Содержание прогулки как условие формирования
познавательной самостоятельности детей
Знаменкова Еватерина Александровна
Проблема развития познавательной самостоятельности детей дошкольного возраста – сегодня одна из самых значимых. Актуальной задачей нашего времени является владение человеком не только знаниями, но и умением добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими.Под познавательной самостоятельностью можно подразумевать готовность ребенка при незначительной помощи взрослого или без нее инициативно осуществлять познавательную деятельность, предполагающую сознательную постановку, удержание и достижение познавательной цели, планируя и применяя различные способы действий, а также оценку полученного результата и собственных совершенных усилий.
Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначены основополагающие качества, которые необходимо формировать у детей в условиях дошкольных образовательных учреждений. В ряду важнейших личностных качеств, которыми должен владеть ребенок, особое внимание уделено самостоятельности и ответственности. Естественно предположить, что эти качества совершенствуются в процессе взросления дошкольников, а их успешность будет достигаться действием многочисленных факторов окружающей среды, с одной стороны, и сформированностью потребности детей в самостоятельности - с другой, рычагом развития самостоятельности в разнообразных видах деятельности может стать наличие у человека познавательной самостоятельности. Именно познавательная самостоятельность, выступает существенным фактором в целостном развитии личности. Одним из целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта на этапе завершения дошкольного образования является самостоятельность. Проблема познавательной самостоятельности - одна из наиболее значимых в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития.
Понимая необходимость развития познавательной самостоятельности дошкольников, педагоги иногда недостаточное внимание уделяют совершенствованию данного процесса в дошкольной организации.
Формирование у детей познавательной самостоятельности – актуальная задача воспитателя детского сада.
Анализ актуальных психологических и педагогических исследований позволяет понимать познавательную самостоятельность детей дошкольного возраста как готовность ребенка при незначительной помощи взрослого или без нее инициативно осуществлять познавательную деятельность, предполагающую сознательную постановку, удержание и достижение познавательной цели, планируя и применяя различные способы действий, а также оценку полученного результата и собственных совершенных усилий [1].
На основе анализа психолого-педагогической литературы были определены следующие компоненты структуры познавательной самостоятельности, адекватные возрастному периоду дошкольного детства: мотивационный, когнитивный, волевой, деятельностный и оценочный.
1. Мотивационный компонент предусматривает отношение ребенка к процессу самостоятельного получения и применения знаний.
2. Когнитивный компонент проявляется в знаниях (понятиях или образах восприятий и представлений).
3. Волевой компонент включает самостоятельное построение внутреннего плана познавательных действий.
4. Деятельностный компонент определяется разнообразием самостоятельных познавательных действий во внешнем плане.
5. Оценочный компонент предполагает осознание полученного результата субъектом и самостоятельную корректировку своей познавательной деятельности.[1]
Большие потенциальные возможности для развития личности ребенка заложены в процессе образовательной работы с детьми в условиях прогулки, где предоставляются уникальные условия для развития ребенка, удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре.
В XVII веке Я. А. Коменский отводил большое место в воспитании детей - природе. Ж. Ж. Руссо считал, что до 12-летнего возраста дети должны развиваться только на природе. По мнению Ф. Фребеля, каждое детское учреждение должно иметь участок территории, где ребенок мог бы не только трудиться, но и наблюдать природные объекты, осуществлять исследовательскую деятельность. К. Д. Ушинский отводил особое место и значение природе в интеллектуальном развитии ребенка.
Непременным условием успешного развития дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями[2]. При проведении прогулок используются разнообразные формы организации детей (группа целиком, небольшие подгруппы, индивидуально). Это успешно решается в ходе систематически проводимых наблюдений, в т.ч. заранее планируемых педагогом[3]. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений), способствуют развитию познавательной самостоятельности.
Фронтальная организация наблюдений на прогулках используется, когда детей знакомят с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых, с новым видом труда на участке, показывают новый способ действия.
Что же такое познавательная самостоятельность? Познавательная самостоятельность – то готовность ребенка при незначительной помощи взрослого или без нее инициативно осуществлять познавательную деятельность, предполагающую сознательную постановку, удержание и достижение познавательной цели, планируя и применяя различные способы действий, а также оценку полученного результата и собственных совершенных усилий. Прогулка – это педагогически организованная форма активного отдыха детей. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей и могут способствовать развитию у дошкольников познавательной самостоятельности. При планировании прогулок для развития самостоятельной познавательной самостоятельности детей нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, их интересы и возможности.
Список литературы:
1. Лагутина Ю.В. Развитие познавательной самостоятельности дошкольников в семейных группах // Дошкольное воспитание.-2019.-№ 6.- с.89-94
2. Полякова М.Н. Диагностика исследовательского поведения детей дошкольного возраста // Детский сад будущего: ориентир на качество дошкольного образования: сборник научных статей по материалам межрегиональной научно-практической конференции с международным участием 30 марта 2018 года. - СПб.: Изд-во СПБ АППО. - Выпуск № 6. - 2018. - С. 107-112
3. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/lol-1997/LOl-2271.htm/, свободный. - Загл. с экран.