Взаимодействие педагогов и специалистов
с детьми по вопросам приобщения к истокам
русской народной культуры
Колчина Эльвира Айдаровна
Цель: приобщение дошкольников к традициям русского народа и к основам национальной культуры на основе знакомства с устным народным и народным музыкальным творчеством посредством взаимодействия педагогов группы и музыкального руководителя.
Задачи:
1. Образовательные:
- знакомство дошкольников с народной музыкальной культурой;
- овладение простейшими элементами народной плясовой пластики;
- ознакомление детей с бытом, традициями и обычаями русского народа;
- знакомство с фольклорными произведениями, народными праздниками и традициями;
- создание у детей определенного запаса русских народных песен, сказок, закличек, хороводных игр;
- формирование потребности творчески проводить свободное время в социально-значимых целях, занимаясь различной деятельностью: музыкальной, театральной;
- совершенствование навыков игры на народных музыкальных инструментах.
2. Развивающие:
- формирование музыкальных способностей дошкольников: слуховое восприятие, чувство ритма;
- развитие устойчивого интереса к художественным произведениям и декоративно-прикладному искусству; песенному и танцевальному творчеству
- развитие чувства сопричастности к народным торжествам;
- развитие фантазии, умения находить средства выражения образа в мимике, интонации, жестах, движениях;
- развитие творческих способностей и эмоциональной сферы дошкольников;
- активизировать детей для участия в играх с развернутым театральным действом.
3. Воспитательные:
- вызывать желания детей участвовать в играх с театральными действиями;
- воспитание у детей уважительного отношения к народной культуре,
- традициям, обычаям русского народа, народному творчеству;
- воспитание навыков общения, культуры поведения в среде сверстников;
- воспитание у дошкольников художественно-эстетического вкуса;
- воспитание усидчивости, аккуратности, ответственности.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа:
- беседы по теме,
- рассматривание иллюстративного материала,
- игровые упражнения,
- чтение художественной литературы (русские народные сказки, народные сказки в обработке авторов),
- заучивание наизусть потешек, скороговорок, закличек, считалок и пр.
- слушание народных музыкальных произведений;
- музыкальные игры с использованием народных инструментов;
- игры-драматизации по мотивам русских народных сказок;
- проведение тематических досуговых мероприятий;
- организация мини-выставки народных промыслов;
- работа в творческих мастерских: знакомство с декоративно-прикладным творчеством,
- изготовление обрядовых кукол в рамках реализации программы по художественно-эстетическому развитию «Волшебный сундучок».
Участники: воспитатели, музыкальный руководитель, дети старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Образовательные:
- знакомство дошкольников с народной музыкальной культурой;
- овладение простейшими элементами народной плясовой пластики;
- ознакомление детей с бытом, традициями и обычаями русского народа;
- знакомство с фольклорными произведениями, народными праздниками и традициями;
- создание у детей определенного запаса русских народных песен, сказок, закличек, хороводных игр;
- формирование потребности творчески проводить свободное время в социально-значимых целях, занимаясь различной деятельностью: музыкальной, театральной;
- совершенствование навыков игры на народных музыкальных инструментах.
2. Развивающие:
- формирование музыкальных способностей дошкольников: слуховое восприятие, чувство ритма;
- развитие устойчивого интереса к художественным произведениям и декоративно-прикладному искусству; песенному и танцевальному творчеству
- развитие чувства сопричастности к народным торжествам;
- развитие фантазии, умения находить средства выражения образа в мимике, интонации, жестах, движениях;
- развитие творческих способностей и эмоциональной сферы дошкольников;
- активизировать детей для участия в играх с развернутым театральным действом.
