Познавательно-исследовательские дошкольные
мероприятия как подготовка ребенка
к следующему образовательному этапу
Михайлова Ольга Борисовна
В настоящее время государственная политика в сфере дошкольного образования имеет важнейший целевой ориентир - обеспечение качества предоставления образовательных услуг. Перед дошкольными образовательными учреждениями стоит непростая задача не только соответствовать запросам современного общества, но и обеспечить сохранение неповторимости дошкольного детства. Необходимо осуществить личностно-ориентированный подход к ребенку.Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребенка к следующему образовательному этапу, эта задача формулируется традиционно как необходимость обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием.
В процессе воспитания и обучения необходимо создать оптимальные условия для раскрытия личности каждого ребенка, дать толчок к саморазвитию, вызвать желание двигаться в правильном направлении. Таким толчком может быть участие воспитанников в конкурсах различного уровня, которое выполняет важнейшую функцию социализации детей.
Программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста:
развитие любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.
К стадиям познавательного развития относится: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.
Познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются: – организация решения познавательных задач; – применение экспериментирования в работе с детьми; – использование проектирования.
Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В качестве примеров можно провести следующие эксперименты: «Есть ли у воды вкус?»; «Испаряется ли вода?»; «Куда делись чернила?». В работе с дошкольниками используются познавательные задачи. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.
Исходя из поставленной цели – объединить различные виды деятельности детей в целостный педагогический процесс – были определены следующие задачи:
- формирование осознанного отношения к физической активности на основе освоения представлений и знаний о физической культуре;
- формирование практических умений и навыков на основе усвоения норм и правил окружающего мира;
- повышение уровня физической подготовленности на основе совершенствования двигательных умений и навыков, а также развития двигательных качеств и способностей;
- воспитание потребностей в физическом совершенствовании на основе формирования интересов и мотивов к занятиям с физическими упражнениями.
Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть не большим по объему, но емким.
Увлекательны и интересны досуговые формы: праздники, развлечения, викторины. Их задача – не только дарить радость от встреч с любимыми произведениями, с героями детских книг, решать задачи речевого развития, развития творчества, нравственных качеств, но и физического развития детей. Даже если вслушаться в название физкультурно-литературных досугов: «Путешествие по сказкам», «Поможем Федоре», «Путешествие за капелькой солнца», «Спасаем доктора Айболита», «Проделки старухи Шапокляк», то можно понять, с каким интересом и увлечением дети принимают участие в таких мероприятиях.
Проведение непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Физическая культура». В вводной части - создаётся проблемная ситуация, раскрывается сюжет. Это повышает мотивацию к решению поставленных перед детьми задачи. В этой части использую различные виды ходьбы, бега, прыжки, в некоторых случаях сопровождаемые речевыми комментариями, счетом. Дети выполняют массаж спины «Дождик», самомассаж «Чтобы ушки не болели», упражнение на дыхание «Ветер», различные виды ходьбы и бега. Преодолевая «Полосу препятствий» дети развивали навык подлезания правым и левым боком, упражнялись в ползании по гимнастической скамейке на животе и с мешочком на спине на четвереньках. Прибыв на «Лесную полянку» дети закрепляют знания о разных видах деревьев в играх: «Шишки-желуди», «Волшебные листья», выполняют оригами с листьями, пальчиковую гимнастику «Осенние листья» - развивая общую 20 и мелкую моторику. Обнаружив «мусор» на «Поляне», ребята вспоминают правила поведения в природе и убирают его в эстафете «Кто быстрее». Выполнив релаксационное упражнение «Теплый ветер» и пройдя по «Волшебному мостику» - массажеру, дети заканчивают свое «путешествие» и возвращаются в группу.
Патриотизм.
Патриотизм – это любовь к Родине – большой и малой, к родной природе, к своему народу, это готовность верно служить делу их процветания, любить свой дом, готовность защищать его. Быть патриотом –ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.
Расширять представления о родном крае, знакомить с достопримечательностями. Углублять и уточнять представления. Поддерживать интерес детей к событиям, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России. Расширять знания о государственных праздниках. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов: возлагать с детьми цветы к обелискам, памятникам.
Можно проводить с детьми прогулки и экскурсии в лес, парк, поле, на пруд, к речке или морю, все это позволит научить воспринимать красоту родной природы, испытывать радость общения с нею. Использовать в своей работе с детьми произведения художественной литературы и искусства, впечатления о родной природе будут наполняться смыслом и станут более глубокими. Изобразительная деятельность также способствует углублению любви к природе родной страны.
Прогулочные мероприятия.
Прогулка - один из основных режимных моментов распорядка дня в детском саду.
Прогулка — мини-путешествие, выход в мир живой природы. Наблюдения за сезонными и погодными изменениями в окружающей среде очень важны. Они могут многое дать для развития детей.
