Песочный мир в жизни детей
Селиванова Татьяна Николаевна,
воспитатель ГБДОУ № 95
Калининского района Санкт-Петербурга
Любому ребёнку игры с песком доставляют огромное удовольствие. К.Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей - кучка песка!». С помощью песочных игр малыши проигрывают ситуации из жизни, они стремятся к общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим. В летний период контакты детей друг с другом происходят чаще в песочнице.воспитатель ГБДОУ № 95
Калининского района Санкт-Петербурга
По утверждению психологов детские игры с песком являются весьма полезными, потому что песчинки выступают в роли психотерапевтической релаксации, а также способны забирать от человека непостижным образом часть негативной энергии. Помимо этого, для детей любого возраста песок является бесплатным тренажером для пальчиков. Поэтому задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы уже с самого раннего возраста ребенка необходимо начинать знакомить с песком, помня о том, что есть прямая зависимость между развитием речи малыша и мелкой моторикой рук. Сохранение и укрепление здоровья детей - важнейшая задача как родителей, так и педагогов. В решении этой проблемы, особенно в летний оздоровительный период, помогут снимающие эмоциональное и психическое напряжение игры и упражнения с песком. «Песочная терапия» использовались М.Монтессори, основателем аналитической психотерапии К.Юнгом, английским педиатром М.Ловенфельд и другими. Известные педагоги считают, что игры с песком снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивают фантазию, позитивно влияют на эмоциональное состояние детей и взрослых и являются прекрасных средством для развития и саморазвития. Строя и разрушая, а затем снова воссоздавая сказочные замки или просто красивую картинку, ребёнок гармонизирует своё внутреннее состояние.
Игры с песком позволяют:
- Стабилизировать психоэмоциональное состояние.
- Совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику.
- Стимулировать развитие сенсорики, тактильно-кинестетической чувствительности.
- Развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию.
- Стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор.
- Разнообразить способы сотрудничества.
Культурные практики, используемые в летний период, такие как совместные игры детей со взрослыми (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-фантазия, игра - драматизация, строительно – конструктивные игры) направлены на обогащение содержания игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры. Дети могут придумать игровой сюжет для игрушек. Взрослые могут помочь малышам озвучить действия и разговор персонажей. Постройки «оживут» и замок наполниться весельем и смехом.
Песочница - это прекрасная развивающая среда для работы с детьми дошкольного возраста. Игры с песком насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, волнением, радостью), позволяет создавать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребёнка. Удивительное происходит в том, что песочная сказочная страна - не что иное, как проекция внутреннего мира ребёнка. Игры с песком - это и возможность обучения детей природному и ландшафтному конструированию. Из песка и природных материалов (кусочков дерева, веток, камешков и т.п.) они сооружают реки, долины, горы, озёра, туннели, мосты. Вдоль дорог возводятся строения и целые города, населяют их жителями (игрушками-фигурками людей и животных). Старшим детям можно предложить: «Построй сказочный город (мир, город своей мечты)». При этом развивается кругозор детей, их речь, пространственная ориентация, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща. На песке можно учить детей рисовать, писать буквы и целые слова (палочкой, пальцем) - это вызывает гораздо больший интерес, чем изображение на бумаге.
Игры с песком – это возможность лучше узнать окружающий его мир неживой природы и понять – из какого песка, влажного или сухого лучше строить постройки. Очень важно познакомить малышей со свойствами песка и научить обыгрывать постройки из песка. Игры с песком помогают практически определить, что сухой песок рассыпается, из него нельзя ничего построить. В большом лотке через лупу можно рассмотреть форму песчинок. Если долго сыпать песок через воронку в одно место, получается конус, который «плывет» сверху вниз и движение песка похоже на течение. Сухой песок можно просеивать через сито, тогда на дне останутся большие и крупные камешки. Сухим песком можно заполнить емкости разной формы. Если на песок опустить тяжелый предмет, например – металлический ключ, то останется более глубокий след, чем от легкого предмета, например – карандаша. После дождя или если полить из лейки песок водой, он становится сырым, тяжелым, приобретает тёмный цвет, не рассыпается в ладонях. Влажным песком можно заполнить формы, любимые детям и построить целый замок из песка.
Играя в игры с песком, дети запоминают правила и учатся их соблюдать:
- Нельзя разрушать то, что построили из песка другие дети.
- Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
- Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
- После игры надо помочь Песочной фее убрать все игрушки на свои места.
- После игры с песком нужно вымыть руки.
Игры с песком помогают ребёнку удовлетворить своё любопытство и развивает его мышление. Игры рядом с друзьями развивают дружеские взаимоотношения и умение общаться. В песочнице дети регулируют своё поведение, становятся самостоятельными, учатся общаться, взаимодействовать, поэтому важно не допускать запретов в играх с песком.
***Взрослым необходимо помнить, что начинать игры с песком стоит с проверки на безопасность места, где будут играть дети, обследовать будущее место для игр необходимо!