Игровые упражнения по технологии
триз на прогулке в детском саду
Макеева Виктория Викторовна,
воспитатель
Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявлять инициативу и творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения является система творческих заданий на основе приемов ТРИЗ (Теория решения изобретательных задач). ТРИЗ для детей дошкольного возраста — это система игр и заданий, способная развивать у детей творческое мышление, формировать исследовательские навыки, поддерживать инициативу, самостоятельность, оценочное и критическое отношения к миру, ставить и решать нетиповые проблемы. воспитатель
В ДОУ структуру прогулки условно можно представить следующим образом: наблюдение, трудовая деятельность детей, подвижные игры, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность. В любой из элементов прогулки можно включить игру по технологии ТРИЗ.
Во время наблюдения на прогулке игра «Хорошо — плохо» позволяет находить противоречия в окружающей действительности. «Дождь — хорошо или плохо?» С одной стороны, дождь поливает растения, освежает воздух, а с другой стороны, создает неудобства для игр на траве. Осень, дерево, кошка, песок: можно выявлять неоднозначность разных объектов. Во время трудовой деятельности (расчистки дорожек от снега, сбора упавших листьев и веточек) тоже уместно задавать вопросы, иллюстрирующие противоречия. При рассматривании природных объектов (облаков, луж, деревьев, следов на земле или снегу) интересна игра «На что похоже».
Игру «Что было — чем стало» легко включить таким образом: называть предметы, изготовленные из данного материала: «Что изготовлено из дерева? (бумага, мебель, спички). «Было зёрнышком, а стало...(деревом)». «Чего было много, а стало мало? (Звёзды, потому что днём их не видно; снег, потому что растаял и. т. д.)
Игра «Что было бы, если...» позволяет не только развивать творческие способности, но и дарит возможность лучше узнать детей, понять их надежды и желания. «Что было бы, если пропали все формочки и ведерки для песка? Если бы в детском саду не работал дворник или рабочий по ремонту здания?» Желательно, чтобы дети сами задавали вопросы, только к непривычным собеседникам: сломанной машинке, сорванному цветку. Еще интереснее, когда дети от лица этих «героев» — предметов расскажут свои удивительные истории. Можно использовать при этом микрофон и представить игру в виде интервью.
Если индивидуальная работа с детьми на прогулке запланирована по художественно — эстетическому развитию, просто и занимательно включить рисование палочками, шишками на земле или песке. Рисование мелками на асфальте будет увлекательнее, если детям предложить обвести рисунок по точкам или дорисовать данную геометрическую фигуру (треугольник — елочка, круг — цветок, квадрат — домик и т. д.) Музыкальный проигрыватель поможет реализовать упражнение «Графическая музыка»: мелками на асфальте дети рисуют произвольные линии (ломанные, плавные), соответствующие услышанной музыкальной композиции.
Подвижных игр и игр малой подвижности с элементами ТРИЗ можно придумать немало.
Например, «Мои друзья»: ведущий «превращается» в какой — то персонаж и «ищет» друзей. Если ведущий — русалочка, друзья его — те, кто живет в воде. Дети подбегают или подходят к ведущему, называя близких героев или предметы.
Игра «Большие — маленькие» проводится так. Дети по команде «Большие!» поднимаю руки вверх и встают на носочки, по команде «Маленькие!» — приседают на корточках. Затем размер указывается по сравнению с другими объектами («для цыпленка», «для динозавра» и др). Игра «Много — мало». Если «много», руки разводят широко в стороны, «мало» — ладони сближают, «достаточно» — рука на руку. Примеры ситуаций: «Одно ведро для муравья / для слона? Одно солнце в небе? Один самолет в небе? Одна мама у ребенка? Один ребенок у мамы?
Игра «Волшебник обратного времени»: ведущий (или группа детей) показывает последовательность действий какого — либо процесса в обратном порядке. Детям дается задание: угадать и установить последовательность действий в прямом порядке представленного процесса.
Игра «Домино»: по сигналу дети становятся в пары лицом друг к другу. Затем по очереди каждая пара должна назвать свой общий признак: цвет или детали одежды, место жительства и т. д.
Игра «Перебежки»: дети делятся на две подгруппы и строятся по обе стороны площадки. Педагог называет объект. Дети по очереди с каждой подгруппы, называя положительные и отрицательные качества данного объекта, перебегают /перепрыгивают на другую сторону площадки. При этом можно перепрыгивать через шнур двумя ногами или одной ноге, правым или левым боком.
Игра «Наоборотики»: дети выполняют анти — движение: по команде ускорить бег — замедляют бег; по команде наклониться вперед — наклоняются назад; ходьба вперед — ходьба вперед спиной.
Таким образом, применение элементов ТРИЗ стимулирует взаимообмен оригинальными идеями, позволяет взаимодействовать с детьми под девизом «Творчество во всем!».
Использованная литература:
- Гин А.А. Приемы педагогической техники (1999 г.) — 112с.
- Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука (2004 г.) — 203 с.
- Гин А.А. ТРИЗ педагогика (2015 г.)
- Пчелкина Е.Л. По ступенькам ТРИЗ. Первый год обучения (2010 г.) — 176 с.