Без праздников не бывает детства
Уткина Ирина Сергеевна
"Духовная жизнь ребенка полноценна тогда, когда он живет в мире игры , сказки, музыки, фантазии,творчества. Без этого он засушенный цветок."...В ,А. Сухомлинский
"Умирает царство на земле-детство никогда не умирает."-сказал поэт.
Детство-самая замечательная пора в жизни человека, и сделать её такой помогают разнообразные праздники. Праздник-визитная карточка детского сада. С ним связаны самые большие надежды и ожидания детей. Детям нравится праздничная атмосфера,они всегда рады гостям , которые приходят на торжество. Праздники и развлечения в детском саду позволяют ребенку открыть в себе новые способности и таланты, развить уже имеющиеся навыки. Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов : памяти, внимания, создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний , полученных на занятиях, способствуют нравственному воспитанию. На данных мероприятиях дети показывают свои достижения, и, кроме этого , праздники и развлечения являются источником новых впечатлений для ребенка, стимулом его дальнейшего развития. На ряду с праздниками немаловажное значение для создания положительного микроклимата в группе имеют развлечения. Развлечение как один из видов культурно-досуговой деятельности имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки. Развлечения должны быть всегда красочным моментом в жизни детей, обогащающим творческую активность. Они способствуют его всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и др..; пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок получает возможность проявить самостоятельность, а значит, приобрести уверенность в себе, веру в свои способности. По степени активности развлечения делятся на три вида: дети являются только слушателями или зрителями при организации развлечений первого вида мы привлекаем детей к оформлению зала, группы; изготовлению атрибутов или пригласительных билетов. Во втором виде развлечений дети непосредственные участники. Второй вид развлечения дает возможность более широкого включения детей в процесс подготовки и исполнения. Они сами готовят номера для выступлений, ставят спектакли, разыгрывают роли, принимают активное участие в разнообразных играх. Этот вид развлечений позволяет воспитателю найти занятие каждому ребенку. Третий вид -смешанный(участники-взрослые и дети) . Он позволяет расширить общение детей со взрослыми и сверстниками, что так необходимо для общего развития дошкольников. Развлечения можно классифицировать и по содержательной направленности: театрализованные: кукольный и теневой театры, фланелеграф и др..; познавательные: КВН, викторины (экологические, о жизни и творчестве писателей, поэтов. композиторов и т д...) ,спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры, соревнования, эстафеты музыкально-литературные концерты. В детском саду утренники- это не только развлекательное мероприятие, а большая , трудная подготовительная работа. В большенстве они носят тематический характер : все стихи. песни, игры подчинены , как правило, одной теме. Работа над праздником начинается со сценария. Педагог может работать по готовому сценарию, а может сам активно участвовать в составлении сценария, подбирать произведения для инсценировок, спектаклей, стихи, переклички и даже музыкальные произведения. В большинстве случаев сценарий разрабатывается педагогами ДОУ в тесном сотрудничестве с музыкальным работником. Музыкальный руководитель подбирает к сценарию музыкальную и хореографическую часть, на воспитателе же лежит тщательный подбор речевого материала . Следующим этапом является предварительная работа: чтение произведения, по которому будет происходить инсценировка или театрализация, обсуждаются характеры персонажей. Затем проводит воспитатель пробы детей на различные роли. Необходимо не перегружать детей , не навязывать своего мнения, предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных. После распределение ролей начинается индивидуальная работа с детьми: над выразительным прочтением стихов, по заучиванию текста песен, над образом , над отдельными эпизодами . В структуру праздника, утренника обязательно включаются различные сюрпризные моменты, игры. Чтобы у малышей не угас интерес к празднику, не стоит проводить несколько полномасштабных репетиций, лучше всего отшлифовать программу утренника по номерам, и только в преддверии самого праздника провести генеральную репетицию. Праздники и развлечения являются особой формой организации детской художественной деятельности для детей дошкольного и школьного возраста . Праздники в детском саду-это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Воспитание и развитие ребенка не возможно без участия родителей. Родители-самые дорогие и близкие люди. Родители с удовольствием помогают подготовиться к празднику. Они принимают посильное участие в изготовлении костюмов, атрибутов, декораций. Активно включаются в игры, играют роли. Именно на утреннике родители могут разглядеть в своем сыночке или дочке маленькие таланты, которые они захотят развивать далее. У родителей есть возможность не только оценить таланты, но и обратить внимание на проблемные моменты в развитии ребенка, и вовремя начать работать с ним. Именно на утреннике и при подготовке к утреннику сближается родительский коллектив . Помощь родителей при подготовке к утреннику очень важна и ценна, ведь они не должны быть только "зрителями", "наблюдателями" , они должны стать активными участниками учебно-воспитательного процесса. Активное использования развлечений и игр помогают решить программные задачи укрепление добрых человеческих отношений среди сверстников, развитие индивидуальных способностей детей, их творческого потенциала, развитие музыкально -эстетического воспитания (памяти, слуха, чувство ритма....) Торжество, объединяющие детей общностью переживаний , входит в жизнь ребенка ярким событием и остается надолго в его памяти. Несмотря на педагогическую ценность хороших праздников и развлечений в жизни детей, подготовка к ним не может быть самоцелью. Праздник должен стать результатом разнообразных видов детской творческой деятельности. Важно не выучить песни к очередному выступлению , а научить детей петь, не подготовить пляски к мероприятию , а научить ритмично и выразительно двигаться в соответствии с характером музыки. Исход утренника во многом зависит и от правил поведения детей на утреннике. Детям необходимо знать некоторые из них: говорить не громко(не кричать), ходить спокойно(не бегать); помнить для чего мы находимся в зале; смело показывать свои способности; заботиться друг о друге(не обижать) , помогать друг другу (не смеяться), внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому), не отвлекаться на родителей. Праздник в детском саду-это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, повара администрация и т.д. Поэтому праздник-это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, поэтому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов. На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника. Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку. Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении. На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям. Во время праздника детей руками не трогать , а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними. Когда приходит тот самый долгожданный день , когда зал полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начало действия.... праздник начинается... проходит... и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником. Детская и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача состоит в том , чтобы" привязать" к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось. Детские ответы желательно записать и поместить на стенд для родителей. Праздничное оформление групп и зала может быть сохранено в течении нескольких дней, потом должно быть аккуратно с помощью детей быть убрано. На последующих занятиях, в творческих игр, следует повторить праздничный материал. Эффективность педагогической работы во многом зависит от тщательного анализа качества проведения праздника , при котором оцениваются : деятельность детей во время праздника, их самочувствие, эмоциональное состояние, степень активности и заинтересованности, качество выступлений, деятельность музыкального руководителя и воспитателей , их профессионализм в составлении сценария, умения распределять роли с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, качество используемого музыкального репертуара, его доступность, художественность и соответствие тематике праздника; праздничное оформление зала. Утренник в детском саду может быть неплохим воспитательным моментом и для родителей в семье. Каждый ребенок ждет праздника, и если поведение " хромает " , то малыша легко мотивировать тем, что скоро утренник и надо вести себя подобающим образом, и на че праздника не будет. "От того , как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира-от этого в решающей степени зависит каким человеком станет сегодняшний малыш" В,А, Сухомлинский.