Музыкальная гостиная «Времена года»
Касьянова Елена Леонидовна,
музыкальный руководитель
ГБДОУ детский сад № 74
Калининского района Санкт-Петербурга
Направление: Развитие дошкольного образованиямузыкальный руководитель
ГБДОУ детский сад № 74
Калининского района Санкт-Петербурга
Номинация: Методическая разработка
Пояснительная записка
Музыка является самым чудодейственным, самым тонким
средством привлечения к добру, красоте, человечности
В.А. Сухомлинский
Ни одно из искусств не действует так сильно и непосредственно на чувства человека, как музыка. Она передаёт тончайшие оттенки переживаний, недоступных слову. Согласно открытиям ученых, занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга, обеспечивая развитие сенсорных, познавательных, мотивационных систем, ответственных за движение, мышление, память. Музыкальные занятия повышают успехи в обучении чтению, развивают фонематический слух, улучшают пространственно-временные представления, координацию движений. средством привлечения к добру, красоте, человечности
В.А. Сухомлинский
Контингент современных родителей сильно помолодел, изменились ценности, ритм жизни. Родителям часто не хватает времени для простого общения с ребёнком, не говоря уже о том, чтобы вместе послушать классическую музыку. С приходом в дом современной техники человек все больше становится пассивным потребителем искусства. Основными познавательными источниками для детей становится компьютер, планшет, в лучшем случае телевизор. Утеряны традиции любительского музыцирования, не практикуется чтение вслух , домашние спектакли. Естественность и непринужденность обстановки, совместное пение, слушание музыки, та особенная атмосфера, которая создается во время занятий с любимым человеком, - все это определяет большие возможности для приобщения ребенка к музыке.
Именно поэтому родилась идея музыкальной гостиной – совместного творческого проекта взрослых и детей. Такая творческая деятельность помогает с помощью музыки объединить детей и взрослых, создать обстановку общей радости, хорошего настроения, а состояние счастья и полноты жизни – существенный признак нравственного здоровья. Когда дети живут и воспитываются в доброжелательной и гармоничной среде взрослых, добровольно участвуя в совместных творческих процессах, нравственные качества формируются естественно и целостно, легко становясь нормой и открывая путь к нравственно–здоровому, социально–позитивному образу жизни.
Музыкальная гостиная «Времена года»
(для детей старшего дошкольного возраста и их родителей)
Цель: Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе через музыку, поэзию и изобразительное искусство. Гармонизация детско-родительских отношений через участие в совместных творческих мероприятиях.
Задачи:
- Обогащать духовный мир через высокохудожественные образцы музыкального искусства.
- Формировать у детей любовь и интерес к классической музыке.
- Через эмоциональное восприятие произведений закрепить и обобщить знания о временах года.
- Будить фантазию и воображение, развивать ассоциативное и образное мышление.
- Совершенствовать умение понимать настроение музыкального произведения, передавать его в движении.
- Совместное творчество детей и родителей (танцевальные импровизации).
- Приглашение родителей, как участников в разных видах детской деятельности (пение и танцевальная импровизация)
- Подбор и разучивание стихов
- Разучивание песен и танцевальных движений
- Изготовление атрибутов
- - Использование ИКТ (презентация)
- Подбор музыкального материала ( А .Вивальди «Времена года», танцевальные композиции)
Дети:
- более увлеченно слушают классическую музыку.
- эмоциональный отклик становится глубже, осознаннее, высказывания от прослушанной музыки содержательнее.
- определяют характер музыки, передают словами возникший образ от прослушанного произведения, отражают свои впечатления в движении, пластике
- становятся активными и заинтересованными участниками педагогического процесса
- повышение общей и музыкальной культуры родителей
- проявляют интерес классической музыке, имеют представления о композиторах разных эпох, музыкальных произведениях, различают жанры музыкального искусства
- слушают произведения классической музыки дома, привлекают к слушанию детей
- посещают спектакли, концерты, где звучит классическая музыка
Ход мероприятия:
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, уважаемые гости. Сегодня вы пришли ко мне в музыкальную гостиную. Я рада видеть здесь не только маленьких участников , но и их родителей! Мы окунёмся в мир музыки и поэзии, песни и танца. А помогать мне в этом будете, конечно, все вы.
1 Вед:
Времена года
Придумала мать дочерям имена:
Вот – Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса.
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – все под солнцем цветёт,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды –
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
А. Кузнецова
Заспорили времена года: кто из них лучше? Зима говорит: « Я белоснежная, сверкающая, серебристая и пушистая.» «Нет, я лучше: я прозрачная, нежная, журчащая, лазурная, звонкая, я природу от зимнего сна пробуждаю» -говорит Весна. «А я» - спорит Лето, «Яркое, радужное, солнечное, разноцветное». А тут и Осень вступает в разговор: « А я золотая, пурпурная, багряная, урожайная».
