Создание выездного развивающего пространства для детей
дошкольного возраста как полифункциональная активность
(опыт организации и проведения)
Шедько Анна Владимировна,
руководитель детской студии
«Монтессори-Эврика»
руководитель детской студии
«Монтессори-Эврика»
Идея возникновения выездного пространства для детей дошкольного возраста возникла не случайно. Как руководитель детской студии я искала интересные возможности для организации летнего времяпрепровождения детей вне рамок студии. А директор Ботанического сада искала способы привлечения новых посетителей. Так родился новый формат сотрудничества Мемориального Ботанического сада им. Г. А. Демидова г. Соликамска, детской студии «Монтессори-Эврика» и детей и родителей, посещающих студию.
История Ботанического сада г. Соликамска уникальна и имеет длительную историю. Один лишь факт, о том, что летом 1731 года сын крупного промышленника, действительного статского советника Акинфия Демидова, Григорий заложил в селе Красном под Соликамском первый в России ботанический сад говорит о многом[1].
Ботанический сад сегодня это красивое, самобытное, динамично развивающееся место, привлекающее туристов, горожан, фотографов. Жители маленького города на Урале должны знать о саде и гордится им. Это их история. Оказаться в саду на 21 день, свободно гулять в нем, участвовать в жизни сада – это уникальная возможность для детей и их родителей.
Летний период – это важный этап в развитии личности ребенка, период активного роста, открытий и приобретения новых знаний.
История Ботанического сада г. Соликамска уникальна и имеет длительную историю. Один лишь факт, о том, что летом 1731 года сын крупного промышленника, действительного статского советника Акинфия Демидова, Григорий заложил в селе Красном под Соликамском первый в России ботанический сад говорит о многом[1].
Ботанический сад сегодня это красивое, самобытное, динамично развивающееся место, привлекающее туристов, горожан, фотографов. Жители маленького города на Урале должны знать о саде и гордится им. Это их история. Оказаться в саду на 21 день, свободно гулять в нем, участвовать в жизни сада – это уникальная возможность для детей и их родителей.
Летний период – это важный этап в развитии личности ребенка, период активного роста, открытий и приобретения новых знаний.
Информационная карта о выездном пространстве.
Цель – организация досуговой, оздоровительной, познавательной и исследовательской деятельности детей.
Задачи –
Задачи –
- создать необходимые условия для оздоровления, отдыха детей;
- развивать двигательные умения и навыки, воспитывать любовь к двигательной активности, спорту;
- формировать представления о безопасном поведении в природе;
- формировать у детей обобщенные представления о лете как времени года; признаках лета; расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений;
- формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе мероприятий;
- развивать коммуникативные навыки;
- поощрять желание трудиться в природе.
Важная особенность — это свободное общение детей в рамках разновозрастной группы вместе со взрослыми – педагогом и родителями на свежем воздухе.
Количество участников -10 детей 3–6 лет.
Категория участников – дети дошкольного возраста, посещающие студию дополнительного развития «Монтессори-Эврика»
Сроки проведения – июль, 2019г.
Программа предусматривает мероприятия, направленные на развитие сотрудничества с семьями воспитанников повышение педагогической компетентности родителей.
Количество участников -10 детей 3–6 лет.
Категория участников – дети дошкольного возраста, посещающие студию дополнительного развития «Монтессори-Эврика»
Сроки проведения – июль, 2019г.
Программа предусматривает мероприятия, направленные на развитие сотрудничества с семьями воспитанников повышение педагогической компетентности родителей.
Организация выездного пространства.
Нахождение детей в ботаническом саду планировалось с 9.00 до 13.00. Ботанический сад предоставил закрытый шатер с мебелью (столы и стулья) и термопоты с горячим чаем. Территория сада обработана от клещей. Дополнительно было завезено на период выездного пространство следующее оборудование: детские столы и стулья, спортивный инвентарь, музыкальный центр, раскраски, детские книги, карандаши, краски, фломастеры, развивающие и дидактические игры по возрасту детей (головоломки, мозаики, конструкторы, машинки, куклы, матрешки). А также средства гигиены и аптечка. У каждого ребенка имелись средства защиты от комаров, головные уборы, запасная одежда и теплые вещи.