Изучение природных явлений и различных погодных особенностей - это начало, основа основ постижения детьми вечных природных законов окружающего мира. Оформление уголков природы и календарей наблюдений; конспекты тематических прогулок и исследовательских проектов; сценарии занятий по изучению свойств природных явлений, влияющих на погоду за окошком. Необходимо проводить познавательные занятия и исследовательские проекты, экологические сказки.
Дети должны разделить свое пространство, каждый занят своим делом, не мешает друг другу. Никто ни с кем не ссорится и детям не приходится делить игрушки. У каждого ребенка своя зона для игры. Не рекомендуется нарушать зону игры друг друга. Не советуется нарушать спокойствие на детской площадке. Необходимо находить подход к каждому ребенку.
Игры с детьми на прогулке:
- "Солнышко и дождик"
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку. Идут по кругу.
Мы захлопаем в ладоши,
Очень рады солнышку. Хлопают стоя на месте.
Топ-топ-топ-топ!
Топ-топ-топ-топ! Ритмично притопывают на месте.
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!
Хлоп-хлоп-хлоп Ритмично хлопают в ладоши,
На сигнал «Дождь идет, скорей домой!» дети убегают. Затем взрослый говорит: «Солнышко светит!», - игра повторяется.
- «У медведя во бору»
У медведя во бору
Грибы, ягоды бегу,
А медведь не спит,
Все на нас рычит.
Медведь должен сидеть на своем месте. Когда играющие произносят последнее «рычит», медведь с рычанием встает и догоняет детей, которые бегут к себе «домой». Пойманного, медведь ведет к себе.
После того как медведь поймает 3-2, выбирается новый медведь.
На игровой площадке актуально использовать игры с мячом:
- Съедобное-несъедобное
Игры на свежем воздухе в песочнице полезны для детей всех возрастов. Как правило, дети, оказавшись в песке, погружаются в свой мир, в котором можно построить много разных вещей. Игра в песочнице снимает психическое напряжение. Для сплочения коллектива можно предложить детям выполнить совместное творчество. Построение общего замка в песочнице. Фантазия у каждого своя и в процессе игры она развивается гораздо быстрее.
Масленица:
Участники выходят в центр площадки, лицом к зрителям, в руках держат атрибуты – на палочках. Это - плоскостные чашки – 2шт, блины – 2шт, солнце – 1шт, самовар – 1шт.
Ведущий:
Масленица к нам пришла
Нам веселье принесла.
Вкусные блиночки
Для сына и для дочки.( показывает на блины)
Блины вместе:
Напекла блинов нам мама
Чтобы наелись мы на славу!
Масленица ведь идет
Всем блины она несет!
Ведущий: Самовар кипит
Чаем нас напоит.( показывает на самовар)
Самовар:
Подходи, кто чаю хочет
Да в стаканы наливай!
И с блиночком масленичным
Масленицу ты встречай!
Ведущий: А вот чашечки - подружки
Озорные хохотушки!( показывает на чашки)
Чашки вместе:
Как без чашек в праздник быть,
Вам чаёк куда налить?
С чаем и вкусней блины
Красивей нас не найти!
Ведущий: В центре - солнце ясное.
Красное – прекрасное.(показывает на солнце)
Солнце:
Весна скоро придет
Красоту принесет!
Буду жарче светить
Настроенье вам дарить!
По веселую музыку и аплодисменты гостей участники совершают круг почета.
Виды деятельности и формы работы.
Чтение «Сказок для любознательных», «В кругу друзей математики», рассматривание детских энциклопедий, работа с наглядным познавательным материалом, обеспечивающим математическое образование детей, загадывание загадок, задачки-шутки, разучивание считалок, развивающие, словесные и дидактические игры, игровые ситуации, настольно-печатные игры, конструктивные задания, построение предметных картинок, раскрашивание, штриховка, ситуации познавательной направленности, конструирование из бумаги, строительного материала.
Речевое развитие ребенка.
Познавательно-речевое развитие воспитанников является одним из направлений деятельности каждого образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, обязательным компонентом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Развивать речь – это не значит только предоставлять детям возможность больше говорить, давать материал и темы для устных высказываний. Развивать речь – значит систематически, планомерно работать над ее содержанием, ее последовательностью, учить построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над правильным произношением звуков и слов. Лишь непрерывная и организованная система работы над языком способствует овладению им. Обучение родному языку должно быть осознанным, осмысленным, так как на этой основе формируется ориентировка в языковых явлениях, создаются условия для самостоятельных наблюдений за языком, повышается уровень самоконтроля при построении высказывания.
Поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению. Центральная задача такого обучения - формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи.
Ведущей задачей является развитие связной речи. Решение остальных задач направлено на ее совершенствование. Так, в 1 младшей группе, это развитие разговорной речи и умение понимать обращенную речь, вступать в индивидуальный речевой контакт с окружающими людьми, выражать свои мысли вербально. Во 2 младшей группе ведущей задачей становится дальнейшее развитие разговорной речи, опосредованное использование литературных текстов, рассматривание картинок, предметов, объектов природы. Расширение речевых и познавательных возможностей детей позволяет начать знакомить их с правилами речевого этикета. Этого требует и изменение условий общения: от индивидуального общения воспитатель переходит к общению с коллективом детей, а это требует от ребенка умения выслушивать собеседника, не перебивать его, и дожидаться своей очереди, чтобы высказаться в коллективном разговоре.