А вы как думаете, ребята, какое время года лучше? ( ответы детей)
Вот сейчас мы и узнаем, какое время года самое замечательное!
2 Ведущий: На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
Здравствуй, гостья зима
Просим милости к нам.
Песни севера петь
По лесам и степям.
И.С. Никитин
Дети: - Белый снег пушистый в воздухе кружится,
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою всё его одело.
Всюду снег, кругом всё тихо,
Зимним сном природа спит.
И сквозь туч – седых и хмурых-
Тускло солнышко блестит.
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки
Ёлку из лесу принёс.
Ёжик ёлку наряжал.
«Как же так?» - соображал –
«На спине моей иголки
Как у новогодней ёлки!
Мы, наверно, с ней родня…
Ёлка, узнаёшь меня?»
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
Музыкальный руководитель: А сейчас представители Зимы споют нам весёлую песню.
Дети с родителями исполняют песню « Зимушка – Зима»
(музыка и слова Л.А.Вахрушевой)
Танцевальная импровизация детей с родителями (Л. Делиб «Вальс»)
Музыкальный руководитель: А теперь я предлагаю вам послушать , как венецианский композитор Антонио Вивальди изобразил Зиму в своём скрипичном концерте, а на экране мы будем смотреть картины зимней природы.
А. Вивальди «Времена года». «Зима»
Показ слайдов.
1 Вед: Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон. ( Ф.Тютчев)
А теперь, ребята, вы почитайте стихи о весне.
Дети: Посмотрите на окно
Светом залито оно
Все от солнца жмурятся
Ведь весна на улице.
Весна стучится в окна
Поёт на все лады
Блестят на солнце окна
И лужицы воды.
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна.
Если стал теплее ветер
Значит, к нам пришла весна.
Снег в лесу. Сугробов много,
Но слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает капель.
Возвращаются скворцы –
Наши старые жильцы.
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
Дети с родителями исполняют песню «Весной»
Танцевальная импровизация детей с родителями «Весна-красна»
Муз. руководитель: А теперь мы послушаем вторую часть скрипичного концерта Вивальди «Весна»
Показ слайдов.
2 Вед: По тропиночке идёт золотое лето
Переходит речку в брод, птицей свищет где-то.
Ходит, бродит по росе, по цветному лугу,
Носит радугу в косе, заплетённой туго.
А теперь нам дети расскажут стихи о лете:
Дети: Опять смеётся лето
В открытое окно,
И солнышка, и света
Опять полным полно.
Лето славится грибами
Ягодами и цветами.
А в июне соловьи
Песни петь начнут свои.
Бабочки вокруг порхают,
Урожай с цветов снимают.
И в садах, и в огородах
На плоды щедра природа.
Значит, это время года
Платит людям за их труд.
И не зря его зовут:
Лето красное, лето ясное,
Лето доброе, плодородное.
Дети с родителями поют песню «Озорная песенка»
Танцевальная импровизация «Прыгалка-скакалка»
Муз. руководитель: А вот теперь пришло время послушать следующую часть скрипичного концерта Вивальди, которая так и называется «Лето»
Показ слайдов
1Вед: Вот уж осень к нам стучится,
Дни короче, холодней…
Улетающие птицы
Пусть несут душе моей.
Вереницей улетают
Эти птицы за моря
И деревья одевают
Свой желтеющий наряд.
А теперь мы приглашаем детей прочитать стихи об осени:
Дети: Кружит листья листопад,
Листья по ветру летят,
Яркие, резные
Листья золотые
Садик мой весёлый,
Где ж твои цветы?
Под дождём осенним
Изменился ты.
Ветер злой, холодный,
Листья оборвал.
По дорожкам грязным
Все их разбросал.
Дети и родители исполняют песню «В гости осень ждём»
Танцевальная импровизация (Е. Дога «Вальс»)
Муз. руководитель: И в заключении мы послушаем ещё одну часть скрипичного концерта А. Вивальди - «Осень»
1 Вед: Ну, что ж , друзья, что вы решили, какое время года лучше? (ответы детей)
Невозможно определить, какое время года краше, потому, что каждое время года прекрасно по- своему.
Муз. руководитель: Сегодня мы познакомились с вами с творчеством венецианского композитора Антонио Вивальди и послушали его скрипичный концерт «Времена года».
Музыкальная гостиная закрывается. До новых встреч!
Список литературы:
- Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. М., 1997
- Музыкальный журнал «Колокольчик» № 39- 2007
- Музыкальный журнал «Колокольчик» № 37- 2007
- Мерзлякова С. И. «Учим петь детей 4-5 лет» ТЦ Сфера ,2016
- Мерзлякова С. И. «Учим петь детей 5-6 лет» ТЦ Сфера,2016