды, с одной стороны, и сформированностью потребности детей в самостоятельности - с другой, рычагом развития самостоятельности в разнообразных видах деятельности может стать наличие у человека познавательной самостоятельности. Именно познавательная самостоятельность, выступает существенным фактором в целостном развитии личности. Одним из целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта на этапе завершения дошкольного образования является самостоятельность.        Проблема познавательной самостоятельности - одна из наиболее значимых в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития.
      Понимая необходимость развития познавательной самостоятельности дошкольников, педагоги иногда недостаточное внимание уделяют совершенствованию данного процесса в дошкольной организации.
      Формирование у детей познавательной самостоятельности – актуальная задача воспитателя детского сада.
       Анализ актуальных психологических и педагогических исследований позволяет понимать познавательную самостоятельность детей дошкольного возраста как готовность ребенка при незначительной помощи взрослого или без нее инициативно осуществлять познавательную деятельность, предполагающую сознательную постановку, удержание и достижение познавательной цели, планируя и применяя различные способы действий, а также оценку полученного результата и собственных совершенных усилий [1].
    На основе анализа психолого-педагогической литературы были определены следующие компоненты структуры познавательной самостоятельности, адекватные возрастному периоду дошкольного детства: мотивационный, когнитивный, волевой, деятельностный и оценочный.
1. Мотивационный компонент предусматривает отношение ребенка к процессу самостоятельного получения и применения знаний.
2. Когнитивный компонент проявляется в знаниях (понятиях или образах восприятий и представлений).
3. Волевой компонент включает самостоятельное построение внутреннего плана познавательных действий.
4. Деятельностный компонент определяется разнообразием самостоятельных познавательных действий во внешнем плане.
5. Оценочный компонент предполагает осознание полученного результата субъектом и самостоятельную корректировку своей познавательной деятельности.[1]
      Большие потенциальные возможности для развития личности ребенка заложены в процессе образовательной работы с детьми в условиях прогулки, где предоставляются уникальные условия для развития ребенка, удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре.
     В XVII веке Я. А. Коменский отводил большое место в воспитании детей - природе. Ж. Ж. Руссо считал, что до 12-летнего возраста дети должны развиваться только на природе. По мнению Ф. Фребеля, каждое детское учреждение должно иметь участок территории, где ребенок мог бы не только трудиться, но и наблюдать природные объекты, осуществлять исследовательскую деятельность. К. Д. Ушинский отводил особое место и значение природе в интеллектуальном развитии ребенка.
      Непременным условием успешного развития дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями[2]. При проведении прогулок используются разнообразные формы организации детей (группа целиком, небольшие подгруппы, индивидуально). Это успешно решается в ходе систематически проводимых наблюдений, в т.ч. заранее планируемых педагогом[3]. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений), способствуют развитию познавательной самостоятельности.
     Фронтальная организация наблюдений на прогулках используется, когда детей знакомят с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых, с новым видом труда на участке, показывают новый способ действия.
       Что же такое познавательная самостоятельность? Познавательная самостоятельность – то готовность ребенка при незначительной помощи взрослого или без нее инициативно осуществлять познавательную деятельность, предполагающую сознательную постановку, удержание и достижение познавательной цели, планируя и применяя различные способы действий, а также оценку полученного результата и собственных совершенных усилий. Прогулка – это педагогически организованная форма активного отдыха детей. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей и могут способствовать развитию у дошкольников познавательной самостоятельности. При планировании прогулок для развития самостоятельной познавательной самостоятельности детей нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, их интересы и возможности.
Список литературы:
1. Лагутина Ю.В. Развитие познавательной самостоятельности дошкольников в семейных группах // Дошкольное воспитание.-2019.-№ 6.- с.89-94
2. Полякова М.Н. Диагностика исследовательского поведения детей дошкольного возраста // Детский сад будущего: ориентир на качество дошкольного образования: сборник научных статей по материалам межрегиональной научно-практической конференции с международным участием 30 марта 2018 года. - СПб.: Изд-во СПБ АППО. - Выпуск № 6. - 2018. - С. 107-112
3. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/lol-1997/LOl-2271.htm/, свободный. - Загл. с экран.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»