Подвижные игры.
Сохранение и укрепление здоровья ребенка является первоосновой его полноценного развития. Здоровый, нормально развивающийся ребенок обычно подвижен, жизнерадостен, любознателен. Поэтому овладение основами двигательной и гигиенической культуры, психическое самочувствие ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения должны быть предметом особого постоянного внимания педагогов.
Необходимо ознакомить детей с содержанием игры, показать подобранные к ней атрибуты, предложить надеть их. Как только оживление детей уляжется, познакомить с правилами игры. Особое внимание уделяется сигналам, по которым надо менять движения, начинать или прекращать действия. В игре участвуют все дети. Перевоплощаясь в персонажей игры, увлекаясь ею, дети многократно повторяют разнообразные движения, упражняясь и закрепляя правильность их выполнения. Дети приучаются к согласованным коллективным действиям, элементарным ориентировкам в пространстве. Детям младшего дошкольного возраста нравится повторение одной и той же игры. В этом случае они имеют возможность закрепить новое умение, для них более осмысленным становится текст.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Дидактические игры с картой - схемой ближайшего окружения. Цель таких игр - формировать пространственные представления, умение пользоваться планом, картой, схемой. Варианты заданий: - «Где эта улица, где этот дом» - Ведущий предлагает отметить фишкой какое-либо место на плане (Положи фишку на «магазин»). - Угадай, что я загадала. Ведущий отмечает фишкой какой – либо объект на плане, а дети называют его. - Незнайка приехал в гости к нам в город, но не знает, как найти магазин (где у нас находится аптека и т.п.), помоги ему найти дорогу. - Нарисуй свой путь от дома до детского сада. - загадки. Педагог загадывает загадку о каком-нибудь месте в городе, дети отгадывают и находят это место на карте-схеме города. - определение места дома, по указанному адресу.
Графические симоволы в процессе развития речи.
Выполнение действия педагогом, интонационное выделение предлогов. Выполнение совместных действий вместе с детьми по словесной инструкции. На этом этапе происходит знакомство с символами и схемами. Самостоятельное действие по схеме. Составление простого высказывания по демонстрации действия с опорой на графическую схему. Составление словосочетаний по схеме (игровое упражнение «Что ты видишь?»). Чтение фразы по графической схеме. Составление предложений по соответствующим схемам.
Разучивание стихотворений.
Составление описательных рассказов, пересказ.
Ключевые моменты данной методики: Развитие чувства внутреннего порядка. С самого раннего возраста благодаря выполнению конкретных упражнений в ребенке развивается внутреннее чувство порядка, а порядок для ребенка очень важен. Максимальная индивидуализация. Методика позволяет учитывать психологические особенности каждого ребенка. Высокая мотивация деятельности. Ребенок испытывает удовольствие от познавательной деятельности, потому что поступает не по чьему-то указанию, а по собственному желанию. Развитие самостоятельности. Методика позволяет ребенку с самого раннего возраста действовать независимо от взрослых. Формирование высокой самооценки, творческого мышления.
Игры с игрушками.
Такие игры способствуют: - усвоению нравственных норм; - умению принимать собственное решение; - умению управлять такими чувствами как: гнев, агрессивность, ненависть; - умению адекватно воспринимать похвалу, не занижать и не завышать самооценку в процессе общения.
Воспитание детей посредством музыкальных инструментов.
Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой больше, чем взрослые люди. Сила её заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно, достаточно только сыграть грустную мелодию и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.
Из этого следует, что развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста в процессе формирования познавательной активности к музыкальным инструментам будет успешным, если: создать условия психологической защищённости, эмоционально-психологической атмосферы во время совместной деятельности педагога с детьми; предметно-развивающая среда соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей, музыкальный уголок насыщен яркими музыкальными игрушками; использовать на занятиях и вне занятий игры, танцы, сказки - шумелки, потешки и т.д. с музыкальными инструментами, стимулирующие развитие эмоциональной сферы ребёнка; помочь ребёнку вынести свои внутренние переживания вовне через жесты, мимику, движении, речь; использовать методы педагогической интеграции; внедрять положительный опыт педагогов, комбинации передовых методик.
Большое внимание необходимо уделять организации развивающей среды в группе: физкультурный уголок; дидактические, настольные игры, альбомы; таблицы, модели на различные темы. Активно работать с родителями: проводить родительские собрания, беседы, консультации, анкетирования, совместные спортивные праздники и развлечения, дни открытых дверей. и др.
Дошкольное образование дает детям преимущество в будущей жизни, позволяет развивать потенциал, навыки и таланты.