Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Игровые упражнения по технологии
триз на прогулке в детском саду

Макеева Виктория Викторовна,
воспитатель 
Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности,  предоставление ребенку возможности самостоятельно проявлять  инициативу и творчество. Одним из средств, обеспечивающих не  только качественный, но и увлекательный процесс обучения является система творческих заданий  на основе приемов ТРИЗ (Теория решения изобретательных задач).  ТРИЗ для детей дошкольного возраста — это система игр и заданий, способная развивать у детей  творческое мышление, формировать исследовательские навыки,  поддерживать инициативу, самостоятельность, оценочное и критическое отношения к миру, ставить  и решать нетиповые проблемы. 
В ДОУ структуру прогулки условно можно представить следующим  образом: наблюдение, трудовая деятельность детей, подвижные игры,  индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность. В любой из элементов прогулки  можно включить игру по технологии ТРИЗ.
 Во время наблюдения на прогулке игра «Хорошо — плохо» позволяет находить противоречия  в окружающей действительности. «Дождь — хорошо или плохо?» С одной стороны, дождь поливает растения, освежает воздух,  а с другой стороны, создает неудобства для игр на траве. Осень,  дерево, кошка, песок: можно выявлять неоднозначность разных объектов. Во время трудовой деятельности (расчистки дорожек от снега,  сбора упавших листьев и веточек) тоже уместно задавать вопросы, иллюстрирующие противоречия. При рассматривании природных объектов (облаков, луж, деревьев,  следов на земле или снегу) интересна игра «На что похоже». 
Игру «Что было — чем стало»  легко включить таким образом: называть предметы, изготовленные из  данного материала: «Что изготовлено из дерева? (бумага, мебель,  спички). «Было зёрнышком, а стало...(деревом)». «Чего было много, а стало мало? (Звёзды, потому  что днём их не видно; снег, потому что растаял и. т. д.)
Игра «Что было бы, если...» позволяет не только развивать  творческие способности, но и дарит возможность лучше узнать детей, понять их надежды и желания.  «Что было бы, если пропали все формочки и ведерки для песка?  Если бы в детском саду не работал дворник или рабочий по ремонту здания?» Желательно, чтобы  дети сами задавали вопросы, только к непривычным собеседникам:  сломанной машинке, сорванному цветку. Еще интереснее, когда дети  от лица этих «героев» — предметов расскажут свои удивительные  истории. Можно использовать при этом микрофон и представить игру в виде интервью.
Если индивидуальная работа  с детьми на прогулке запланирована по художественно — эстетическому развитию, просто и занимательно включить рисование  палочками, шишками на земле или  песке. Рисование мелками на асфальте будет увлекательнее, если  детям предложить обвести рисунок по точкам или дорисовать данную  геометрическую фигуру (треугольник — елочка, круг — цветок, квадрат — домик и т. д.) Музыкальный  проигрыватель поможет реализовать упражнение «Графическая музыка»: мелками на асфальте дети  рисуют произвольные линии (ломанные, плавные), соответствующие услышанной музыкальной  композиции. 
Подвижных игр и игр малой подвижности с элементами ТРИЗ можно придумать немало. 
Например, «Мои друзья»: ведущий «превращается» в какой — то  персонаж и «ищет» друзей. Если ведущий — русалочка, друзья его —  те, кто живет в воде. Дети подбегают или подходят к ведущему, называя близких героев или предметы. 
Игра «Большие — маленькие» проводится так. Дети по команде «Большие!» поднимаю руки вверх  и встают на носочки, по команде  «Маленькие!» — приседают на корточках. Затем размер указывается  по сравнению с другими объектами («для цыпленка», «для динозавра» и др). Игра «Много — мало».  Если «много», руки разводят широко в стороны, «мало» — ладони сближают, «достаточно» — рука  на руку. Примеры ситуаций: «Одно ведро для муравья / для слона?  Одно солнце в небе? Один самолет в небе? Одна мама у ребенка?  Один ребенок у мамы? 
Игра «Волшебник обратного времени»: ведущий (или группа детей)  показывает последовательность действий какого — либо процесса в обратном порядке. Детям дается  задание: угадать и установить последовательность действий в прямом порядке представленного процесса. 
Игра «Домино»: по сигналу дети становятся в пары лицом друг к другу. Затем по очереди каждая пара должна назвать свой общий признак: цвет или детали одежды, место жительства и т. д.
Игра «Перебежки»: дети делятся на две подгруппы и строятся по обе  стороны площадки. Педагог называет объект. Дети по очереди с каждой подгруппы, называя положительные и отрицательные качества  данного объекта, перебегают /перепрыгивают на другую сторону площадки. При этом можно перепрыгивать через шнур двумя ногами или  одной ноге, правым или левым боком.
 Игра «Наоборотики»: дети выполняют анти — движение: по команде ускорить бег — замедляют  бег; по команде наклониться вперед — наклоняются назад; ходьба  вперед — ходьба вперед спиной.
Таким образом, применение  элементов ТРИЗ стимулирует взаимообмен оригинальными идеями, позволяет взаимодействовать  с детьми под девизом «Творчество во всем!».
Использованная литература:
  1. Гин А.А.  Приемы педагогической техники (1999 г.) — 112с.
  2. Альтшуллер Г.С.  Творчество как точная наука (2004 г.) — 203 с.
  3. Гин А.А.  ТРИЗ педагогика (2015 г.) 
  4. Пчелкина Е.Л. По ступенькам ТРИЗ. Первый год обучения (2010 г.) — 176 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»