С детьми работает педагог и помощник педагога. Родители принимают участие без ограничения и по возможности.
Совместно с директором сада, агрономом и экскурсоводом были разработаны мероприятия и экскурсии для детей.
На территории ботанического сада имеется санузел.
С детьми работает педагог и помощник педагога. Родители принимают участие без ограничения и по возможности.
Совместно с директором сада, агрономом и экскурсоводом были разработаны мероприятия и экскурсии для детей.
На территории ботанического сада имеется санузел.
Расписание выездного пространства
(расписание подвижно и зависит от погодных условий)
9.00 – встреча детей, приветствие, беседа о погоде.
9.00–10.00– индивидуальная работа с дидактическими играми в свободном режиме
10.00–10.15- физзарядка, спортивные и подвижные игры
10.15–10.30- чаепитие
10.30–11.30 – познавательная, исследовательская, трудовая деятельность в ботаническом саду.
11.30 -12.00 – ланч (родитель приносит индивидуально каждому ребенку в индивидуальной упаковке, то, что любит ребенок. Это может быть йогурт, овощное или фруктовое пюре, бисквит, печенье, фрукт).
12.00–12.20 – познавательные, обобщающие беседы, загадки.
12.20–13.00 – свободная игровая и творческая деятельность. Прощание и уход детей домой.
Поскольку педагогическая часть достаточно традиционна, то детального рассмотрения она требует. Остановимся на части, которая связана с деятельностью детей непосредственно в ботаническом саду. Она разбита на несколько направлений. Каждое направление имеет свое содержание и предполагает соответствующие формы работы и соответствует основным принципам ФГОС ДО[2].
1 направление – познавательное, исследовательское.
Процессы познания и исследования разделить довольно сложно. Любое исследование неизбежно формирует активный словарь ребенка, расширяет кругозор, позволяет задать вопросы и искать ответы на них, провести расследование и получить новое знание. Это знание можно считать активным и присвоенным. Такие знания получают, если среда, которая окружает ребенка, является предметно-пространственной, содержательно-насыщенной, полифункциональной. В рамках этого направления были запланированы и проведены следующие мероприятия:
9.00 – встреча детей, приветствие, беседа о погоде.
9.00–10.00– индивидуальная работа с дидактическими играми в свободном режиме
10.00–10.15- физзарядка, спортивные и подвижные игры
10.15–10.30- чаепитие
10.30–11.30 – познавательная, исследовательская, трудовая деятельность в ботаническом саду.
11.30 -12.00 – ланч (родитель приносит индивидуально каждому ребенку в индивидуальной упаковке, то, что любит ребенок. Это может быть йогурт, овощное или фруктовое пюре, бисквит, печенье, фрукт).
12.00–12.20 – познавательные, обобщающие беседы, загадки.
12.20–13.00 – свободная игровая и творческая деятельность. Прощание и уход детей домой.
Поскольку педагогическая часть достаточно традиционна, то детального рассмотрения она требует. Остановимся на части, которая связана с деятельностью детей непосредственно в ботаническом саду. Она разбита на несколько направлений. Каждое направление имеет свое содержание и предполагает соответствующие формы работы и соответствует основным принципам ФГОС ДО[2].
1 направление – познавательное, исследовательское.
Процессы познания и исследования разделить довольно сложно. Любое исследование неизбежно формирует активный словарь ребенка, расширяет кругозор, позволяет задать вопросы и искать ответы на них, провести расследование и получить новое знание. Это знание можно считать активным и присвоенным. Такие знания получают, если среда, которая окружает ребенка, является предметно-пространственной, содержательно-насыщенной, полифункциональной. В рамках этого направления были запланированы и проведены следующие мероприятия:
- «Интересное слово – оранжерея. Что это такое?». Экскурсия.
- «Ключ, ручей, пруд, река. Почему вода — это жизнь?» Экскурсия-исследование.
- «Аптекарский огород. Растения-врачи» Экскурсия-встреча с агрономом ботанического сада.