3. Воспитательные:
- вызывать желания детей участвовать в играх с театральными действиями;
- воспитание у детей уважительного отношения к народной культуре,
- традициям, обычаям русского народа, народному творчеству;
- воспитание навыков общения, культуры поведения в среде сверстников;
- воспитание у дошкольников художественно-эстетического вкуса;
- воспитание усидчивости, аккуратности, ответственности.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа:
- беседы по теме,
- рассматривание иллюстративного материала,
- игровые упражнения,
- чтение художественной литературы (русские народные сказки, народные сказки в обработке авторов),
- заучивание наизусть потешек, скороговорок, закличек, считалок и пр.
- слушание народных музыкальных произведений;
- музыкальные игры с использованием народных инструментов;
- игры-драматизации по мотивам русских народных сказок;
- проведение тематических досуговых мероприятий;
- организация мини-выставки народных промыслов;
- работа в творческих мастерских: знакомство с декоративно-прикладным творчеством,
- изготовление обрядовых кукол в рамках реализации программы по художественно-эстетическому развитию «Волшебный сундучок».
Участники: воспитатели, музыкальный руководитель, дети старшего дошкольного возраста.
Ход мероприятия:
Ребенок:
Во деревне то было в Орловке
Продавал старик корову Буренку…
Все вместе:
Ой, лапти да лапти, да лапти мои …
Ой, лапти да лапти, да лапти мои…
Ребенок:
А корова та была старовата
И давала молока маловато…
Все вместе:
Ой, лапти да лапти, да лапти мои …
Ой, лапти да лапти, да лапти мои…
Старик:
Отведу свою корову на базар
И кому-нибудь Буренку отдам.
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ «ЯРМАРКА» (вход)
ПЕСНЯ «ЯРМАРКА» (минус)
Подходи, честной народ!
Ярмарка у ворот.
Что душа твоя желает,
Все на ярмарке найдешь,
Без покупки не уйдешь.
Ребенок:
Мы ребята удалые!
Мы ребята озорные!
Вас мы в лавку приглашаем,
Валенки вам предлагаем.
Танец «Валенки»
Девочка:
Будем мы рядком вставать
Да мальчишек задевать.
Мальчик:
Да и мы, пожалуй, встанем,
От подружек не отстанем!
1 девочка:
Стоит Петр на копне
В попоне и колпаке.
А в попоне у Петра
Гороха полколпака.
1 мальчик:
Собрала Маргарита
Маргаритки на горе.
Потеряла Маргарита
Маргаритки на дворе.
2 девочка:
Под горой – бугор,
На бугре – Егор,
У Егора – кол,
На колу – колокол.
2 мальчик:
Села Алеся, с печи ноги свеся,
Не смейся, Алеся,
А на печи грейся!
3 девочка:
Пришел Прокоп – разрыл сугроб,
По снегу ступает – дорогу копает.
3 мальчик:
Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Ребенок:
Не ходите никуда,
Подходите все сюда.
Глядите, не моргайте,
Ворон не считайте,
Веники покупайте!
Танец с вениками
Ребенок:
Расступись, честной народ,
Старик корову продает.
Инсценировка сказки «Как мужик корову продавал»
Ребенок:
Заходите все в наш ряд,
Покупайте все подряд.
Инструменты славные,
Все в оркестре главные.
Смотрите, любуйтесь,
Долго не торгуйтесь!
Песня «Наши ложки»
Ведущий:Тары, бары, растабары, раскупили все товары.
Плясали, пели и играли, как могли вас развлекали.
Вот и солнце закатилось, наша ярмарка закрылась!
Приходите снова к нам, рады мы всегда гостям!
Ребенок:
Как с ярмарки народ разъезжался,
А старик с коровою домой возвращался.
Все вместе:
Ой, лапти да лапти, да лапти мои …
Ой, лапти да лапти, да лапти мои…
Ребенок:
Во деревне то было в Орловке,
Не продал старик корову Буренку.
ВСЕ ВМЕСТЕ: Тут и ярмарке конец, а кто пришёл к нам -молодец!
Дети встают парами и уходят из зала под русскую народную музыку.