- «Клумба, грядка, аллея, теплица – что где растет?» Целевая прогулка, встреча с агрономом ботанического сада.
- «Где живут пчелы?» Наблюдение за ульями. Дегустация меда.
- «Птичий двор». Наблюдение и кормление цесарок, куриц, гусей.
- «Подводный мир» Наблюдение за форелями в реке.
2 направление – эстетическое.
Данное направление предполагает на основе прогулок, путешествий, наблюдений, бесед и рассказов формирование чувства прекрасного, переживания чувства прекрасного. При общении с природой, взаимодействии с растениями и животными дети становятся добрее, проявляют интерес к природе, радуются увиденному, осваивают правила и нормы поведения в природе. В рамках этого направления были запланированы и проведены следующие мероприятия:
Данное направление предполагает на основе прогулок, путешествий, наблюдений, бесед и рассказов формирование чувства прекрасного, переживания чувства прекрасного. При общении с природой, взаимодействии с растениями и животными дети становятся добрее, проявляют интерес к природе, радуются увиденному, осваивают правила и нормы поведения в природе. В рамках этого направления были запланированы и проведены следующие мероприятия:
- «Прогулка к английскому саду»
- «Прогулка к японскому саду»
- «Прогулка к французскому саду»
- «Путешествие на поляну «Вокруг земли»
- «Наблюдение за цветением ирисов»
- «Наблюдение за цветением пионов»
- «Наблюдение за цветением кувшинок в пруду»
- «Помоги саду». Высадка бархатцев и календул на бордюры сада с помощью агронома и родителей.
- «Помоги саду». Полив растений.
Необходимо отметить, что реализацию этого направления невозможно отделить от воспитания экологической культуры и чувства патриотизма, так как проживание деятельности в природе и формирует у детей гуманное, трепетное, ответственное отношение к природе своего края и страны.
В целом, важно, что указанные направления реализуются неотделимо друг от друга в процессе каждодневной, продуманной, целенаправленной деятельности через многообразие форм и методов работы.
Пребывание детей в Ботаническом саду закончилось на главной поляне Ботанического сада. На пикник на природе были приглашены работники Ботанического сада и семьи с детьми. Звучали обоюдные слова благодарности за прекрасное время, проведенное вместе в природе.
Таким образом, организованная полифункциональная активность детей в природе через прогулки, путешествия, экскурсии, беседы, наблюдения, исследования, труд развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения, дают обогащенную почву для размышлений, побуждают пытливость и любознательность[3].
Скорее всего, проведя в ботаническом саду с родителями не один день большинство детей пригласят их туда снова. Увидев всю созданную руками сотрудников красоту сада, великолепие растений, дети сейчас или чуть позже, безусловно захотят создать нечто подобное в окружающем их повседневном пространстве.
В целом, важно, что указанные направления реализуются неотделимо друг от друга в процессе каждодневной, продуманной, целенаправленной деятельности через многообразие форм и методов работы.
Пребывание детей в Ботаническом саду закончилось на главной поляне Ботанического сада. На пикник на природе были приглашены работники Ботанического сада и семьи с детьми. Звучали обоюдные слова благодарности за прекрасное время, проведенное вместе в природе.
Таким образом, организованная полифункциональная активность детей в природе через прогулки, путешествия, экскурсии, беседы, наблюдения, исследования, труд развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения, дают обогащенную почву для размышлений, побуждают пытливость и любознательность[3].
Скорее всего, проведя в ботаническом саду с родителями не один день большинство детей пригласят их туда снова. Увидев всю созданную руками сотрудников красоту сада, великолепие растений, дети сейчас или чуть позже, безусловно захотят создать нечто подобное в окружающем их повседневном пространстве.
[1] https://solbotsad.ucoz.ru/
[2] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
[3] Сохранение историко-культурного наследия ботанических садов России в новых экономических условиях [Текст]: материалы 4 Всероссийской научно-практической ученых, специалистов, преподавателей вузов, педагогов образовательных учреждений7-8 сентября 2009/ГОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт». – Соликамск: РИО СГПИ, 2009. – 127с. С.43.